Урок-презентация «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» (10 класс)
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ 1809-1852
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний. В.Г.Белинский Портрет Н.В.Гоголя. Художник Ф.А.Моллер. 1843 Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины. Н. Г. Чернышевский
«Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохранят все прекрасное. Я испытал это на себе». Из письма Н.В.Гоголя матери Семья
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта ст. ст. 1809 года в селе Сорочинцы недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка, в обстановке безбедного быта и родительского баловства. Детство
«Еще бывши в школе, чувствовал я временами расположение к веселости и надоедал товарищам неуместными шутками. Но это были временные припадки; вообще же я был характера скорей меланхолического и склонного к размышлению». Из письма Н.В.Гоголя В.А.Жуковскому Здание гимназии высших наук в Нежине, где в 1821-1828 гг. учился Н.В.Гоголь. Нежинская гимназия Нежин Н.В.Гоголь – гимназист. Портрет работы неизв. художника. 1827
Петербург. Первые литературные выступления «Может быть, мне целый век достанется отжить в Петербурге, по крайней мере, такую цель начертал я уже издавна. …я пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу», — писал Гоголь из Нежина своему дяде П. П. Косяровскому 3 октября 1827 г. Отрицательные рецензии на поэму «Ганц Кюхельгартен» побудили Гоголя уничтожить книгу.
20 мая 1831 года состоялось знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 г. они часто встречались в Царском Селе, где Пушкин жил на даче. Знакомство с Пушкиным Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский и А.С.Пушкин летом 1831 г. в Царском Селе. Худ. П.Геллер. Конец XIX в. А.С.Пушкин у Н.В.Гоголя. Худ. М.П.Клодт. 1887
Глубокий интерес к народной жизни, народному искусству и языку, зародившийся у Гоголя еще в детстве, не ослабевал и в дальнейшем. В родной Васильевке Гоголь слушал и записывал народные песни. Он внимательно изучал фольклорные сборники; в письмах к матери просил сообщать ему народные поверья и предания. Образы народной поэзии наряду с реальными впечатлениями жизни украинского села легли в основу повестей, составивших книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«Сейчас прочел Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…» А.С.Пушкин «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831)
«Миргород» (1835) • Знакомы ли вам эти герои? • Назовите произведение, вошедшее в сборник Н.В.Гоголя «Миргород». • Какие еще произведения из этого сборника вам знакомы?
• К каким произведениям Н.В.Гоголя могут служить иллюстрацией эти полотна русских художников? • Вспомните авторов и названия картин
Арабески – арабские письмена или ковровые узоры, сочетание чего-то разнородного. Почти одновременно с «Миргородом» был напечатан сборник «Арабески». В него вошли статьи Гоголя по вопросам истории, искусства, литературы и петербургские повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». «Арабески» (1835) «Портрет» «Невский проспект»
«Арабески» и «Миргород» носят на себе все признаки зреющего таланта. В них меньше этого упоения, этого лирического разгула, но больше глубины и верности в изображении жизни». В.Г.Белинский Вместе с Пушкиным Гоголь прокладывал пути передовой реалистической русской литературы. Он принимал деятельное участие в журнале Пушкина «Современник», где напечатал повести «Коляска» и «Нос». А.С.Пушкин подсказал Н.В.Гоголю сюжеты крупнейших его произведений – комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».
• О каком произведении Н.В.Гоголя идет речь? «Сегодня, 19 апреля, на Александринском театре в первый раз …, оригинальная комедия в 5 действиях. Сочинение Н.Гоголя… Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество…» Газета «Санкт-Петербургские ведомости» за 19 апреля 1836 г. «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия». Н.В.Гоголь
«Читал Гоголь так, как едва ли кто может читать. Это было верх удивительного совершенства. М.П.Погодин Н.В.Гоголь читает «Ревизора» перед артистами Малого Театра «Ревизор» (1836)
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н.В.Гоголь «Авторская исповедь»
Такими видит героев комедии художник М. Добужинский • Назовите этих героев. • Какие детали внешности помогли вам назвать персонажей комедии «Ревизор»?
Проверьте себя Городничий Ляпкин-Тяпкин Марья Антоновна Земляника Хлестаков Анна Андреевна
Восприняв шумную критику вокруг «Ревизора» как провал своего произведения, Гоголь морским путем выехал из Петербурга в Германию. «Теперь передо мною чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь… одна только прекрасная Русь». Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь. Портрет работы К.Мазера. 1840 Годы странствий «Еду за границу, там размыкаю ту тоску, которую наносят мне ежедневно мои соотечественники. Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне». Из письма Н.В.Гоголя М.С.Щепкину
«Гоголь – человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство… Чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом – человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце». А.Иванов Н.В.Гоголь в Риме Портрет Н.В.Гоголя. Художник А.Иванов. 1841 Н.В.Гоголь среди художников в Риме. Дагерротип. 1845 Дом в Риме, где жил Н.В.Гоголь в 1838-1842 гг. На доме мемориальная доска
«…Я принялся за «Мертвых душ», которых было начал в Петербурге… Если совершу это творенье так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет мое имя». Гоголь – В.А.Жуковскому, 12 ноября 1836 г., Париж Поэма «Мертвые души». Первый том (1835-1842)
«Думаю, по случаю выхода «Мертвых душ», написать несколько статей вообще о ваших сочинениях… Величайшею наградою за труд для меня может быть ваше внимание и ваше доброе, приветливое слово… Вы у нас теперь один, – и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою; не будь вас, – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни нашего отечества…» Из письма В.Г.Белинского Н.В.Гоголю, 20 апреля 1842 г. Белинский и Гоголь
«Уже вскоре после своего появления «Шинель» стала ощущаться как «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В.Г.Белинский), как открытие новой темы – темы «маленького человека», равнозначное манифесту человеческого равенства и неотъемлемых прав личности в любом ее состоянии и звании». Ю.В.Манн «Шинель» (1842) Акакий Акакиевич у «значительного лица». Рисунок Кукрыниксов. 1951
Второй том «Мертвых душ» создавался в неизмеримо более трудных условиях, чем первый. Изменились взгляды писателя на жизнь, искусство, религию. Разлад между христианскими идеалами и жизнью приводит Гоголя к духовному кризису. Как художник, Гоголь был недоволен вторым томом, он чувствовал, что в нем отсутствует художественная правда. Его терзали мучительные сомнения. Все это стало причиной уничтожения рукописи. Первую редакцию Гоголь сжег в 1845 году, так как недостаточно ясно показал пути и дороги к идеалу. За девять дней до смерти он предает огню и беловую рукопись второго тома. «Мертвые души». Второй том (1842-1852) Н.В.Гоголь незадолго до смерти. Рисунок Э.Дмитриева-Мамонова
Неудовлетворенность взыскательного художника «положительными» образами второго тома «Мертвых душ», их нежизненностью, желание сказать миру свое «спасительное слово» побудили Гоголя выступить с публицистической книгой писем-статей «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). Последние годы Дом на Никитском бульваре в Москве, где жил последнее время и умер Н.В.Гоголь Мучительные переживания, вызванные неразрешимыми социальными противоречиями, и тяжелая болезнь подтачивали физические силы Гоголя и привели его к смерти 21 февраля (4 марта) 1852 г.
Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России… Н.В.Гоголь Бессмертие Могила Н.В.Гоголя на Новодевичьем кладбище в Москве Памятник Н.В.Гоголю на Гоголевском бульваре в Москве. Скульптор Н.В.Томский
«...Гоголь, бесспорно, реалист — у кого найдешь больше правды в образах? Но он, смеша и смеясь, невидимо плакал: оттого в его сатиры и улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием». И.А.Гончаров Значение творчества Н.В.Гоголя «Дорого русскому сердцу имя Гоголя, ...никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества; лучшие и современные деятели нашей литературы могут быть названы последователями Гоголя; на всех их произведениях лежит печать его влияния, следы которого еще долго, вероятно, останутся в русской словесности». Д.И.Писарев Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. ……………………………. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя! Н.А.Некрасов, «В день смерти Гоголя, 21 февраля 1852 г.».