12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репина Елена Геннадьевна955
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52 г. Новосибирска
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

ПрезентацияPPT / 24.75 Мб

/data/files/d1699803829.ppt (Презентация)«Хорошее время читать» Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования.

 

Аннотация: доклад посвящен использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, что является актуальной проблемой современного школьного образования. ИКТ-компетентность на данный момент становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Ключевые слова: УУД, ИКТ-компетентность, качество образования.

 

В современном мире уже никого не удивишь тем, что дети уже владеют компьютерами еще до того, как они вступают в учебные заведения. Поэтому одной из главных целей образования на сегодняшний день является развитие информационной грамотности у учащихся. Это предполагает умение находить и использовать полученную информацию, а также способность критически оценивать ее. Именно об этом мы и хотим поговорить сегодня – о том, как информационно-коммуникативные технологии могут помочь нам в формировании навыков чтения у наших учеников.

ИКТ-технологии в образовании имеют множество преимуществ. Они способствуют повышению эффективности обучения, мотивации учащихся, созданию новых форм взаимодействия на уроках, активизации учебной деятельности, развитию навыков поиска решения учебных задач и способности анализировать предметные области через их интеграцию. Кроме того, они предоставляют возможность предсказывать результаты обучения.

Однако, существуют и определенные проблемы при использовании ИКТ-технологий в образовательном процессе. Частое использование информационных ресурсов из интернета приводит к экономии сил, так как учащиеся часто прибегают к заимствованию готовых проектов, рефератов, докладов и даже решений задач из учебников. Это негативно сказывается на эффективности обучения и воспитания школьников. Более того, несоблюдение норм использования информационных ресурсов может негативно сказаться на здоровье учащихся, поэтому учителям необходимо осуществлять контроль над этим процессом.

При формировании читательской компетентности мы знакомим детей с авторами и их позицией. Учим их использовать различные средства художественной выразительности и бережно относиться к слову. В этом процессе невозможно обойтись без книги. В наших кабинетах собрана большая библиотека детских книг, которой дети активно пользуются. Мы также регулярно посещаем школьную библиотеку для знакомства с различными произведениями. Таким образом, мы активно работаем над развитием навыков поиска информации в интернете и чтения при помощи книг.

t1699688964aa.pngt1699688964ab.pngt1699688964ac.png

ИКТ-технологии позволяют активно использовать такие методы, как анализ, синтез и сравнение на уроках чтения. Они позволяют работать над техникой чтения, анализировать тексты, сравнивать произведения разных авторов по одной теме, а также развивать творческую речевую деятельность учащихся. Использование компьютера на уроках также способствует развитию умения работать в коллективе и сотрудничать друг с другом, а также с учителем.

На уроках и во внеурочной деятельности учитель может активно пользоваться интерактивными образовательными ресурсами. На наш взгляд самыми действующими и актуальными являются:

1. Презентации учителей России на различных образовательных платформах и сайтах:

Педагогическое сообщество "Урок. РФ", Современный учительский портал, сайт Сеть творческих учителей, Образовательная социальная сеть, ИнфоУрок и др.

Данная работа представляет собой комплексную деятельность, направленную на развитие знаний и навыков учащихся в области литературы.

Главной целью данного направления является организация и проведение урока в соответствии с предлагаемым планом, а также знакомство с авторами литературных произведений. В процессе работы планируется использование различных методов и форм активного взаимодействия с текстом, включая викторины на основе произведений, а также визуальный иллюстративный материал, способствующий более полному и наглядному восприятию содержания произведений.

Важной составляющей проводимого урока будет также написание сочинений и изложений, которые позволят учащимся проявить свои творческие способности, а также закрепить полученные знания и навыки. Через проведение редактирования текста ученики будут иметь возможность научиться выявлять и исправлять ошибки в своих работах, развивая тем самым навыки редактуры.

2. Электронные альбомы "Портреты писателей", их краткая биография, учебно - методический комплекс "Школа России", образовательные диски других УМК.

Цель данной работы заключается в совместном или самостоятельном поиске информации об авторах произведений и оформлении наглядности для занятия. Изучение биографии авторов и их работы позволит глубже понять контекст и смысл их произведений, а также пролить свет на творческий процесс и мотивацию их создателей.

В итоге, благодаря совместному или самостоятельному поиску информации об авторах произведений и оформлению наглядности к занятию, можно достичь глубокого понимания и анализа литературных произведений. Это поможет не только более глубоко вникнуть в творчество авторов, но и передать полученные знания и впечатления другим людям.

3. Электронный каталог детских библиотечных книг. Пользуемся: национальной электронной детской библиотекой, бесплатной электронной библиотекой для детей и родителей, электронной энциклопедией младшего школьника и др.

Практическое умение использовать каталоги и проводить эффективный поиск необходимой информации является важной компетенцией в современном информационном обществе. В заметном будущем, когда развитие информационных технологий продолжит набирать обороты, умение находить и анализировать информацию с использованием каталогов станет еще более значимым.

4. Видеоматериалы. Использование сети Интернет для заочного посещения культурных мест России, мира.

Пользуемся Образовательным сайтом Культура РФ, Ютуб, Учебными фильмами для урочной и внеурочной деятельности и др.

Мечты и воображение детей не знают границ, и посредством литературы и искусства мы можем помочь им расширить свой кругозор и воплотить свои мечты в реальность. Мы живем в эпоху технологий, когда удалось сделать доступными даже самые отдаленные уголки нашей планеты. Именно поэтому мы предлагаем вам уникальную возможность отправиться в виртуальное путешествие по музеям мира.

Мы верим, что знакомство с различными видами искусства поможет детям расширить свой кругозор и найти новые увлечения. Ведь каждое произведение искусства открывает перед нами уникальные миры и идеи. Будь то картины знаменитых художников, скульптуры, архитектурные сооружения или музыкальные произведения – все они пропитаны творческим духом и могут вдохновить детей на самые невероятные открытия и достижения.

5. Аудиозаписи - чтение авторами или мастерами слова литературных произведений.

Электронные приложения к учебникам.

Цель данной работы: развитие выразительности чтения, бережное отношение к авторскому слову.

6. Использование дисков "Уроки Кирилла и Мефодия "

Цель работы: проведение уроков литературного чтения в интерактивной форме.

7. Использование электронных учебников.

Цель работы: разнообразие форм и методов работы с детьми, экономия учебного времени.

8. Использование образовательной платформы Учи.ру

Цель: разнообразие форм и методов работы с детьми, занятие в литературном кружке, практика в создании отзывов на литературное произведение, участие в марафонах и олимпиадах.

Учителям и детям будет интересна работа в Литературном кружке. Там собран актуальный список книг школьной программы 1–4 классов. Тексты произведений доступны для чтения прямо на платформе. Их можно задавать ученикам как в течение учебного года, так и на лето. Отдельно собраны главные факты из биографий всех авторов. Детям открыты электронный читательский дневник и интерактивные тесты. 

В разделе "Мои задания" созданы обучающие карточки для изучения школьных предметов в интерактивном формате. Система хвалит ученика за правильные ответы, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Там же можно создать электронные домашние задания по чтению

Цель: индивидуальная работа учащихся с текстом

В раазделе "Функциональной грамотности" поможет провести диагностику на сколько у Ваших учеников (2-3 классов) развиты навыки читательской грамотности: поиск информации, анализ текста, умение делать выводы. А для 4 классов диагностика "Три К" (критическое мышление, коммуникация, кооперация). В результате вы получите рекомендации для формирования у обучающихся навыков XXI века.

Составители УМК "Школа России" тоже активно внедряют ИКТ. На примере прописей мы видим дополнительные задания по выбору учителя и учащихся для выполнения на планшете, компьютере.

Все представленные электронные ресурсы позволяют сделать уроки богаче, интереснее, а значит привлечь обучающихся к работе с книгой.

Много читая, дети не боятся высказывать свою точку зрения о прочитанном.

Работа над развитием читательской компетентности отразилась и на качестве чтения: чтение стало более осознанным, беглым, выразительным. Результаты классов представлены в диаграмме.

t1699688964ad.gif

 

В 2019 году мы участвовали в форуме - выставке "Учебная Сибирь"с проектом программы "Тайна волшебной книги", разработанной с целью повышения читательских компетенций обучающихся, заняли 2 место. Ученики достойно представили владение художественным словом. Дети пишут свои произведения, которые печатаются в различных сборниках, в том числе электронных. Занимают призовые места в конкурсах, требующих владение грамотной речью.

t1699688964ae.pngt1699688964af.jpgt1699688964ag.jpgt1699688964ah.jpg

Таким образом, для воспитания грамотного читателя, ученика, любящего книгу, конечно, необходимы современные формы работы на уроках чтения, во внеурочной деятельности, в семье, но следует не забывать, что приоритетным направлением всё-таки является работа с "живой" книгой.

Список использованных источников:

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2017.

2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2017.

3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации

образования 2016..

4. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства

обучения в начальной школе. //Начальная школа.- 2016.- №5.

5. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост.

О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2015.

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2017.

2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2017.

3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования 2016..

4. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа.- 2016.- №5.

5. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2015.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.