12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юткина Елена Сергеевна89
Россия, Алтайский край, с Белово





ДОКЛАД


на тему:




ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ


t1703417309aa.jpg










1.Интерактивные методы и технологии обучения

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная – взаимодействие ((моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.


Интерактивные методы обучения делятся на индивидуальные и групповые:

Групповые:

Дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»), «Мозговой штурм», Презентация, Обсуждение, Дебаты)

Игровые (деловая игра, организационно - деятельностная игра, Сюжетно-ролевая игра)

3) Тренинг-методы (социально-психологический тренинг, тренинг делового общения, психотехнические игры)

Индивидуальные:

1) Выполнение практических задач

2) Тренировка


2.Классификация интерактивных технологий

Обучающие технологии

Достоинства

Ограничения

1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.

Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме.

Отсутствие обратных связей

2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах

активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося

Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности

2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.)

Позволяет получить навыки адаптации к новой среде


Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту


2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации

Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.


Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)


2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)


Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени


Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию


2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)


Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения

При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней


2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)


Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления


Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления


2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков

Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками


Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы



Кейс - метод – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.


Особенности метода:

Обязательная исследовательская стадия процесса

Коллективное обучение или работа в группе

Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения

Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии

Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха


Способы представления материала:1) Рассказ 2) Эссе 3) Аналитическая записка 4) Журналистское расследование 5) Отчет 6) Очерк.

3.Как строится интерактивный урок?

Примерная схема:

Мотивация – 2 минуты (5%)

Постановка задачи - 2 минуты (5%)

Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%)

Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)

Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).


Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, направить на поиск рациональных путей обработки.


Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:


формировать интерес к изучаемому предмету;

развивать самостоятельность учащихся;

обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;

комфортно чувствовать себя на занятиях;

проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;

самооценка участника групповой работы;

свобода мышления;

овладение культурными формами работы;

коммуникация в учебном диалоге


3. Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое интерактив.

Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.

Бессистемное применение интерактивных методов.

Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).

Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).



Список используемой литературы


1.Методы интерактивного обучения. http://megaobuchalka.ru/3/26074.html

2. Интерактивные методы и технологии обучения. https://www.metod-kopilka.ru/interaktivnye_metody__i__tehnologii_obucheniya-51026.htm

3. Владимировна. Интерактивные методы обучения http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.