Интервью о профессии: дирижер
Это интервью я взяла у своего дедушки Шевченко Геннадия Павловича. Одна из его профессий – дирижёр духового оркестра. Мне кажется, это довольно редкая и интересная профессия.
– Расскажите о себе. Кем Вы работали и как долго Вы работали по этой профессии?
– Мне 70 лет. Я получил две профессии. Сначала я получил профессию дирижёра духового оркестра, а потом автомеханика. Дирижёром я проработал более двадцати лет. Несколько лет совмещал обе профессии, а потом, пока позволяло здоровье, работал механиком.
– Довольны ли своим выбором?
– Конечно, обе профессии я выбрал по желанию. С детства, наверное, одинаково, нравилось возиться с техникой и заниматься музыкой. Но по здоровью (Геннадий Павлович инвалид детства II группы) я не мог осуществить мечту насчёт техники, а вот музыка была доступна для меня.
– Давайте поподробнее поговорим о профессии дирижёра. Почему именно это?
– Лет в 6-7 отец научил меня и брата играть на гармошке. Семья у нас музыкальная: мать пела, я, брат и отец играли на гармошке. Но мы были самоучки, а мне хотелось освоить ещё какой-нибудь инструмент и получить профессиональные навыки. После восьмилетки поступил в Барнаульское культпроссвет училище на отделение народных инструментов.
– А как же профессия дирижёра духового оркестра?
– В училище студенты проходили предмет «дирижирование». И наряду с получением специальности по основному инструменту, – в моём случае по баяну, – все получали ещё специальность «дирижёр самодеятельного оркестра». Так что это было первым моим знакомством с будущей профессией. В училище был такой принцип: занимаясь на основном инструменте, можно было приобрести дополнительно профессию дирижёра.
– Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить?
– Ну, чтобы освоить любую профессию нужно приложить усилия. Конечно, приходилось много заниматься. Кроме того, что будущий дирижёр должен научиться отлично играть на одном или нескольких инструментах, мы изучали теоретические дисциплины, участвовали в концертах. А профессию эту можно получить в музыкальном училище, а потом в консерватории.
– Нужны ли какие-то особенные качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Для этой профессии очень важны такие черты характера, как стрессоустойсивость, уверенность в себе, педагогические способности, артистичность, способность увлекать и удерживать внимание. Профессия требует от специалиста определённого музыкального таланта, умения выполнять организаторские функции, глубоких теоретических знаний.
– С какими трудностями Вы сталкивались в вашей профессии?
– Тут нет такого: ты научился делать какую-то деталь и всю жизнь её делаешь. Здесь постоянно открываешь для себя что-то новое.
– Это интересная, но подчас весьма тяжёлая профессия, потому что помимо дирижёрских навыков приходится работать с людьми, важно найти подход к каждому. Важно заразить идеей музыкантов, добиться слаженности, хорошего ансамбля.
– Что означает движение палочкой?
– Дирижёрский жест выражает характер музыки: громче, тише, мягче, твёрже. Движения палочки обозначают темп: можно дирижировать медленно, быстро, можно показать ускорение или замедление. Всё движение, которое есть в музыке, передаёт жест дирижёра. Дирижёр своим жестом также передаёт вступление групп. Многие дирижёры, кстати, и без палочки работают. Это дело сугубо личное. Палочка просто удлиняет жест дирижёра и делает его более точным.
– Что самое интересное?
– Для меня самой интересной была работа с детьми. Я много лет вёл духовой оркестр в школах, причём в сельских. Для деревенских мальчишек духовой оркестр - это была диковинка и они с огромной отдачей занимались. Часто выступали на торжественных мероприятиях, участвовали в конкурсах, занимали призовые места.
– Кто-то из ваших учеников продолжил Ваше дело?
– Многие из них, став взрослыми, продолжили играть в моём оркестре и других оркестрах. Один мой ученик работал даже в Москве, в военном оркестре. Пару лет назад несколько моих бывших учеников решили меня навестить, а не виделись мы более 20 лет. Многих и не узнал. Мы вспоминали то время, когда занимались в оркестре, рассказывали у кого как сложилась жизнь. Было очень приятно, что наши занятия в духовом оркестре оставили свой след в их жизни.
– Позволила ли Ваша профессия раскрыть творческие способности?
– Конечно, ведь это творческая профессия. Взять композитора или художника: у человека есть внутренняя идея, которую он должен воплотить; мысль не даёт ему покоя. Так и здесь: ты берёшь произведение, представляешь его звучание, вживаешься в него, пропускаешь через себя. Дирижёр – это как соавтор.
– Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
– В детстве я не мечтал конкретно о профессии дирижёра духового оркестра, я даже о ней и не знал. Мне просто очень нравилось заниматься музыкой. Но я рад, что так сложились обстоятельства, что эта профессия вошла в мою жизнь. Причём она изменила и мою личную жизнь.
– Каким образом?
– Учась в училище, я познакомился со своей будущей женой. Она училась курсом старше на дирижёрско-хоровом отделении (дирижёр хора). Поженились мы будучи студентами и вот уже пятьдесят лет вместе, в этом году у нас «золотая свадьба». У нас двое детей, трое внуков и уже родилась правнучка.
– Насколько Ваша профессия полезна для нашей страны?
– Ну, в масштабах страны я судить не могу. Но, как и любая творческая профессия, она важна для культурного развития общества. Эта профессия приобщает людей к хорошей музыке, прививает отечественную и зарубежную музыкальную культуру, даёт возможность переживать настоящие эмоции, которых в современном мире мало
– Приносит ли Ваша профессия хорошие деньги?
– К сожалению, как и многие творческие профессии, оплата в этой сфере невысокая. Ведь я работал в любительских оркестрах. Чтобы обеспечить семью, мне приходилось дирижировать в нескольких оркестрах, искать дополнительные заработки. Конечно, те, кто работает в больших профессиональных оркестрах имеют и неплохую зарплату, и поддержку спонсоров и большое количество выступлений.
– Почему Вы ушли из профессии?
– В советское время у нас в городе на каждом предприятии (а на некоторых и не по одному), в школах были свои оркестры. Они выступали на торжественных мероприятиях, демонстрациях. Но изменилось время. Изменилось отношение к самодеятельным духовым оркестрам, да и ко всему самодеятельному творчеству. Они стали не нужны в таком количестве. Сейчас в городе существует один духовой профессиональный оркестр.
– Кому бы Вы могли порекомендовать Вашу профессию?
– Наверное, тем, кто любит музыку, увлечен ей и хочет заниматься профессионально. Ну и конечно, будущий дирижёр должен обладать музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью, хорошей координацией, терпением, педагогическими способностями, лидерскими качествами, целеустремлённостью и силой воли.
– О чём бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию?
– Дирижёр является представителем самой сложной из всех музыкальных профессий. Во время своей работы он несёт ответственность за качество выступления всей команды. Он знаток не только музыкальных произведений, но и способностей каждого из музыкантов с которыми работает.К этой профессии идут годами. Но не стоит бояться, надо идти к своей цели и много-много трудиться. Результат обязательно принесёт удовлетворение от профессии.
– Как Вы видите свою профессию в будущем?
– Профессия дирижёра духового оркестра всегда была редкой, а сейчас она становится штучной, эксклюзивной, но более профессиональной. Я думаю, что люди этой профессии, особенно талантливые, одарённые и высокообразованные, в будущем будут цениться ещё выше.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участник Всероссийского конкурса для школьников «Самые разные профессии-2016»