12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бутусова Ольга Владимировна69
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Урок литературы в 6 классе


Тема урока: И.С. Тургенев «Бирюк»: автор и герои рассказа


Тип урока: урок углубленной работы над текстом.


Цели урока:

- предметные: анализ образа главного героя, формирование представления о влиянии крепостного права на образ жизни, поведение, мысли героев рассказа.

- метапредметные: активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления; развитие умения аргументировано и связно формулировать ответы.


Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.


Оборудование:

- раздаточный материал (см. Приложение)


Планируемые результаты:

- личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.

- метапредметные:

коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

регулятивные: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы.

познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов.

- предметные: выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; отвечать на вопросы по прочитанному произведению; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному.


Ход урока


1. Проверка домашнего задания: вопросы на знание текста произведения, зачитывание планов рассказа и их корректировка.


2. Заполнение левой колонки таблицы с опорой на планы рассказа (ключевые эпизоды рассказа).

Примерный вариант в Приложении А.


3. Заполнение правой колонки таблицы соотнесения ключевых моментов рассказа с эмоциями рассказчика. Ученики, используя слова для справок, указывают чувства, испытываемые автором текста.


4. Анализ получившихся записей: пояснение эмоций рассказчика.

Учащиеся комментируют эмоции, записанные в таблице, отвечая на вопросы и приводя примеры из текста.

- Какие эмоции возникают у Тургенева в эпизоде описания грозы? Есть ли страх перед непогодой?

- Какие эмоции вызывает у рассказчика Бирюк?

- Кого из литературных героев напоминает лесник?

- Какие эмоции вызывает обстановка, в которой живет герой рассказа?

- Почему лесник живет в нищете?

- Почему сбежала жена лесника? Каким вы видите будущее детей Бирюка?

- Можно ли Бирюка назвать мастером своего дела?

- Как о леснике отзываются окрестные мужики?

- Почему Бирюк не помогает таким же, как он сам? По какому закону живет Бирюк?

- Какие чувства испытывает рассказчик, говоря о мужике-воре?

- Как поступил лесник с пойманным вором?

- Ожидали ли вы такой развязки?

- Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика?

- Какой конфликт происходит внутри героя?

- Что еще, кроме удивления, испытал рассказчик в последней сцене произведения?

- Что ожидает Бирюка за его жалость к вору? (В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».)

- Каким вы видите будущее Бирюка?

Бывший крепостной Тургенева Ардалион Иванович Замятин (впоследствии учитель земской школы) вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне. что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», невыдуманные, даже имена их настоящие... был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне...».

- Почему свои же крестьяне убили Бирюка? Чья в этом вина?


5. Работа с клоуз-тестом по цитате критика:

- Заполните пропуски подходящими прилагательными, предложенными в материале для справок. (Приложение Б)

Чтение и анализ получившихся вариантов текста.


6. Подведение итогов

- Какие эмоции были ключевыми в рассказе? Что их вызвало? (В рассказе преобладают печаль и удивление. Рассказчик сопереживает жизни Бирюка и вора, при этом удивляется тому, как угрюмый Бирюк сохранил в себе сострадание к горю другого человека).

- Что стало причиной бедственного положения лесника и крестьян? (Крепостное право)

- Какая эмоция преобладает в конце рассказа? (В финале произведения автор испытал гордость за смелый поступок Бирюка, ведь лесник понимал, какое наказание ожидает его за срубленное дерево).

- О каком качестве русского народа говорит Тургенев? (Благородство: высокие нравственные качества; величие, возвышенность).


7. Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему рассказчик-охотник назвал Бирюка «славным малым»?


Приложение А

Эпизод

Эмоция рассказчика

1. Гроза


2. Встреча с лесником.


3. Избушка Бирюка: бедность обстановки.


4. Судьба лесника, его семья.


5. Звук топора в лесу.


6. Поимка вора


7. Просьбы вора отпустить его.


8. Оскорбления и угрозы в адрес лесника.


9. Неожиданное решение Бирюка.


10. Бирюк – славный малый.


Для справки: гордость, гнев, страх, любовь, умиротворение, печаль, веселье, удивление, отвращение.

Приложение Б

«Бирюк... ____________________________ (1) человек, хоть и ____________________________ (2) с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женою, сбежавшей с прохожим мещанином, - должно быть, семейное горе и сделало его ____________________________ (3). Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить...»

Автору довелось быть свидетелем, как этот ____________________________(4) человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, отпустил потому, что почувствовал своим честным и ____________________________ (5) сердцем безысходное горе бедняка, решившегося с отчаяния на опасное дело. Поэт прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин».

​​​​​​​Слова для справок: простой, добрый, грубый, великодушный, угрюмый, хороший, жестокий, неподкупно-честный.


«Бирюк... хороший человек, хоть и грубый с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женою, сбежавшей с прохожим мещанином, - должно быть, семейное горе и сделало его угрюмым. Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить...»

Автору довелось быть свидетелем, как этот неподкупно-честный человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, отпустил потому, что почувствовал своим честным и великодушным сердцем безысходное горе бедняка, решившегося с отчаяния на опасное дело. Поэт прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин».

(А. И. Незеленов, «Тургенев в его произведениях», СПб, 1885 г.)






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.