Интерактивный рабочий лист на тему «23 февраля День защитника Отечества» (5–9 классы)
Интерактивный рабочий лист
для обучающихся 5-9 классов
«23 февраля День защитника Отечества»
Автор | Касьянова Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО "ЦДТ" МР "Ферзиковский район" |
Название | «23 февраля День защитника Отечества» |
Вид ресурса | Рабочий лист |
Тип ресурса | Раздаточный материал |
Вариативность | Урочные и внеурочные мероприятия, посвященные темам: Отечество/Родина, вооруженные силы Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, другие профессиональные праздники армейских профессий и патриотической направленности; Разговор о важном |
Целевая аудитория | учащиеся 5-9 класса; участники Всероссийских общественных движений ЮНАРМИЯ и Волонтеры Победы, кадеты |
Предмет/программа | ОБЖ/НВП/ЮНАРМИЯ/Волонтеры Победы |
Тема | Вооруженные Силы Российской Федерации: Виды войск. Военная техника. |
Тип занятия/мероприятия | комбинированное, учебно-познавательное |
Уровень сложности | средняя степень сложности |
Необходимые для решения заданий знания/умения |
- видов войск ВС РФ, их аббревиатуры и эмблемы;
- учебно-организационные; |
Материальное обеспечение | канцелярские ручки, цветные карандаши или фломастеры, зелёные квадратные стикеры в количестве рабочих листов, средства ТСО (смартфоны учащихся с выходом в сеть Интернет) |
Форма работы | индивидуальная, парная, групповая, фронтальная |
Время выполнения | в течении занятия/мероприятия. Время на выполнение каждого задания в отдельности может регулироваться учителем в зависимости от способностей учащихся и необходимости усложнить или упростить конкретное задание. |
Назначение разработки | организация познавательной деятельности |
Цель разработки | организация нравственно-патриотического воспитания учащихся через познавательную деятельность с углублением, закреплением и расширением знаний видов войск вооруженных сил России и их географической зоны действия, глубокое осмысление понятия «защитник Отечества». |
Задачи, решаемые разработкой |
- формирование представления о структуре ВС РФ, видов войск вооруженных сил России и их географической зоны действия;
- воспитание чувства гордости и уважения к защитникам Отечества;
- способствовать развитию познавательной деятельности учащихся; |
УУД |
- положительное отношение к познавательной деятельности;
- умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, работать по алгоритму;
- умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; |
Ожидаемые результаты | - глубокое и осознанное понимание понятий "защитник" и "Отечество"; - знание видов войск ВС РФ, военной техники; - расширение кругозора учащихся о музеях истории военной техники. |
Актуальность разработки выражена в повышенной потребности нравственно-патриотического воспитания детей в современных реалиях.
Формирование любви к Родине, патриотизма, чувства гордости ВС РФ являются одними из приоритетных направлений для воспитания достойных граждан нашей страны.
Интерактивный рабочий лист призван заинтересовать учащихся к изучению военной истории через познавательную самостоятельную деятельность.
Обзор содержания
- Дизайн рабочего листа.
Рабочий лист имеет горизонтальное расположение листа формата А4. Объем материала рабочего листа – 1 страница.
Внешний вид рабочего листа имеет нестандартную, геометрическую, но упорядочную структуру расположения заданий в связи с основной идеей сложения данного листа в оригами в виде танка Т-34.
В верхней части расположен вытянутый горизонтальный ромб для подписания темы занятия или названия мероприятия. В данном случае рабочий лист предполагается использовать к празднованию 23 февраля «День защитника Отечества» и имеет соответствующую подпись.
По всему рабочему листу расположены цветные готовые элементы будущего танка Т-34, что в конце концов приведет к положительному отклику учащихся.
Рабочий лист имеет 6 заданий разной сложности. Каждое задание имеет свой фон, что призвано облегчить ориентацию по рабочему листу.
- Задания рабочего листа.
- Задание 1.
Тип: познавательное задание на простые мыслительные операции
Вид: классификация по условиям
Рекомендуемое время выполнения: 3 минуты
Данное задание призвано обобщить знания в области понимания и осмысления значения слова "защитник".
Задание представляет из себя прямоугольную спираль с перечислением характеристик характера и поведения человека. Задача учащихся: выделить слова определенным цветом, согласно заданных условий и подсчитать сколько каких.
Метод решения: решение данной задачи осуществляется через выполнение заданных условий с опорой на ранее полученные и вновь обретенные знания и личный опыт.
Ожидаемый результат: в процессе решения задания, знания и опыт осмысливаются, преобразуются и выводятся в определенные суждения и умозаключения, создавая позитивный образ защитника.
- Задание 2.
Тип: познавательное эвристическое задание на сложные мыслительные операции открытого типа
Вид: интерпретация понятия
Рекомендуемое время выполнения: 2 минуты
Данное задание призвано обобщить знания в области понимания, осмысления и трактования значения слова "Отечество".
Задание представляет из себя поле для заполнения. Задача учащихся записать, как они понимают значение слова «Отечество» своими словами.
Метод решения: решение данной задачи осуществляется через выполнение заданных условий с опорой на ранее полученные и вновь обретенные знания и личный опыт.
Ожидаемый результат: в процессе решения задания, знания и опыт осмысливаются, преобразуются и выводятся в определенные суждения и умозаключения, создавая более глубокое осознание значения слова «Отечество».
- Задание 3.
Тип: познавательное задание на основные мыслительные операции
Вид: логическая игра
Рекомендуемое время выполнения: 2 минуты
Данное задание призвано в игровой форме обобщить и подытожить ранее произведенные мыслительные операции.
Задание представляет из себя набор из 4 графически-буквенных ребусов и поля для заполнения. Задача учащихся разгадать ребусы и составить из них предложение, имеющее смысл и отношение к теме занятия/мероприятия.
Метод решения: решение данной задачи осуществляется через перевод иллюстративно-символичных обозначений в буквы, составляющие осмысленное слово, с опорой на личный опыт с дальнейшим составлением предложения из полученных ответов.
Ожидаемый результат: подведение итогов произведенных размышлений, через конечное осмысление взаимосвязи понятий.
- Задание 4.
Тип: познавательное репродуктивное задание закрытого типа на воспроизведение знаний
Вид: соотнесение по заданным условиям
Рекомендуемое время выполнения: 1 минута
Данное задание призвано проверить усвоение знаний видов войск ВС РФ, их эмблем и географической зоны действия.
Задание представляет из себя набор из 4 изображений эмблем видов войск, их аббревиатур и зон действия. Задача учащихся соединить их линиями по заданным условиям за короткий промежуток времени.
Метод решения: решение данной задачи осуществляется через группировку заданных элементов по определенным признакам и установление связи между ними с опорой на ранее полученные и вновь обретенные знания и личный опыт.
Ожидаемый результат: закрепление ранее полученных знаний через процесс решения задания на сопоставление.
- Задание 5.
Тип: познавательное творческое задание на сложные мыслительные операции
Вид: сопоставительный анализ по условиям
Рекомендуемое время выполнения: 5 минут
Данное задание призвано расширить знания и через активную познавательную деятельность поддержать позитивную атмосферу.
Задание представляет из себя набор из 4 разноцветных QR-кодов, которые содержат в себе ссылки на музеи истории военной техники. Задача учащихся, отсканировав каждый, определить какая именно техника прячется под тем или иным QR-кодом и записать это в окошко рядом с ним. По окончанию определения, учащиеся должны закрасить крупные ромбы с названиями военной техники в соответствующий названию цвет QR-кода.
Метод решения: решение данной задачи осуществляется через выполнение заданных условий с поиском и сравнением нескольких объектов, с дальнейшим анализом и сопоставлением на основе заданных критериев.
Ожидаемый результат: расширение познаний видов и типов военной техники, знакомство с музеями военной техники, формирование интереса к изучению военной истории.
- Задание 6.
Тип: познавательное задание на творческую активность
Вид: дидактическая игра
Рекомендуемое время выполнения: 13 минут
Данное задание выполняется по желанию и призвано подкрепить соответствующую положительную мотивацию занятия/мероприятия. Может использоваться учителем, как домашнее самостоятельное задание.
Задание представляет из себя QR-код с видеоинструкцией по складыванию оригами из данного рабочего листа. Задача учащихся, отсканировав QR-код и отсматривая инструкцию, собрать оригами в виде военного танка Т-34.
Метод решения: решение данной задачи осуществляется через выполнение поэтапной видеоинструкции.
Ожидаемый результат: выход учащихся из учебной деятельности с позитивным личным опытом с положительной установкой на дальнейшие занятия/мероприятия.
Методические рекомендации
Методы работы с интерактивным рабочим листом «23 февраля День защитника Отечества» рассчитаны как на индивидуальный подход, так и на групповой:
- Частично-поисковый метод - реализуется через решение творческих познавательных задач;
- Алгоритмический метод – реализуется через обучение по схеме заданной деятельности;
- Наглядный метод – реализуется через использование в процессе обучение технических средств обучения и дополнительной наглядной агитационной информации;
- Творческий метод – реализуется через решение задач практической и теоретической направленности с участием в интеллектуальных и творческих играх.
Рекомендуемые критерии оценивания выполненных заданий
Задание 1. Оценивается по глубине осознанных учеником существенных связей и отношений в области понимания значения слова «Защитник».
Задание 2. Оценивается по качеству знаний в области понимания значения слова «Отечество».
Задание 3. Оценивается по гибкости и умению использовать знания в вариативных условиях.
Задание 4. Оценивается по прочности усвоения изученного материала и безошибочного его воспроизведения.
Задание 5. Оценивается по уровню развития творческих умений, цифровых компетенций и владения умственными операциями.
Задание 6. Оценивается по качеству выполнения и умению следовать инструкциям. Рекомендуется исключить отрицательное критичное оценивание.
Ответы к заданиям
В виду того, что задания 1-3 имеют открытую форму решения, то к ним нет четкого ответа. Примерное решение задания 1 изображено ниже.
Ответы на ребусы в задании 3: отечество, армия, защита, герой.
Задания 4 и 5 имеют точные ответы, которые также отображены на рисунке ниже.
Решение задания 6 имеет конечный результат в виде объемной фигуры оригами.
Наглядная инструкция к заданию 6:
Интернет-ресурсы, используемые в рабочем листе
- Балаклавский подземный музейный комплекс: https://vk.com/video-64899617_456239135?list=4eded7ae5362d2db61
-
Видеоинструкция, как сложить танк: https://vk.com/video193813811_456239250
- Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»: https://museum-t-34.ru/чудо-xx-века/
-
Центральный музей Военно-воздушных сил: https://www.cmvvs.ru/ekspozitsiya/letatelnye-apparaty.html?view=article&id=440:eksperimentalnyj-vertolet-mi-12-v-12&catid=23:letatelnye-apparaty
Источники информации, использованные при создании рабочего листа
- Министерство обороны Российской Федерации: https://heraldy.mil.ru/heraldry/logos.htm
- РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ - День защитника Отечества: https://razgovor.edsoo.ru/topic/38/
- Юнармия: https://yunarmy.ru/headquarters/documents/
Инструменты, используемые при создании
- Компьютерная программа Adobe Illustrator
- Сайт Квестодел: http://kvestodel.ru/generator-rebusov
- Сервис для создания QR-кодов: https://ru.qrcodechimp.com/
Волкова Надежда Павловна
Евгения Николаевна Касьянова
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгения Николаевна Касьянова