Предварительный просмотр презентации

Ирония постмодернизма: псевдостиль, о котором все молчат.

Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века. Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя как антагонист, и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах. Постмодернистская архитектура представляет собой реакцию на декоративность, однообразие и недостаток разнообразия в архитектуре модернизма. В архитектуре и дизайне постмодерн характеризуется возвращением орнамента и символа к форме.


Постмодерн на смену модернизму Архитектура модернизма основана на принципе, который впервые сформулировал американский архитектор Луис Салливан: «Форма должна следовать за функцией». Его заявление хорошо приняли в узких (а затем и в широких) кругах и истолковали как концепцию для всего, что станет позже модернизмом. Форма действительно выполняла свою функцию, но архитектура в стиле модернизм пренебрежительно относилась к деталям: здание «очищали» от всех якобы избыточных элементов, украшений. Несмотря на определённое признание, которое модернизм получил в первой половине XX века, его всегда критикуют за отсутствие индивидуальности. Да, Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жизни», но уже через пару десятков лет все задавались вопросом: а действительно ли мы хотим жить в машинах?

Постмодернистская архитектура как вызов. Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме: об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «наивной».






Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно. Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.



Парк развлечений Vulcania в Оверни (Франция)


Парк развлечений – один из последних примеров постмодернистской архитектуры, созданный Хансом Холляйном. Громко заявивший о себе объект появился на территории частично затопленного геологического парка во французском регионе Овернь. Работа над «Вулканией» началась в конце 1994 г. и завершилась в 2002 году, спустя много лет после расцвета постмодернизма. Тем не менее проект представляет собой развитие поразительной визуальной лексики, остроумия и эклектического вкуса. Не один год этот футуристический проект с его потусторонним, перевернуто-золотым кристаллическим конусом, образно говорящем о геологии, космических кораблях и ракетах, пирамидах и месте для психоделических переживаний вызывал очень много горячих споров и бурю недовольства. Но несмотря на все сложности, объект был завершен и теперь по праву считается «подставкой для книг постмодернистского движения».

Постмодернизм в Москве: яркие примеры.

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина построен в 1989 году по проекту архитектора Виталия Гинзбурга в сотрудничестве с другими советскими архитекторами. Академик АН СССР и лауреат Нобелевской премии по физике, он имел особый взгляд на архитектуру и будущее городской среды. В Москве по его проекту построено много общественных зданий, но главной его страстью всегда была физика. Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина стал одним из примеров архитектуры постмодернизма в Москве и стал популярен даже за рубежом. Интересный факт: у здания нет дверей на парадных фасадах. Здание Российской Академии наук построено в 1990 году, хотя продолжалось с перерывами 23 года. Оно отлично просматривается с Воробьёвых гор и даже из центра Москвы. Его иногда называют «зданием с короной» или «золотыми мозгами», так как здесь работают лучшие умы столицы — в Государственной академии наук РФ, крупнейшем в стране центре фундаментальных научных исследований.