Урок литературы в 6 классе «И.С. Тургенев "Бирюк": автор и герои рассказа»
Урок литературы в 6 классе
Тема урока: И.С. Тургенев «Бирюк»: автор и герои рассказа
Тип урока: урок углубленной работы над текстом.
Цели урока:
- предметные: анализ образа главного героя, формирование представления о влиянии крепостного права на образ жизни, поведение, мысли героев рассказа.
- метапредметные: активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления; развитие умения аргументировано и связно формулировать ответы.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
- раздаточный материал (см. Приложение)
Планируемые результаты:
- личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.
- метапредметные:
коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
регулятивные: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы.
познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов.
- предметные: выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; отвечать на вопросы по прочитанному произведению; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания: вопросы на знание текста произведения, зачитывание планов рассказа и их корректировка.
2. Заполнение левой колонки таблицы с опорой на планы рассказа (ключевые эпизоды рассказа).
Примерный вариант в Приложении А.
3. Заполнение правой колонки таблицы соотнесения ключевых моментов рассказа с эмоциями рассказчика. Ученики, используя слова для справок, указывают чувства, испытываемые автором текста.
4. Анализ получившихся записей: пояснение эмоций рассказчика.
Учащиеся комментируют эмоции, записанные в таблице, отвечая на вопросы и приводя примеры из текста.
- Какие эмоции возникают у Тургенева в эпизоде описания грозы? Есть ли страх перед непогодой?
- Какие эмоции вызывает у рассказчика Бирюк?
- Кого из литературных героев напоминает лесник?
- Какие эмоции вызывает обстановка, в которой живет герой рассказа?
- Почему лесник живет в нищете?
- Почему сбежала жена лесника? Каким вы видите будущее детей Бирюка?
- Можно ли Бирюка назвать мастером своего дела?
- Как о леснике отзываются окрестные мужики?
- Почему Бирюк не помогает таким же, как он сам? По какому закону живет Бирюк?
- Какие чувства испытывает рассказчик, говоря о мужике-воре?
- Как поступил лесник с пойманным вором?
- Ожидали ли вы такой развязки?
- Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика?
- Какой конфликт происходит внутри героя?
- Что еще, кроме удивления, испытал рассказчик в последней сцене произведения?
- Что ожидает Бирюка за его жалость к вору? (В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».)
- Каким вы видите будущее Бирюка?
Бывший крепостной Тургенева Ардалион Иванович Замятин (впоследствии учитель земской школы) вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне. что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», невыдуманные, даже имена их настоящие... был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне...».
- Почему свои же крестьяне убили Бирюка? Чья в этом вина?
5. Работа с клоуз-тестом по цитате критика:
- Заполните пропуски подходящими прилагательными, предложенными в материале для справок. (Приложение Б)
Чтение и анализ получившихся вариантов текста.
6. Подведение итогов
- Какие эмоции были ключевыми в рассказе? Что их вызвало? (В рассказе преобладают печаль и удивление. Рассказчик сопереживает жизни Бирюка и вора, при этом удивляется тому, как угрюмый Бирюк сохранил в себе сострадание к горю другого человека).
- Что стало причиной бедственного положения лесника и крестьян? (Крепостное право)
- Какая эмоция преобладает в конце рассказа? (В финале произведения автор испытал гордость за смелый поступок Бирюка, ведь лесник понимал, какое наказание ожидает его за срубленное дерево).
- О каком качестве русского народа говорит Тургенев? (Благородство: высокие нравственные качества; величие, возвышенность).
7. Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему рассказчик-охотник назвал Бирюка «славным малым»?
Приложение А
Эпизод | Эмоция рассказчика |
1. Гроза | |
2. Встреча с лесником. | |
3. Избушка Бирюка: бедность обстановки. | |
4. Судьба лесника, его семья. | |
5. Звук топора в лесу. | |
6. Поимка вора | |
7. Просьбы вора отпустить его. | |
8. Оскорбления и угрозы в адрес лесника. | |
9. Неожиданное решение Бирюка. | |
10. Бирюк – славный малый. | |
Для справки: гордость, гнев, страх, любовь, умиротворение, печаль, веселье, удивление, отвращение.
Приложение Б
«Бирюк... ____________________________ (1) человек, хоть и ____________________________ (2) с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женою, сбежавшей с прохожим мещанином, - должно быть, семейное горе и сделало его ____________________________ (3). Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить...»
Автору довелось быть свидетелем, как этот ____________________________(4) человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, отпустил потому, что почувствовал своим честным и ____________________________ (5) сердцем безысходное горе бедняка, решившегося с отчаяния на опасное дело. Поэт прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин».
Слова для справок: простой, добрый, грубый, великодушный, угрюмый, хороший, жестокий, неподкупно-честный.
«Бирюк... хороший человек, хоть и грубый с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женою, сбежавшей с прохожим мещанином, - должно быть, семейное горе и сделало его угрюмым. Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить...»
Автору довелось быть свидетелем, как этот неподкупно-честный человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, отпустил потому, что почувствовал своим честным и великодушным сердцем безысходное горе бедняка, решившегося с отчаяния на опасное дело. Поэт прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин».
(А. И. Незеленов, «Тургенев в его произведениях», СПб, 1885 г.)