12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитина Евгения Викторовна38

Никитина Е.В.

учитель русского языка и литературы

лицея им.Н.В.Гоголя

г.Кишинева РМ

I дидактическая степень


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО ТВОРЧЕСТВУ Н.В ГОГОЛЯ


Цель: - открыть учащимся своеобразие творчества, неповторимость, оригинальность языка Н.В.Гоголя;

- пробудить интерес к чтению его произведений; раскрыть значение авторского присутствия в поэме и ранних произведениях;

- приобщить учащихся к исследовательской работе;

- совершенствовать умение строить высказывание на заданную тему.

- развивать навыки работы в парах, группах, умение оценивания и самооценивания.


ВСТУПЛЕНИЕ.


Николай Васильевич Гоголь – один из величайших русских писателей. Вместе со своим старшим современником Пушкиным он сформировал облик новой русской литературы, предопределил пути ее развития.

Великое всегда уникально, прекрасно своей неповторимостью. Мысль эта справедлива и по отношению к творчеству Гоголя. Уже современников поражало своей необычностью каждое новое произведение писателя. Неожиданностью открытия «тайн» жизни, смешных и печальных, трагических и прекрасных, фантастических и обыденных.

Сегодня у нас есть уникальная возможность совершить путешествие по страницам произведений, многим из которых почти по 200 лет. Так долго они живут в мире литературы, но так и не утратили своего значения, а может даже наоборот, зазвучали с новой силой. Мы искренне верим, что здесь собрались настоящие ценители и любители творчества Гоголя. Одним предстоит продемонстрировать то, что они знают о жизни писателя, как ориентируются в текстах произведений. Причем вам предстоит оценить работу друг друга и свою собственную. То есть в конце нашего турнира вы определите самого активного участника в вашей команде. Другим выпала еще более сложная задача – оценить знания участников нашего марафона. Эту почетную миссию сегодня будут выполнять:

Представление жюри.


«КРЫЛАТАЯ ФРАЗА».

Такая фраза есть в каждом гоголевском произведении, по ней мы безошибочно узнаём его. На столике жюри стоят флажки, на полотнищах которых написана эта фраза. Пусть каждая творческая группа найдет свой флажок, он станет ее визитной карточкой.

«Нет уз святее товарищества!» («Тарас Бульба»)

«Божественная ночь! Очаровательная ночь!» («Майская ночь, или Утопленница»)

«Скучно на этом свете, господа!» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

«Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» («Ночь перед Рождеством»)

«Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!.. Эх вы!..» («Ревизор»)

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду?» («Мертвые души»)


БЛИЦТУРНИР.

Теперь, когда у каждой творческой группы есть своя визитная карточка, мы можем начать блицтурнир.

Каждая команда выбирает вопрос, время обдумывания – 20 секунд.

За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.

Блицтурнир состоит из двух частей:


Историко-литературная разминка.


Два великих человека России, лучше всего понявшие и оценившие Гоголя при его жизни, - Пушкин и Белинский. Эта оценка в равной степени относится и к нашему времени. Но мы сегодня не оцениваем творчество писателя. Цель историко-литературной разминки – войти в мир Гоголя: его жизни и его произведений.


1) Кто раньше родился: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов или Н.В.Гоголь? Напишите даты рождения этих писателей.

2) Кто из писателей дольше прожил: Пушкин, Лермонтов или Гоголь? Напишите даты смерти этих писателей. Где они похоронены?

3) В каких учебных заведениях получали образование Пушкин, Лермонтов, Гоголь?

4) Когда происходят события в повести Гоголя «Тарас Бульба»? Где находилась Запорожская Сечь?

5) Какое отношение к гоголевскому «Ревизору» имел Пушкин?

6) В каком году была осуществлена первая постановка «Ревизора»? Где состоялась премьера?

7) Был ли М.Ю.Лермонтов к тому времени известным в России поэтом?

8) Кто так отозвался о «Ревизоре»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?

9) Перечислите повести, входящие в сборник «Петербургские повести».

10) Кто такой Рудый Панько?


Биография Гоголя.


Все великое уникально, уникальна и судьба великого человека. Масштаб всемирного значения Гоголя еще не определен. Мы, конечно, не выполним эту задачу в рамках нашего состязания. Мы просто продемонстрируем знание некоторых биографических фактов из жизни Гоголя.


Какие географические места, связанные с детством писателя, встречаются в его произведениях?

Какую книгу составил Гоголь еще в гимназии?

Когда и где закончил Гоголь гимназию и куда и с кем направился по окончании ее?

Назовите первое напечатанное произведение Гоголя.

Почему 1831 год - один из самых знаменательных в жизни Гоголя?

Перечислите страны, где побывал Н.В.Гоголь в продолжение всей жизни.


«СУНДУК СО СТАРЫМИ ВЕЩАМИ».


«Тем то и велико создание «Мертвых душ», что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение», - утверждал В.Г.Белинский. Конечно, нет мелочей у Гоголя. Каждый предмет, вещь несет огромную, значимую роль. Своего рода, это характеристика человека, которому он принадлежит.

Заглянем в сундук со старыми вещами. Не все вещи в нем – собственность гоголевских персонажей. Вы должны выбрать из этого вороха только те, которые принадлежат героям, и назвать, кому именно.

За неимением предметного ряда, воспользуемся набором карточек.

Правильно названный предмет оценивается в 1 балл. Если вы определите, кому принадлежит данный предмет, получите дополнительный балл.

Люлька (Тарас Бульба), сабля (запорожцы), бекеша (Иван Иванович), букварь(Остап), мешок (Вакула, Солоха, черт), черевички (царица, Вакула), чехольчик на зубочистку (жена Манилова), шпора (Плюшкин), стенные часы (Коробочка), шашки (Ноздрев).

Заячий тулуп (Гринев, Пугачев), диван (Обломов), топор (Раскольников), малиновый берет (Татьяна Ларина), пенсне (Пьер Безухов).


«МАСТЕР СЛОВА»

Гоголь – удивительный художник. Его кисти и краски – слова, при помощи которых он создает поразительные картины природы и убедительные живые характеры, заставляет своих героев говорить сочным выразительным языком. А как это ему удается?

Участникам предлагается литературный пейзаж и литературный портрет. Назвать произведение и героев. Указать выразительные средства в данном фрагменте.

За каждый правильный ответ – 5 баллов


Пейзажи.

Описание украинской ночи в повести «Майская ночь, или Утопленница».

Описание Петербурга в повести «Ночь перед Рождеством».

Описание степи в повести «Тарас Бульба».

Описание Невского проспекта в повести «Невский проспект».

Описание города в повести «Портрет».

Описание Петербурга в повести «Шинель».

Портреты героев.

1. Панночки в повести «Майская ночь, или Утопленница».

2. Оксаны в повести «Ночь перед Рождеством».

3. Параски в повести «Сорочинская ярмарка».

4. Панночки в повести «Вий».

5. Ивана Александровича Хлестакова в комедии «Ревизор».

6. Описание Чичикова и помещиков в поэме «Мертвые души».


«МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ», а также «ЖИЗНЬ ДО МЕЛОЧЕЙ»


Приоткрывая секреты своего творческого мастерства, Гоголь признавался: «Это полное воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня только тогда, когда я заберу в уме своем весь этот прозаический дрязг жизни, когда, содержа в голове своей все крупные черты характера, соберу в то же время его всё тряпьё до мельчайшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека…».

Таким образом, описание домашней обстановки, вещей, окружающих гоголевских героев, различные бытовые детали – всё это играет огромную роль в создании образов-типов.

Вам предстоит поработать в качестве дизайнеров: расставить предметы в жилища героев.

Для этого вам необходимо узнать элементы интерьера и предметы, которые принадлежат героям. Назовите героев.

За каждый правильный ответ – по 2 балла. Правильное соединение – 4 балла.


Описание комнаты в доме Манилова в «Мертвых душах».

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». (т.2, Глава 2, стр.161).


2. Описание комнаты в доме Плюшкина.

Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. (т.2, Глава 6, стр.249-250)


3. Описание комнаты в доме Коробочки.

…комната была обвешена старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…невмочь было ничего более заметить. (т.2,Глава 3, стр.180)


1. Подсвечник Манилова.

Ввечеру подавался на стол очень щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуга. (т.2, Глава 2, стр.162)


2. Картины Плюшкина.

По стенам навешено было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. (т.2, Глава 6, стр.250)


3. Картины Коробочки.

Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. (т.2, Глава 3, стр.183)



ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.


1. Узнайте по описанию, кто живет в этой комнате:


Описание светлицы в повести «Тарас Бульба»/

Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. (т.1, Глава I, стр.265)


Описание интерьера в повести «Старосветские помещики».

Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержавшийся с такою опрятностию, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме, лениво подметаемый невыспавшимся господином в ливрее.

Комната…была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висело по стенам. Множество клубков с разноцветною шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. (т.1, стр.244)


Описание комнаты в доме Ноздрева.

Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами. (т.2, Глава 4, стр.208)


Картины Собакевича.

На картинах всё были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.

(т.2, Глава 5, стр.230)

Мышь Чичикова.

Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал ее тоже очень выгодно. (т.2, Глава 11, стр.261-262)


Шкатулка Чичикова.

…план и внутреннее расположение шкатулки… Вот оно, внутреннее расположение: в самой середине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкою для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. (т.2, Глава 3, стр.192)


2. Назови имя героя:


1) Как звали Чичикова (Павел Иванович)

Башмачкина ( Акакий Акакиевич)

Хлестакова? ( Иван Александрович)

2) Как звали старосветских помещиков? (Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович)

А Коробочку? (Настасья Петровна)

3) Как зовут главных героев повестей: «Ночь перед Рождеством» (Оксана и Вакула), «Майская ночи, или Утопленница» (Ганна и Левко),

«Сорочинская ярмарка» (Параска и Грицько).



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


При подведении итогов учесть активность участников, богатство речи, выразительность чтения отрывков, оригинальность ответов, творческий подход.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.


Творческая биография Гоголя сложна, очень сложна. Войти в мир его помыслов, дум, намерений, свершений непросто. Но есть у гоголевской биографии свойство, которое облегчит нам эту задачу. Это – целеустремленность писателя.

Гоголь говорил и не раз об этом своем качестве. «Вы не почтете ничтожным мечтателем того, который около трех лет неуклонно держится одной цели и которого насмешки, намеки более заставят укрепнуть в предположенном начертании».

Он признавался: «Мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действия и что я сделаю даже что-то для общего блага».

Может быть, сегодняшняя встреча поможет вам поверить в собственные силы, поверить в себя. Мы очень надеемся, что среди вас, которых ожидает просторный круг действия, много таких людей, готовых сделать что-то для общего блага.



Приложение к марафону.



«КРЫЛАТАЯ ФРАЗА»

«Нет уз святее товарищества!» («Тарас Бульба»)

«Божественная ночь! Очаровательная ночь!» («Майская ночь, или Утопленница»)

«Скучно на этом свете, господа!» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

«Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» («Ночь перед Рождеством»)

«Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!.. Эх вы!..» («Ревизор»)

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду?» («Мертвые души»)


БЛИЦТУРНИР

1. Историко-литературная разминка.


1. Кто раньше родился: А.С.Пушкин (1799), М.Ю.Лермонтов (1814) или Н.В.Гоголь (1809)? Напишите даты рождения этих писателей.

2. Кто из писателей дольше прожил: Пушкин (1837), Лермонтов (1841) или Гоголь (1852)? Напишите даты смерти этих писателей. Где они похоронены? (Пушкин - у стен Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского и Тригорского Псковской губернии), (Лермонтов – в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах Пензенской губернии), (Гоголь – на Новодевичьем кладбище в Москве (сначала – на кладбище Данилова монастыря)

3. В каких учебных заведениях получали образование Пушкин (Царскосельский лицей), Лермонтов (Благородный пансион при Московском университете, Московский университет, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге), Гоголь (Полтавское поветовое училище, Нежинская гимназия)?

4. Когда происходят события в повести Гоголя «Тарас Бульба»? (действие происходит в конце ХV- начале XVI века, еще до присоединения Украины к России). Где находилась Запорожская Сечь? («Это было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле…у берегов острова Хортицы, где была тогда Сечь, так часто переменявшая свое жилище» )

5. Какое отношение имел к гоголевскому «Ревизору» имел Пушкин? (Пушкин рассказал ему «чисто русский анекдот» - как его в 1833 году в Нижнем Новгороде приняли за ревизора; рассказал и о том, как один его знакомый – издатель журнала «Отечественные записки» Свиньин был принят в Бессарабии за важного петербургского чиновника; в городе Устюжна некий господин, выдавая себя за ревизора, обобрал весь город).

6. В каком году была осуществлена первая постановка «Ревизора»?(в 19 (31 )апреля 1836) Где состоялась премьера? (в петербургском Александринском театре).

7. Был ли М.Ю.Лермонтов к тому времени известным в России поэтом? (Нет, так как слава к нему пришла в 1837 году, после создания стихотворения «Смерть Поэта»)

8. Кто так отозвался о «Ревизоре»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»? (государь Николай I).

9. Перечислите повести, входящие в сборник «Петербургские повести». ( «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Коляска», «Шинель»).

10. Кто такой Рудый Панько? (главное место среди героев занимает рудый, т.е. по-украински «рыжий» пасечник Панько; его именем Гоголь подписал предисловие, ему приписал и авторство всего сборника).

2. Биография Гоголя.


Какие географические места, связанные с детством писателя, встречаются в его произведениях? (Сорочинцы, Миргород, Диканька)

Какую книгу составил Гоголь еще в гимназии? («Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия»)

Когда и где закончил Гоголь гимназию и куда и с кем направился по окончании ее?

(В 1828 году, в Нежине; затем отправился в Петербург вместе с А.Данилевским и крепостным слугой Якимом Нимченко).

Назовите первое напечатанное произведение Гоголя. (в 1829 году под псевдонимом В.Алов издал поэму «Ганс Кюхельгартен»).

Почему 1831 год - один из самых знаменательных в жизни Гоголя?

(Весной в доме литератора П.А.Плетнева познакомился с Пушкиным)

Перечислите страны, где побывал Н.В.Гоголь в продолжение всей жизни.

(Германия, Италия, Франция, Мальта, Палестина, Турция )



«СУНДУК СО СТАРЫМИ ВЕЩАМИ»


Выбрать только те предметы, которые принадлежали гоголевским героям. За каждый правильно названный предмет 1 балл. Если назван герой, которому принадлежит этот предмет, – дополнительно 1 балл.


Люлька (Тарас Бульба), сабля (запорожцы), бекеша (Иван Иванович), букварь(Остап), мешок (Вакула, Солоха, черт), черевички (царица, Вакула), чехольчик на зубочистку (жена Манилова), шпора (Плюшкин), стенные часы (Коробочка), шашки (Ноздрев).

Заячий тулуп (Гринев, Пугачев), диван (Обломов), топор (Раскольников), малиновый берет (Татьяна Ларина), пенсне (Пьер Безухов).


«МАСТЕР СЛОВА»


Участникам предлагается литературный пейзаж и литературный портрет. Выразительно прочитать, назвать участников и героев. Указать выразительные средства в этом отрывке. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

Пейзажи.

1.Описание украинской ночи в повести «Майская ночь, или Утопленница».

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. ( т.1, Глава П, стр.87)


2.Описание Петербурга в повести «Ночь перед Рождеством».

Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились род домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. (т.1, стр.156)


3. Описание степи в повести «Тарас Бульба».

Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. (т.1, Глава П, стр.278-279).


4. Описание Невского проспекта в повести «Невский проспект».

Но как только сумерки упадут на домы и улицы и будочник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. Вы встретите очень много молодых людей, большею частью холостых, в теплых сюртуках и шинелях В этом чувствуется какая-то цель, или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчетное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. (т.1, стр.469).


5. Описание города в повести «Портрет».

Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы, обращенные к той стороне, чуть озарялись ее теплым светом; а между тем уже холодное синеватое сияние месяца становилось сильнее. Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю, отбрасываемые домами и ногами пешеходов. Уже художник начинал мало-помалу заглядываться на небо, озаренное каким-то прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из его уст слова: «Какой легкий тон!» - и слова: «Досадно, черт побери!» ( т.1, Ч.I, стр.527)


6.Описание Петербурга в повести «Шинель».

Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже – масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде не души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. (т.1, стр.596).


Портреты героев.


1. Панночки в повести «Майская ночь, или Утопленница».

Окно тихо отворилось, и та же самая головка, которой отражение видел он в пруде, выглянула, внимательно прислушиваясь к песне. Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна! (т.1, Глава У «Утопленница», стр.103)


2. Оксаны в повести «Ночь перед Рождеством».

По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы о чем-нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, в живой юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигающей душу, вдруг доказало противное. (т.1, стр.130-131).


3. Параски в повести «Сорочинская ярмарка».

…на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке. (Глава I, стр.40).


4. Панночки в повести «Вий».

…перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте… Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний: уста – рубины, готовые усмехнуться. (т.1, стр.398).


5. Ивана Александровича Хлестакова в комедии «Ревизор».

Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно. (т.2, Замечания для господ актеров, стр.7).


6. Описание Чичикова и помещиков в поэме «Мертвые души».

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. (т.2, Глава 1, стр144).


7. Описание Плюшкина.

Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух.(т.2, Глава 6, стр.250)


«МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ», а также «ЖИЗНЬ ДО МЕЛОЧЕЙ»


Участникам предлагается расставить предметы в жилища героев. За каждое правильно определенное описание – 2 балла. В итоге за правильную расстановку – 4 балла.


Описание комнаты в доме Манилова в «Мертвых душах».

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». (т.2, Глава 2, стр.161).


2. Описание комнаты в доме Плюшкина.

Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. (т.2, Глава 6, стр.249-250)


3. Описание комнаты в доме Коробочки.

…комната была обвешена старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…невмочь было ничего более заметить. (т.2,Глава 3, стр.180)


1. Подсвечник Манилова.

Ввечеру подавался на стол очень щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуга. (т.2, Глава 2, стр.162)


2. Картины Плюшкина.

По стенам навешено было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. (т.2, Глава 6, стр.250)


3. Картины Коробочки.

Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. (т.2, Глава 3, стр.183)


ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ


Описание светлицы в повести «Тарас Бульба».

Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. (т.1, Глава I, стр.265)


Описание интерьера в повести «Старосветские помещики».

Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержавшийся с такою опрятностию, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме, лениво подметаемый невыспавшимся господином в ливрее.

Комната…была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висело по стенам. Множество клубков с разноцветною шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. (т.1, стр.244)


3. Описание комнаты в доме Ноздрева.

Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами. (т.2, Глава 4, стр.208)

4. Картины Собакевича.

На картинах всё были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.

(т.2, Глава 5, стр.230)

5. Мышь Чичикова.

Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал ее тоже очень выгодно. (т.2, Глава 11, стр.261-262)


6. Шкатулка Чичикова.

…план и внутреннее расположение шкатулки… Вот оно, внутреннее расположение: в самой середине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкою для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. (т.2, Глава 3, стр.192)



Как звали Чичикова, Башмачкина, Хлестакова? (Павел Иванович, Акакий Акакиевич, Иван Александрович)

Как звали старосветских помещиков? (Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович) А Коробочку? (Настасья Петровна)

Как зовут главных героев повестей: «Ночь перед Рождеством» (Оксана и Вакула), «Майская ночи, или Утопленница» (Ганна и Левко), «Сорочинская ярмарка» (Параска и Грицько).


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ






ПРИМЕЧАНИЕ: Все цитаты приводятся по изданию: Н.В.Гоголь. Собрание сочинений в 2-х томах.

Кишинев. Литература артистикэ. 1985





11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.