Предварительный просмотр презентации

УЧИМСЯ СОЧИНЯТЬ ЗАГАДКИ Составила учитель-логопед ГБОУ Школа № 709 Чикунова А.Н. (для детей 5-7 лет)

Детям нравится отгадывать загадки: радость вызывает и процесс, и результат этого умственного действия. Разгадывание загадок приучает детей мыслить творчески, развивает способность к анализу, обобщению, формируется умение самостоятельно делать выводы и умозаключения. Загадки активизируют словарь детей, развивают умение выделять существенные признаки, искать и находить сходство и различие между предметами. Ребята внимательно вдумываются в каждое слово, у детей развивается интерес к родному языку. Для того чтобы дети могли умело пользоваться в своей речи образными характеристиками и сравнительными оборотами, а речь стала насыщеннее и выразительнее, предлагаю потренироваться в сочинении загадок. Сочинение загадок может стать для детей увлекательным занятием, и, может быть, в каждой группе или классе, в каждой семье может появится сборник загадок собственного сочинения детей, а речь детей станет выразительной и насыщенной яркими сравнительными образами.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Ношу оранжевый наряд, А мандарин – мой младший брат. Мой старший брат – большой грейпфрут, Назови, что я за фрукт? Проверь себя, щелкни мышкой. Перейди на следующий слайд.

ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ ПРО АПЕЛЬСИН (СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК ПО ПРИЗНАКУ) ● Какого цвета апельсин? Что еще бывает оранжевым? Назови. ● Щелкни мышкой. Возможно, у тебя другой вариант. ● Составь сравнение. Назови этот признак (по цвету) и сравни с тем объектом, кто (что) бывает таким же. ● Используй слово-помощник СЛОВНО ( БУДТО ). Оранжевый, словно … (морковка ) Какой вариант получился у тебя? Произнеси. Перейди на следующий слайд.

● Какой формы апельсин? (… круглый) ● Что еще бывает круглым? Назови. ● Щелкни мышкой 4 раза. Может, у тебя получились другие ответы. ● Составь сравнение. Назови этот признак (по форме) и сравни с тем объектом, что бывает таким же. ● Используй слово-помощник СЛОВНО ( БУДТО ). Круглый, будто … А какое сравнения получилось у тебя? Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Как делится апельсин? … (на дольки) ● Что еще можно разделить на дольки? Назови. ● Щелкни мышкой 2 раза. У тебя, может быть, другой вариант. ● Составь сравнение. Назови этот признак (делится на дольки) и сравни с тем объектом, что делится так же. Делится на дольки, словно … Какой вариант получился у тебя? Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Назови теперь все сравнения по признаку, которые у тебя получились. Оранжевый, словно … Круглый, будто … Делится на дольки, словно … А какая загадка получилась у тебя? Загадай свою загадку! Щелкни мышкой. Перейди на следующий слайд.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапках коготки? Отгадана загадка? Щелкни мышкой. Перейди на следующий слайд.

ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ ПРО КОТЕНКА ● Какой котенок, если его потрогать, погладить? … (пушистый) ● Что еще бывает пушистым? Назови. ● Щелкни мышкой 3 раза. У тебя могут быть и другие ответы. ● Составь сравнение. Назови признак и сравни с тем объектом, который имеет такой же признак (бывает пушистым). Используй слова-помощники НО НЕ Пушистый, но не … Какое сравнение получилось у тебя? Произнеси. Перейди на следующий слайд.

● Если у котенка есть усы, значит, он какой?… (усатый) ● У кого еще есть усы? Скажи. ● Щелкни мышкой 2 раза. Возможно, у тебя иные варианты. ● Составь сравнение. Назови признак и сравни с тем объектом, который имеет такой же признак (бывает усатым ). При сравнении используй слова-помощники НО НЕ Усатый, но не … Какое сравнение получилось у тебя? Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Если шерсть котенка в полоску, значит, он какой? … (полосатый) ● У кого еще шерсть полосатая? Кто еще такой? Назови. ● Щелкни мышкой 2 раза. Может быть, у тебя другие ответы. ● Составь сравнение. Назови признак и сравни с тем объектом, который имеет такой же признак. Используй слова-помощники НО НЕ Полосатый, но не … Какое сравнение получилось у тебя? Произнеси. Перейди на следующий слайд.

● Что любит делать котенок? (... , …, играть) ● Если он любит играть, значит, он какой? (игривый) ● Про кого еще можно сказать, что он игривый? Назови. ● Щелкни мышкой. Возможно, у тебя другой ответ. ● Составь сравнение. Назови признак и сравни с тем объектом, который имеет такой же признак (кто игривый). Используй слова-помощники НО НЕ Игривый, но не … Скажи свой вариант. Перейди на следующий слайд.

● Повтори теперь все сравнения, которые получились. Пушистый, но не … Усатый, но не … Полосатый, но не … Игривый, но не … Какая загадка получилась у тебя? Загадай свою загадку! Щелкни мышкой.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Словно гвоздик на магнит Он на нас бросается. Без бубенчиков звенит, Без зубов кусается. Отгадана загадка? Щелкни мышкой. Перейди на следующий слайд.

ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ ПРО КОМАРА ( СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК ПО ДЕЙСТВИЯМ ) ● Комар как передвигается? … (летает ) ● Кто (или что) тоже летает? Назови. ● Щелкни мышкой 3 раза. Возможно, у тебя другие варианты. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, кто (что) тоже летает. Используй слова-помощники А НЕ. Летает, а не … Какой вариант у тебя? Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Какой звук произносит комар? … (пищит) ● Кто (или что) тоже пищит ? Назови. ● Щелкни мышкой 2 раза. Может быть, у тебя другие ответы. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, кто (что) пищит. Используй слова-помощники А НЕ. Пищит, а не … Какой вариант получился у тебя? Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Какое действие еще совершает комар? Комар что делает? … (кусает) ● Кто (что) еще кусает? Назови. ● Щелкни мышкой 2 раза. Возможно, у тебя другие варианты. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, кто (что) тоже кусает. Используй слова-помощники А НЕ. Кусает, а не … Скажи свой вариант. Перейди на следующий слайд.

● Повтори все сравнения, которые составили. Летает, а не …, Пищит, а не … , Кусает, а не … Получилась загадка! Загадай загадку, которая получилась у тебя! Нажми мышкой. Перейди на следующий слайд.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Бежит между елками Живой клубок с иголками. Вдруг, волк навстречу появился - Клубочек вмиг остановился, Свернулся и не видно ножек. Ответь-ка, это ...? Щелкни мышкой. Перейди на следующий слайд.

ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ ПРО ЕЖИКА ● Ежик как передвигается? … ходит мелкими шажками, можно сказать, … семенит. ● Кто еще ходит мелкими шажками? Назови (… , старичок) ● Щелкни мышкой 2 раза. У тебя могут быть другие ответы. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, кто семенит. Используй слово-помощник КАК. Семенит, как … Скажи свой вариант сравнения. Перейди на следующий слайд.

● Что собирает ежик, накалывая себе на иголки? …(яблоки, грибы, груши) ● Кто еще собирает яблоки, груши, грибы ? Назови. ● Щелкни мышкой 2 раза. У тебя могут быть иные ответы. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, кто так же делает. Используй слово-помощник КАК. Собирает яблоки, груши, грибы, как … Скажи свой вариант сравнения. Перейди на следующий слайд.

● Какой звук издает ежик? … (фыркает, пыхтит) ● Кто (или что) еще пыхтит? Скажи. ● Щелкни мышкой 3 раза. У тебя и другие варианты могут быть. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, что (кто) тоже пыхтит. Используй слово-помощник КАК. Пыхтит, как … Скажи, как получилось у тебя? Перейди на следующий слайд.

● Повтори теперь все сравнения. Семенит, как … , Собирает грибы, яблоки, груши, как … , Пыхтит, как … Вот и получилась загадка про ежика! Расскажи свою загадку! Щелкни мышкой.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Бьешь - не стонет, В воде не тонет, Яркий бок, Резиновый колобок. Щелкни мышкой, проверь себя. Перейди на следующий слайд.

● Мяч что делает? …, …, … (скачет, прыгает) ● Кто (что ?) делает также? Кто еще скачет? Скажи. ● Щелкни мышкой 3 раза. У тебя могут быть и другие ответы. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, кто тоже скачет. ● Используй слова-помощники НО НЕ Скачет, но не … Какой вариант получился у тебя? Произнеси. Перейди на следующий слайд.

● Мяч что еще делает? (... катится) ● Что (кто?) тоже катится ? Назови. ● Щелкни мышкой 4 раза. Возможно, у тебя другие ответы. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, кто (что) делает так же (катится). ● Используй слова-помощники НО НЕ Катится, но не … Скажи свой вариант. Перейди на следующий слайд.

● Повтори все сравнения. Скачет, но не … Катится, но не … Вот и получилась загадка про мяч. Какая загадка получилась у тебя? Загадай ! Щелкни мышкой.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ У восковой девицы Вся коса искрится, Только дунет ветерок, Затанцует огонек. Щелкни мышкой. Проверь ответ. Перейди на следующий слайд.

ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ ПРО СВЕЧУ ● Что свеча делает? (светит, горит) ● Что еще светит? (горит). Скажи. ● Щелкни мышкой 3 раза. Твои ответы могут быть другими. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, который тоже светит (горит). Используй слова – помощники по выбору: НО НЕ, А НЕ , КАК Светит, но не … Скажи, какое получилось сравнение у тебя? Перейди на следующий слайд.

● Когда свеча горит, что с ней происходит? (тает) ● Что еще тает? Назови. ● Щелкни мышкой 3 раза. Возможно, твои ответы другие. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни с тем объектом, который тоже тает. Используй слова – помощники по выбору: НО НЕ, КАК, А НЕ Тает, как … Скажи свой вариант. Перейди на следующий слайд.

● Когда свеча горит, что еще с ней происходит? … (мерцает) ● Что еще мерцает? Назови. ● Щелкни мышкой 2 раза. У тебя могут быть другие варианты. ● Составь сравнение. Назови действие и сравни его с тем объектом, который тоже «мерцает». Используй слова – помощники по выбору: НО НЕ, КАК, А НЕ. Мерцает, а не … Скажи, как получилось у тебя? Перейди на следующий слайд.

● Повтори все сравнения. Светит, но не …, Тает, как …, Мерцает, а не … . ● Какая загадка у тебя получилась? Скажи. Щелкни мышкой 2 раза.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Это кошка, но большая. Ее дом – тайга, леса. Иногда ее боятся волк и рыжая лиса. Она ходит очень скрытно, Ей не скажешь: «Кошка, брысь!» Она ловкий, сильный хищник, Страж тайги большая … Если знаешь ответ, щелкни мышкой Перейди на следующий слайд.

● На кого похожа рысь? Скажи. ● Щелкни мышкой Похожа на кошку. У тебя может быть другой ответ. ЗАГАДКА С ОПОРОЙ НА СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ ● Составь сравнение, используй слова-помощники НО (НО НЕ) ● Похожа на кошку, но … живет в лесу. (…) ● У тебя может быть другой вариант. Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Посмотри на уши рыси. Что на кончиках ушей у рыси? (кисточки) ● У кого еще есть кисточки? Назови. ● Щелкни мышкой. У тебя может быть другой ответ. ● Составь сравнение. Используй слово-помощник КАК Есть кисточки, как у … художника (…) Какой вариант у тебя? ● Чем отличается рысь от художника? ● Составь сравнение. Используй слово-помощник НО ( НО НЕ ) но … не рисует (…) Скажи свой вариант. ● Повтори все предложение полностью. Есть кисточки, как у художника, но не рисует. (…) ● Какое предложение получилось у тебя? Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Рассмотри шерсть рыси. Какой на шерсти рисунок? ● У кого еще шерсть с пятнышками? Назови. ● Щелкни мышкой. У тебя может быть другой вариант. ● Составь сравнение, используй слово-помощник КАК Шерсть с пятнышками, как у … оленя (…) ● Какой вариант у тебя? Скажи. ● Чем отличается рысь от … оленя (от того, кого ты придумал?) ● Щелкни мышкой. Возможно, у тебя другой вариант. ● Составь сравнение, используй слово-помощник НО но нет … рогов (…) ● У тебя может быть другой вариант. Назови. ● Повтори полностью все предложение. Шерсть с пятнышками, как у оленя, но нет рогов. (…) ● Какое предложение получилось у тебя? Скажи. Перейди на следующий слайд.

● Перечисли теперь все сравнения. Похожа на кошку, но живет в лесу. Есть кисточки, как у художника, но не рисует. Шерсть с пятнышками, как у оленя, но нет рогов. Получилась загадка про рысь. ● Какая загадка получилась у тебя? ● Загадай свою загадку! Щелкни мышкой 2 раза. Перейди на следующий слайд.

Создай свою книгу загадок!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.