Методические рекомендации «Интересные способы организации работы студентов со словарём»
ИНТЕРЕСНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ СО СЛОВАРЕМ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5 | Название ресурса | Интересные способы организации работы студентов со словарём. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОУП.03 Иностранный язык |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию об эффективных способах работы студентов со словарём. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 |
ИНТЕРЕСНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ СО СЛОВАРЕМ
Если преподаватель обращается к студентам с фразой о том, чтобы они записали слова в словаре, так как завтра будет…, то подавляющее число обучающихся ответят, что состоится опрос или диктант – это первое, на что наталкивает фраза педагога – на самую обычную форму работы со словарём.
Однако, использование записей может быть разнообразным. В методических рекомендациях рассматриваются четыре способа организаций подобных заданий с упражнениями.
1. Использование чанков.
Чанк (сhunk) – это группа слов, которые при объединении превращаются в одно значение. К чанкам относятся и идиомы, и фразовые глаголы. Но помимо них в разряд чанков можно записать целые фразы или их фрагменты.
В задании записываются три колонки:
1) чанк;
2) значение чанка;
3) пример употребления чанка.
К примеру:
Чанк: stand out from the crowd
Значение: To be very noticeable and different among a group of people or things that are all very similar.
Пример: Dima's particular fashion sense makes him stand out from the crowd, and I'm sure that's always a good thing.
Целесообразно записывать фразы, идиомы и словосочетания в тех грамматических формах, которые встречаются студенту, а не отдельными словами – тогда процесс понимания и запоминания станет гораздо эффективнее и быстрее.
Студенты фиксируют как новую целевую лексику – target vocabulary, изучаемую по программе, так и срочный словарный запас – emergent vocabulary – те словосочетания и фразы, понадобившиеся в учебном процессе. Списки чанков могут у студентов очень различаться.
Задания с выписанными в словарь чанками.
1) Помогающая рука. A helping hand.
Студенты меняются друг с другом словарями, смотрят на списки и просят авторов записанных слов пояснить значения непонятных чанков.
2) Определение по значению или синониму.
Студент озвучивает синоним чанка, либо его значение – второй студент должен узнать и произнести исходный чанк.
3) Предложения с пропусками.
Сначала в третью колонку словаря вносятся пропуски в предложениях, а затем студенты заполняют их с целью проверки знания чанков.
4) Составление диалогов и монологов.
Студенты составляют диалоги и монологи, стараясь использовать как можно большее число изученных чанков из своих словарей. Затем другие студенты внимательно слушают, отмечая изученные ранее чанки и новые интересные конструкции.
2. Список ошибок.
Снова студенты ведут записи в трёх колонках:
1) правильный вариант или исправленная ошибка;
2) контекст с использованием;
3) правило.
К примеру:
а) правильный вариант/исправленная ошибка: stand out from the crowd.
б) контекст с использованием:
Dima's particular fashion sense makes him stand out from the crowd, and I'm sure that's always
a good thing.
в) правило: stand – Present Simple (stand – stood – stood).
Задания на основе исправления ошибок.
1) Повторение – мать учения – revision-based.
У студентов исправлены ошибки, их обсудили на практическом занятии и задали написать:
а) сообщение, эссе, очерк, небольшое сочинение или другой вид письменного высказывания с применением фраз из списка ошибок – error list, причём смотреть в этот список разрешается;
б) письменное высказывание без зрительной опоры в виде списка словосочетаний, в дальнейшем – самопроверка или взаимопроверка.
2) Возврат к изученному – recycling-based.
Список ошибок рассматривается с учётом различных лексических и грамматических аспектов – студенты записывают новые письменные высказывания с использованием другой тематики. Если преподаватель находит ошибку, то не исправляет, а отмечает словом list, которое означает, что есть неточности и побуждает студента вернуться к своему списку, проанализировать записи.
3. Сортировка словосочетаний.
В задании студенты снова вносят словосочетания в соответствии с тремя колонками, образные названия которых на английском языке указываются:
1) необходимые и полезные, которые студент сразу употребляет в общении – a fridge (холодильник);
2) интересные и полезные, но без контекста, в которых можно употребить, студент знает синонимы, аналогичные обороты более высокого уровня – a freezer (морозилка);
3) сложные и ненужные с точки зрения студента, никогда не пригодятся – a dustbin (мусорная корзина).
В случае, если студент помещает очень много словосочетаний в третью колонку, это может означать, что есть недоработки в составлении тематического плана учебной дисциплины и пора проанализировать цели обучающегося.
Задания на основе записей по сортировке словосочетаний.
1) Одна колонка и обоснование.
Студенты записывают словосочетания – коллокации в одну из колонок своих словарей. Далее идёт обсуждение своего решения с однокурсниками, почему словосочетание оказалось именно в данной колонке – важно привести примеры и обосновать.
2) Развитие мысли вертикальное и горизонтальное.
Студент придумывает предложение с одним из словосочетаний из первой колонки. Второй студент должен развить мысль исходного предложения, придумать последующее предложение или фразу. Третий студент должен поучаствовать в диалоге со вторым, словесно среагировать на его высказывания.
К примеру, вернёмся к чанку “ stand out from the crowd”.
Студент 1: It is always great to stand out from the crowd.
Студент 2: Yes, I agree. It is always great to stand out from the crowd. But from time to time people may consider you too extravagant.
Студент 3: Not bad. It is much better than being an ordinary person.
Диалог как может ограничиваться временными рамками, так и быть не ограниченным ни по времени, ни по количеству высказываний.
4. Разделение по темам.
Преподаватель может попросить создать колонки в словаре в соответствии с количеством разделов в учебном пособии. Затем студенты делятся на малые группы и анализируют лексику занятия – распределить её к ранее изученной теме или изучаемым в перспективе. Интересно, что один и тот же чанк может попасть в несколько колонок.
Медведева Татьяна Петровна
Калягина Ирина Владимировна