ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ
ДОКЛАД
на тему:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ
1.Интерактивные методы и технологии обучения
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие ((моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.
Интерактивные методы обучения делятся на индивидуальные и групповые:
Групповые:
Дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»), «Мозговой штурм», Презентация, Обсуждение, Дебаты)
Игровые (деловая игра, организационно - деятельностная игра, Сюжетно-ролевая игра)
3) Тренинг-методы (социально-психологический тренинг, тренинг делового общения, психотехнические игры)
Индивидуальные:
1) Выполнение практических задач
2) Тренировка
2.Классификация интерактивных технологий
Обучающие технологии | Достоинства | Ограничения |
1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д. | Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. | Отсутствие обратных связей |
2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах | активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося | Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности |
2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.) | Позволяет получить навыки адаптации к новой среде | Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту |
2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации | Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации. | Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно) |
2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) | Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени | Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию |
2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод) | Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения | При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней |
2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры) | Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления | Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления |
2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков | Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками | Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы |
Кейс - метод – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Особенности метода:
Обязательная исследовательская стадия процесса
Коллективное обучение или работа в группе
Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Способы представления материала:1) Рассказ 2) Эссе 3) Аналитическая записка 4) Журналистское расследование 5) Отчет 6) Очерк.
3.Как строится интерактивный урок?
Примерная схема:
Мотивация – 2 минуты (5%)
Постановка задачи - 2 минуты (5%)
Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%)
Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)
Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).
Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, направить на поиск рациональных путей обработки.
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность учащихся;
обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге
3. Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.
Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
Бессистемное применение интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Список используемой литературы
1.Методы интерактивного обучения. http://megaobuchalka.ru/3/26074.html
2. Интерактивные методы и технологии обучения. https://www.metod-kopilka.ru/interaktivnye_metody__i__tehnologii_obucheniya-51026.htm
3. Владимировна. Интерактивные методы обучения http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya