Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Искусство письма» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей иностранных языков Протокол № 1 от ___ Подпись___________________ |
СОГЛАСОВАНА на научно-методическом совете Протокол № 1 от ____
Подпись_______________ |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора № 178-о от___
Подпись_______________
МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кельчина Елена Аркадьевна
(учитель)
Искусство письма
(учебный предмет, элективный учебный предмет, элективный курс, факультатив, час развития)
8 класс ООО
(класс, уровень обучения: НОО, ООО, СОО)
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений
«Искусство письма». Авторы: Бордовских О.С., Шитикова О.А.
(используемая программа)
Учебное пособие “ Successful Writing (Intermediate)”
Авторы: В.Эванс, издательство «Express Publishing».
(используемый учебник)
2023-2024
(учебный год)
2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса внеурочной деятельности «Искусство письма»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Воспитать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.
Сформировать позицию гражданина мира, понимающего и принимающего особенности социального общежития.
Интегрировать личность в национальную и мировую культуру.
Воспитать уважение к отличительным особенностям жизни в англосаксонских странах, их культуре и традициям и умение к ним адаптироваться.
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Сформировать у учащихся основы гражданской идентичности.
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
Развить у учащихся критическое мышление.
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма) и сравнить их с аналогичными структурами в русском языке.
Развить навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем.
Развить навыки быстрой письменной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в письме.
Развить у учащихся навык самооценки выполненной работы для формирования дальнейшего стимула к изучению искусства письменной речи.
Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучить школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний. Стоит отметить прекрасные схемы планирования и организации письменного текста, помогающие ученикам быстро и правильно составить план изложения самых разных типов информации в письменном виде. Блок упражнений построен на составлении и анализе неофициальных писем, письменного описания фотографий и иллюстраций, статей, объявлений, почтовых открыток, обзоров фильмов и т. д. поэтапно с использованием самых разнообразных технологий.
Развить у изучающих английский язык умения «эффективного» чтения. Для этого в учебных пособиях предусмотрены следующие упражнения в рамках развития технологий ознакомительного, просмотрового, поискового и изучающего чтения:
на развитие беглости чтения для быстрого ознакомления с текстом,
на умение моментально опознавать сюжет текста по ключевым словам и ходу рассуждения,
на быстрое воспроизведение текста в форме пересказа,
на узнавание словарных эквивалентов.
Научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом введения аудирования как одного из основных видов речевой деятельности для изучения предлагаемого материала. Учащимся предоставляются разнообразные аутентичные аудиотексты с различными технологиями прослушивания как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования учащиеся выполняют упражнения на формирование умений в монологическом говорении и в форме дебатов с последующим выходом на продуктивное письмо.
Расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи учебниками предусмотрена работа обучающихся над письменными проектами, основанными на предложенных в программе идеях, темах, сюжетах повседневной жизни.
Помочь учащимся в построении грамматических структур на иностранном языке «напрямую», избегая проведения аналогий и переводов с родного языка. В рамках поставленной задачи в учебниках содержится целый ряд устных и письменных упражнений, направленных на отработку грамматических оборотов английского языка в употребляемом в повседневной жизни словарном контексте.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Искусство письма»
Основная цель программы «Искусство письма» (по материалам книг издательства “Express Publishing”) состоит в системном развитии у учащихся навыков и умений в письменной речи на базе чтения, аудирования и говорения по темам, наиболее востребованным в реальных жизненных ситуациях. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению.
Содержание внеурочной деятельности (1 час в неделю, 34 недели) |
Формы организации внеурочной деятельности |
Основные виды внеурочной деятельности |
Successful Writing (Intermediate) Раздел 1. Общие положения о письменных работах (стили, структура) и требования к ним (5 часов) |
||
Лексика, выражающая симпатии и антипатии, преференции. |
Фронтальный опрос. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Грамматика: консолидация Present tenses, слова-связки, пунктуация |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Досуговое общение |
Письменная речь: официальный и не-официальный стили в письменной речи, приемы и технологии в письменных сочи-нениях |
Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Ознакомительное и просмотровое чтение. Говорение: монологи-ческое высказывание с обоснованием. |
Фронтальный опрос. |
Игровая деятельность |
Определение типа /стиля пись-ма/электронного сообщения для каждой рубрики. Написание первого и заключительного абзаца для каждой рубрики |
Проектная деятельность |
Творческие проекты школьников |
Раздел 2. Неофициальные письма/электронные сообщения (2 часа) |
||
Лексика, выражающая не-обходимость и выгоду. Грамматика: построение вопросительных предложений; модальные глаголы, выражающие обяза-тельства, разрешение и необходимость. |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Досуговое общение |
Письмо-совет не-официального стиля другу |
Проектная деятельность |
Творческие проекты школьников |
Раздел 3. Официальные письма и электронные сообщения, содержащие обращение с просьбой или жалобу. (3 часа) |
||
Лексика, выражающая согласие и несогласие. Грамматика: порядок при-лагательных и наречий в предложении. |
Фронтальный опрос. |
Игровая деятельность |
Письменная речь: электронная почта, структура электрон-ного письма; офици-альный стиль, письмо о принятии на работу, письмо-жалоба. |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Электронное письмо-жалоба официального стиля в ресторан |
Проектная деятельность |
Творческие проекты школьников |
Раздел 4. Полуофициальные письма и электронные сообщения, содержащие просьбу, благодарность, извинения. (2 часа) |
||
Лексика для написания полуофициальных писем (выражения благодарно-сти и просьбы). Грамматика: употребле-ние модальных глаголов и их эквивалентов. |
Семинары в форме дебатов и дискуссий |
Досуговое общение |
Письмо-благодарность |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Творческие проекты школьников |
Раздел 5. Деловое письмо с целью получения дополнительной информации (2 часа) |
||
Лексика: отдых и время-препровождение. Аудирование с пони-манием основного со-держания прослушан-ного и с выделением конкретной информа-ции из прослушанного текста. |
Фронтальный опрос |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Грамматика: употребле-ние времен Present Perfect и Present Perfect Continu-ous. Письмо офици-ального/ полуофициального стиля, содер-жащее описание событий и вопросы для получения дополнительной информации |
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Раздел 6. Описание человека. (2 часа) |
||
Лексика: описание внеш-ности и характера человека. Говорение: краткие монологические вы-сказывания с целью характеристики людей и их профессий. |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Игровая деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность |
Грамматика: употребле-ние времен категории Present и Past, слова-связки в предложении. Описание внеш-ности человека, его характера, симпатии и анти-патии. |
Тестовые задания |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Раздел 7. Описание места/зданий. (2 часа) |
||
Лексика для описания места, интерьеров и внешнего вида зданий. Грамматика: определи-тельные придаточные предложения. |
Семинары в форме дебатов и дискуссий. |
Досуговое общение |
Сочинение о самом известном здании в родном городе с указанием исторических фактов и описанием внешнего вида и внутреннего убранства |
Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Раздел 8. Описание предметов. (2 часа) |
||
Аудирование с целью понимания основного содержания прослу-шанного текста (интервью, обмен мнениями. Грамматика: порядок прилагательных в предложении. |
Фронтальный опрос. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Лексика для описания формы, размера, цвета, материала и особых примет. Письмо офици-ального стиля с подробным опи-санием предмета. |
Работа в парах. |
Досуговое общение |
Раздел 9. Описание праздников, торжественных событий (3 часа) |
||
Лексика для описания праздничных событий. Ознакомительное и поисковое чтение. |
Семинары в форме дебатов и дискуссий. |
Досуговое общение |
Грамматика: пассивные конструкции. Аудирование с пониманием основного со-держания прослушанного. |
Тестовые задания. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Сочинение о юбилейном праздновании свадьбы с описа-нием приготовления к событию и самого торжества. |
Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Раздел 10. Рассказ-повествование от первого лица. (3 часа) |
||
Лексика: идиомы времени, погоды. Говорение: монологическое высказывание от первого лица с использованием фраз и слов-связок. |
Семинары в форме дебатов и дискуссий. |
Досуговое общение |
Грамматика: все времена группы Past,слова-связки. повествование от первого лица; приемы для начала рассказа, для заключения рассказа; рассказ от первого лица по заданному сюжету. |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Рассказ от первого лица по кар-тинкам с заданным сюжетом. |
Презентация своей работы. |
Творческие проекты школьников |
Раздел 11.. Рассказ-повествование от третьего лица. (3 часа) |
||
Лексика: синонимы и антонимы. Ознакомительное, по-исковое и изучающее чтение. |
Фронтальный опрос. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Грамматика: косвенная речь. Письменная речь: повествование от третьего лица; стилистические приемы в письме; написание короткого рассказа от третьего лица с ключевой лексикой. |
Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации |
Творческие проекты школьников |
Сочинение от третьего лица с заданной концовкой. |
Проектная деятельность |
Творческие проекты школьников |
Раздел 12. Новостные репортажи; рецензия на фильм, книгу. (5 часов) |
||
Лексика: словосочетания: make/do, метафоры (проблемы). Аудирование с выделением конкретной информации из прослушанного текста и с пониманием основного содержания прослушанного текста |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Игровая деятельность |
Грамматика: the causative, употребление времени the Present Simple tense, аб-бревиатуры, пассивный залог, прямая и косвенная речь, определительное придаточное предложение. |
Тестовые задания. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Репортаж с детальным описани-ем событий , рецензия на фильм, репортаж об открытии клуба. |
Индивидуальные работы по основным формам устной коммуникации |
Творческие проекты школьников |
Говорение: монологическое высказывание на основе услышанного. |
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) |
Игровая деятельность |
Обобщающий урок. Подведение итогов года. |
Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации |
Творческие проекты школьников |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Корректировка |
Раздел/Тема занятия
|
Тип урока |
Домашнее задание |
|
Successful Writing (Intermediate) Раздел 1. Общие положения о письменных работах (стили, структура) и требования к ним (5 часов) |
||||||
1/1 |
5.09 |
|
Лексика, выражающая симпатии и антипатии, преференции. |
О |
Р 1 |
|
2/2 |
12.09 |
|
Грамматика: консолидация Present tenses, слова-связки, пунктуация |
О |
Р 1 |
|
3/3 |
19.09 |
|
Письменная речь: официальный и не-официальный стили в письменной речи, приемы и технологии в письменных сочи-нениях |
ТЗ |
Р 1 |
|
4/4 |
26.09 |
|
Ознакомительное и просмотровое чтение. Говорение: монологи-ческое высказывание с обоснованием. |
ПУ |
Р 1 |
|
5/5 |
3.10 |
|
Определение типа /стиля пись-ма/электронного сообщения для каждой рубрики. Проект «Написание первого и заключительного абзаца для каждой рубрики». |
П |
Р 1 |
|
Раздел 2. Неофициальные письма/электронные сообщения (2 часа) |
||||||
6/1 |
10.10 |
|
Лексика, выражающая не-обходимость и выгоду. Грамматика: построение вопросительных предложений; модальные глаголы, выражающие обяза-тельства, разрешение и необходимость. |
ПУ |
Р 2 |
|
7/2 |
17.10 |
|
Проект «Письмо-совет не-официального стиля другу». |
П |
Р 2 |
|
Раздел 3. Официальные письма и электронные сообщения, содержащие обращение с просьбой или жалобу. (3 часа) |
||||||
8/1 |
24.10 |
|
Лексика, выражающая согласие и несогласие. Грамматика: порядок при-лагательных и наречий в предложении. |
О |
Р 3 |
|
9/2 |
14.11 |
|
Письменная речь: электронная почта, структура электрон-ного письма; офици-альный стиль, письмо о принятии на работу, письмо-жалоба. |
ТЗ |
Р 3 |
|
10/3 |
14.11 |
|
Проект «Электронное письмо-жалоба официального стиля в ресторан». |
П |
Р 3 |
|
Раздел 4. Полуофициальные письма и электронные сообщения, содержащие просьбу, благодарность, извинения. (2 часа) |
||||||
11/1 |
21.11 |
|
Лексика для написания полуофициальных писем (выражения благодарно-сти и просьбы). Грамматика: употребле-ние модальных глаголов и их эквивалентов. |
АУ |
Р 4 |
|
12/2 |
28.11 |
|
Проект «Письмо-благодарность». |
П |
Р 4 |
|
Раздел 5. Деловое письмо с целью получения дополнительной информации (2 часа) |
||||||
13/1 |
5.12 |
|
Лексика: отдых и время-препровождение. Аудирование с пони-манием основного со-держания прослушан-ного и с выделением конкретной информа-ции из прослушанного текста. |
ПУ |
Р 5 |
|
14/2 |
12.12 |
|
Грамматика: употребле-ние времен Present Perfect и Present Perfect Continu-ous. Письмо офици-ального/ полуофициального стиля, содер-жащее описание событий и вопросы для получения дополнительной информации |
ТЗ |
Р 5 |
|
Раздел 6. Описание человека. (2 часа) |
||||||
15/1 |
19.12 |
|
Лексика: описание внеш-ности и характера человека. Говорение: краткие монологические вы-сказывания с целью характеристики людей и их профессий. |
О |
Р 6 |
|
16/2 |
26.12 |
|
Грамматика: употребле-ние времен категории Present и Past, слова-связки в предложении. Описание внешности человека, его характера, симпатии и антипатии. |
ТМ |
Р 6 |
|
Раздел 7. Описание места/зданий. (2 часа) |
|
|||||
17/1 |
16.01 |
|
Лексика для описания места, интерьеров и внешнего вида зданий. Грамматика: определительные придаточные предложения. |
О |
Р 7 |
|
18/2 |
23.01 |
|
Сочинение о самом известном здании в родном городе с указанием исторических фактов и описанием внешнего вида и внутреннего убранства |
ПУ |
Р 7 |
|
Раздел 8. Описание предметов. (2 часа) |
|
|||||
19/1 |
30.01 |
|
Аудирование с целью понимания основного содержания прослу-шанного текста (интервью, обмен мнениями. Грамматика: порядок прилагательных в предложении. |
АУ |
Р 8 |
|
20/2 |
6.02 |
|
Лексика для описания формы, размера, цвета, материала и особых примет. Проект «Письмо офици-ального стиля с подробным описанием предмета». |
П |
Р 8 |
|
Раздел 9. Описание праздников, торжественных событий (3 часа) |
||||||
21/1 |
13.02 |
|
Лексика для описания праздничных событий. Ознакомительное и поисковое чтение. |
О |
Р 9 |
|
22/2 |
20.02 |
|
Грамматика: пассивные конструкции. Аудирование с пониманием основного со-держания прослушанного. |
АУ |
Р 9 |
|
23/3 |
27.02 |
|
Проект «Сочинение о юбилейном праздновании свадьбы с описанием приготовления к событию и самого торжества». |
П |
Р 9 |
|
Раздел 10. Рассказ-повествование от первого лица. (3 часа) |
|
|||||
24/1 |
13.03 |
|
Лексика: идиомы времени, погоды. Говорение: монологическое высказывание от первого лица с использованием фраз и слов-связок. |
О |
Р 10 |
|
25/2 |
20.03 |
|
Грамматика: все времена группы Past,слова-связки. повествование от первого лица; приемы для начала рассказа, для заключения рассказа; рассказ от первого лица по заданному сюжету. |
О |
Р 10 |
|
26/3 |
3.04 |
|
Рассказ от первого лица по картинкам с заданным сюжетом |
ТЗ |
Р 10 |
|
Раздел 11. Рассказ-повествование от третьего лица. (3 часа) |
||||||
27/1 |
10.04 |
|
Лексика: синонимы и антонимы. Ознакомительное, поисковое и изучающее чтение. |
О |
Р 11 |
|
28/2 |
17.04 |
|
Грамматика: косвенная речь. Письменная речь: повествование от третьего лица; стилистические приемы в письме; написание короткого рассказа от третьего лица с ключевой лексикой. |
ПУ |
Р 11 |
|
29/3 |
17.04 |
|
Сочинение от третьего лица с заданной концовкой. |
Э |
Р 11 |
|
Раздел 12. Новостные репортажи; рецензия на фильм, книгу. (5 часов) |
||||||
30/1 |
24.04 |
|
Лексика: словосочетания: make/do, метафоры (проблемы). Аудирование с выделением конкретной информации из прослушанного текста и с пониманием основного содержания прослушанного текста |
АУ |
Р 12 |
|
31/2 |
15.05 |
|
Грамматика: the causative, употребление времени the Present Simple tense, аббревиатуры, пассивный залог, прямая и косвенная речь, определительное придаточное предложение. |
О |
Р 12 |
|
32/3 |
15.05 |
|
Проект «Репортаж с детальным описанием событий, рецензия на фильм, репортаж об открытии клуба». |
П |
Р 12 |
|
33/4 |
22.05 |
|
Говорение: монологическое высказывание на основе услышанного. |
ПУ |
Р 12 |
|
34/5 |
22.05 |
|
Обобщающий урок. Подведение итогов года. |
О |
Р 12 |
Оценочные материалы
В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами, требующими особого внимания и специальной подготовки учителя НОО, ООО, СОО. Один из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:
• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Оценочные материалы:
• Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
• Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание открытки, статья, эссе и т. д.).
• Проектная деятельность.
• Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.
• Тестовые задания.
• Зачет в письменной форме.
Методические материалы
1. Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя)
Evans Virginia. Successful Writing Intermediate. Комплексное учебное пособие для разви-тия умений в письменной речи (Student’s book, Teacher’s book, Class Audio CD). Berk-shire, Newbury: Express Publishing, 2006.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.
Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/ – нормативные документы, программы элективных курсов.
2. Литература для ученика:
1. Evans Virginia. Successful Writing Intermediate. Комплексное учебное пособие для разви-тия умений в письменной речи (Student’s book, Class Audio CD). Berkshire, Newbury: Ex-press Publishing, 2006.
Перечень информационно-методического обеспечения образовательного процесса
- сайты иностранного языка,
- сайт школы и класса,
-информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия школы (класса) с родителями,
– создание и ведение различных баз данных,
–информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.
9