12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваганова Алла Сергеевна64
Я закончила Ярославский Государственный Педагогический институт им.К.Д.Ушинского в 1984 году. Преподаю математику уже 39 лет. И мне до сих пор очень нравится моя работа!
Россия, Ярославская обл., Тутаев
3

Иррациональные уравнения и неравенства



Интегрированный урок математики с информатикой по теме «Иррациональные уравнения и неравенства»

(11физико-математический класс, обобщающий урок, учебник А.Г.Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11»)

Цели урока:

познакомить учащихся с историей жизни и математической деятельности известных учёных-математиков Ф.Виета, Э.Галуа, К.Ф.Гаусса

повторить теоремы для решения иррациональных неравенств

познакомить учащихся с нестандартными приёмами решения иррациональных уравнений и неравенств

провести самостоятельную работу с оформлением решения, используя редактор формул

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные задания для самостоятельной работы

План урока.

Вступительное слово учителя.

Исторические справки о жизни и деятельности учёных-математиков

Сообщение с презентацией по теме «Иррациональные неравенства» (Презентация 1)

Сообщение с презентацией по теме «Нестандартные методы решения иррациональных уравнений и неравенств» (Презентация 2)

Самостоятельная работа с выводом решения на печать

Итоги урока

Ход урока

Вступительное слово учителя: «Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике» Поэтому мы сейчас познакомимся с некоторыми биографическими сведениями из жизни и математической деятельности учёных Франсуа Виета, Эвариста Галуа, Карла Фридриха Гаусса.

Учащиеся рассказывают, показывая презентации.


Нестандартные методы решения иррациональных уравнений и неравенств

Скалярное произведение двух векторов

t1699176172aa.gif

Введём два вектора так, чтобы левая часть уравнения представляла собой их скалярное произведение, а правая - произведение их длин (модулей):

t1699176172ab.gif При этом t1699176172ac.gif

Скалярное произведение двух векторов равно произведению их длин в том и только том случае, если векторы сонаправлены. Два ненулевых вектора сонаправлены в том и только том случае, если отношения их соответственных координат равны одному и тому же положительному числу. Таким образом, исходное уравнение равносильно следующему:

t1699176172ad.gif откуда х=1, х=1+t1699176172ae.gif Ответ: х=1, х=1+t1699176172ae.gif

t1699176172af.gif(Монотонность)

Рассмотрим f(х)=2+t1699176172ag.gif . Эта функция монотонно возрастает на D(f)=t1699176172ah.gif

При этом исходное уравнение имеет вид: f(f(f(x)))=x. В силу возрастания функции оно равносильно уравнению f(x)=x, т.е. уравнению 2+t1699176172ai.gift1699176172aj.gif

t1699176172ak.gift1699176172al.gif

t1699176172am.gift1699176172an.gif

Ответ: х=4

3) t1699176172ao.gif (Тригонометрическая подстановка)

Допустимые значения х должны удовлетворять неравенству: t1699176172ap.gif

В силу ограничения на переменную х можно воспользоваться тригонометрической подстановкой: х = cos a, где t1699176172aq.gif . В силу последнего неравенства sin a t1699176172ar.gif и t1699176172as.gif

Поэтому:

t1699176172at.gif

Таким образом уравнение примет вид: t1699176172au.gif

Решив уравнение, получим в силу неравенства t1699176172aq.gif , что х=t1699176172av.gif

Cos2a+sin2a=t1699176172aw.gif

sin2at1699176172ax.gif sint1699176172ay.gif sin2at1699176172az.gif sint1699176172ay.gif

sin(2a+t1699176172ba.gif

t1699176172bb.gif

t1699176172bc.gif

Условие 0t1699176172bd.gif выполняется только при к=0. При этом а=t1699176172av.gif и соответственно х=соst1699176172av.gif

Ответ: х=соst1699176172av.gif

4) Неравенство Коши

t1699176172be.gif

ОДЗ: хt1699176172ar.gif

Х+11-t1699176172bf.gift1699176172bg.gif

(Х+2)+9-t1699176172bf.gift1699176172bg.gif Х+2+t1699176172bh.gift1699176172bg.gif

t1699176172bi.gif , если аt1699176172bj.gif

а+вt1699176172bk.gif

Х+2+t1699176172bl.gif Х+2+t1699176172bm.gif

Равенство достигается, если а = в

Х+2=t1699176172bn.gif

Х2+4х+4=9х

Х2-5х+4=0

Х=4,х=1

Ответ: Х=4,х=1

5) Неравенство треугольника

t1699176172bo.gif

Введём два вектора так, чтобы левая часть неравенства представляла собой сумму их длин (модулей):

t1699176172bp.gif Тогда (t1699176172bq.gif . Следовательно,

t1699176172br.gif

Таким образом, данное неравенство имеет вид: t1699176172bs.gif

Поскольку для любых двух векторов t1699176172bt.gif справедливо неравенство: t1699176172bu.gif , то получим

t1699176172bv.gif Это возможно в том и только том случае, если векторы сонаправлены. Два ненулевых вектора сонаправлены, если отношения их соответственных координат равны одному и тому же положительному числу. В данном случае условие сонаправленности имеет вид t1699176172bw.gif , откуда х =t1699176172bx.gif Ответ: х =t1699176172bx.gif

Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу парами по индивидуальным вариантам:

Вариант 1

Вариант 2

t1699176172by.gif

t1699176172bz.gif




Вариант 3

Вариант 4

t1699176172ca.gif

t1699176172cb.gif

Вариант 5

Вариант 6

t1699176172cc.gif

t1699176172cd.gif

Вариант 7

Вариант 8

t1699176172ce.gif

t1699176172cf.gif

Вариант 9

Вариант 10

t1699176172cg.gif

t1699176172ch.gif

Учащиеся решают два задания из 4-х: одно неравенство и одно уравнение, выбирая сами, оценивая уровень сложности. Учащиеся набирают своё решение на компьютере и выводят на печать, работы оцениваются.

Домашнее задание: учащимся даются другие варианты выполняемой работы.

На следующем уроке анализируются результаты, разбираются ошибки, после этого проводится урок контрольной работы.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.