Интеллектуально-развлекательная игра «Битва эрудитов» (9 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
Интеллектуально-развлекательная игра «Битва эрудитов»
Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ №31 Каратавова Ирина Александровна
Цели проведения мероприятия:
формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка и литературы;
развитие коммуникативной и компетенции, культуры общения;
воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.
Оборудование: листы с заданиями для каждой команды;
Формы работы: групповая, индивидуальная
Форма проведения: беседа, викторина
Эпиграф
В цепи человек стал последним звеном
И лучшее всё воплощается в нём.
Как тополь, вознёсся он гордой главой,
Умом одарённый и речью благой,
Вместилище духа и разума он-
Весь мир бессловесных ему подчинён.
Фирдоуси
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждут вопросы из тонких наук: литературы и языкознания. Придется побороться за звание сильнейших. Итак, начнем.
1. Ведущий: разделитесь на три команды. Придумайте название . Так жюри легче будет с вами общаться. Начинаем игру. Сначала пусть поборются капитаны команд и выполнят задания. Тот, кто больше наберет очков, даст шанс на победу своей команде. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, за каждый верный ответ получает по 1 баллу.
- Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))
- Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
- Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)
- Закончите фразу : « Ты один мне надежда и опора, о……..(великий, могучий и правдивый русский язык»
- Как называется язык, на котором ведется богослужение в православных храмах (церковнославянский)
- Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)
- Определите значение слова десница (правая рука)
- Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)
- На основе какой азбуки было создано русское письмо? (на основе кириллицы)
2. Ведущий: первый вопрос из области «Языкознание»
Внимание-вопрос:
Что обозначает выражение «Стоит, словно аршин проглотил»?
1. человек устал и не соображает
2. держится неестественно прямо +
3. мечтает
3. Ведущий: следующий вопрос выявит, насколько близок вам народный образ мыслей, народное остроумие.
Внимание-вопрос: В русской пословице говорится, что он «…и вору даст фору». Про кого это?
1. дурак
2. разбойник
3. азартный игрок +
4. Ведущий: один древний философ не уставал твердить: «Всё, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды» Прошу вас сосредоточиться. Следующий вопрос из области литературы.
Внимание – вопрос. Екатерина II,прочитав произведение этого автора, сказала о нём: «Он бунтовщик хуже Пугачёва.» Его приговорили к смертной казни , которую потом заменили ссылкой, надеясь , что из ссылки он не вернётся-погибнет
1. Радищев +
2. Фонвизин
3. Карамзин
5. Ведущий: Вы слышали, что « риск - благородное дело»? Следующий вопрос опять литературный, заодно можете проверить знания по географии.
Итак, внимание – вопрос: После подавления Пугачёвского бунта, в котором выступали яицкие казаки, река Яик была переименована указом императрицы Екатерины II . После подавления восстания Пугачёва были изменены многие географические названия, чтобы ничто не напоминало о бунте . Как стала называться река Яик?
1. Енисей
2. Урал +
3. Волга
6. Ведущий: Мудрец способен судить о поэзии и о музыке, хотя сам не пишет стихов. Догадались, к чему это я? Следующий мой вопрос из области поэзии. Какому герою М.Лермонтова посвящаются эти строки?
«Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.»
1 . Мцыри
2 . Кирибеевичу
3 . Калашникову +
7. Ведущий: о каком герое и из какого произведения эти строки?
«Театра злой законодатель, непостоянный обожатель
Очаровательных актрис…»
(Онегин из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
8. Ведущий: А теперь вопрос из русского языка.
В каком слове ударение поставлено неправильно?
1 мЕльком
2 водопровОд
3 копировАть +
9. Ведущий: Кто силён в орфографии, спешите ответить.
Вопрос: В каком слове сделана ошибка?
1. праобраз +
2. промокод
3. праязык
10. Ведущий:
Кто из писателей был представителем русского сентиментализма?
1. Карамзин +
2. Державин
3. Грибоедов
11.Ведущий: Кто из вас в ладу с музыкой?
Внимание, вопрос : Что такое реквием? Назовите произведение, в котором герой писал реквием перед собственной смертью?
(Реквием- заупокойная месса в католической церкви латинского обряда, реквием писал Моцарт, герой А. С. Пушкина в трагедии «Моцарт и Сальери»)
12. Ведущий: Китайский философ Конфуций как- то сказал словно для вас с нами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнение, друзья, дают нам больше ,чем природное дарование». И опять вопрос из области литературы.
Известно, что в одну из встреч некто передал Гоголю Сюжет «Ревизора». Этот некто называл себя «крёстным отцом « комедии «Ревизор».
Назовите фамилию этого некто.
1. Пушкин +
2. Грибоедов
3. Добчинский
13. Ведущий: А вот вопрос для знатоков поэзии:
Какое стихотворение Лермонтова было передано царю с пометкой «воззвание к революции»
1. «Бородино»
2. «Смерть поэта» +
3. «Исповедь»
14. Ведущий: Накануне какого православного праздника происходит действие в рассказе Л.Н. Толстого « После бала»- сцена наказания провинившегося сознания?
1. Прощёное воскресенье +
2. Рождество
3. Пасха
15. Ведущий:
Назовите жанр произведения:
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Что вы знаете о нем?
(Хокку- японские трехстишия. Излюбленная тема- тема природы, крестьянского труда, взаимоотношения людей)
16. Ведущий : А теперь снова подумаем над вопросами из языкознания.
В русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение - 3 минуты.
- 1 группа: актуальный (важный), антракт (перерыв), ситуация (положение), финал (завершение);
- 2 группа: миссия (задание, роль представительство), эпилог (заключение),имитация (подражание), шеф ( начальник);
- 3 группа : теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), дилемма (выбор).
Итог занятия.
Ведущий: ну что ж, спасибо всем, кто показал свои знания по русскому языку и литературе. Узнавайте новое, не забывайте изученное и всегда идите вперед!
Завершение игры:
Подсчет жюри командных очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.