Использование кейс - технологии на уроках литературы как способ реализации деятельностного подхода в обучении
Ащенкова И. А.
Учитель русского языка и литературы,
МАОУ Центр образования № 47,
г. Иркутск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Аннотация
Федеральные государственные стандарты в настоящее время нацеливают педагога-словесника организовать обучение, способствующее формированию не только читательской грамотности, но и позитивного опыта в решении познавательных, нравственных, социальных, коммуникативных и др. проблем. Цель учителя-словесника - выявить наиболее эффективные и экспериментально проверенные методы и приёмы работы по формированию навыков смыслового чтения, способствующих развитию метапредметных компетенций учащихся на уроках литературы.
Ключевые слова: художественный текст, кейс – технология, проблемный вопрос, читательская интерпретация, аналитическая беседа, метод ситуационного анализа метапредметность, рефлексия.
Key words: a literary text, reception of antipation, reader’s interpretation, analytical conservation, the metasubjects, reflection
Общество в современном мире находится в стадии информационного развития, темп жизни ускоряется, поэтому приобщение детей к чтению, к диалогу с автором и книгой стало процессом трудоёмким, к сожалению. А ведь уроки литературы – это очень важная основа формирования нравственного сознания учащихся. В настоящее время учителя-словесники стремятся к формированию общих компетенций, а не отвлечённых знаний, умений, навыков обучающихся. Важно, чтобы знания на уроке ученики получали не в готовом виде, а добывали в результате самостоятельной и активной деятельности.
Способом реализации деятельностного подхода в обучении литературе, как показывает практика, часто служит метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), заранее разработанных учителем. Использование кейс - технологии даёт возможность активизировать не только познавательную, но и творческую деятельность учащихся. Значительный вклад в разработку и внедрение этой технологии внесли Г.А.Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др. Содержательны и методические работы учителей, в которых представлено описание конкретных уроков, построенных на основе использования кейс – технологии. (О.В. Жданова, Иванова Т. М. и др.).
В последнее время все больше говорится об использовании кейс - технологий в общеобразовательных школах, в частности, в форме проведения сетевых уроков. Но далеко не всегда кейс метод предполагает использование компьютерного обеспечения, так как в пакете заданий может содержаться вся необходимая для анализа информация (иногда даже информации дается больше, чем нужно, чтобы учащиеся умели отделять нужную от ненужной, главное от второстепенного). Проблемные вопросы, практические задачи, материал для сравнения, разрешение противоречий – основа работы на уроках литературы, способная сформировать универсальные учебные действия, индивидуализировать учебный процесс.
В научно-методической литературе можно встретить различные названия данной технологии: «Casemethod», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади», «Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа» и др. Какое бы название мы ни использовали, сущность данной технологии – изучение общих закономерностей на примере анализа конкретного случая. В обучении литературе таким «случаем» является художественный текст, который должны постичь ученики, анализируя его содержание, решить аналитическим способом сложные ситуации, получить новые знания и умения. «Кейс» - это набор средств и нужной информации, необходимой для принятия решения, разрешения проблемной ситуации и выбора определённой позиции в заданном поле деятельности. Также важно отметить, что кейс-технология даёт возможность учащимся приблизиться к практике, непосредственно анализировать художественный текст, выявлять его содержание и использовать полученные знания для достижения поставленной цели урока. У учеников есть уникальная возможность проанализировать предложенную ситуацию, разобраться в сути проблемы, самостоятельно продумать и предложить возможные решения проблемы, опираясь на собственный опыт и знания. Результат решения кейсов может быть представлен в виде доклада, отзыва, презентации, буклета, защиты проекта, сочинения, эссе, устного выступления и др.
Использование кейс - технологии в процессе обучения литературе оправдано также тем, что обучающиеся получают возможность работать в сотрудничестве, коллективно, благодаря чему формируются собственные умения анализировать, аргументированно представлять свою точку зрения, применять логические универсальные учебные действия, а также практические умения решать проблемы в реальной жизни.
Представим, какие именно навыки можно сформировать и развить при использовании кейс - технологии на уроках литературы:
– выявление проблемы и её решение, отбор средств для достижения цели (формирование навыков анализа и критического мышления, умений решать сложные вопросы);
– работа с информацией (осмысление деталей, представленных для работы, анализ и синтез выбранной информации, поиск аргументов, сопоставление предположений и заключений, оценка результатов);
– компетентность в общении (формирование умений слушать, слышать, понимать других представителей «команды», участвовать в диалоге, выражать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, принимать другие позиции и мнения, способностей сообща действовать ради достижения поставленной цели);
– принятие определённых решений, ответственность за принятое решение (самостоятельность мышления, уверенность в себе).
В качестве примера использования кейс - технологии на уроке литературы представим изучение главы «Тамань» М. Ю. Лермонтова. Глава является заключительной и воспринимается как самостоятельное произведение. Сюжет поражает необычными событиями и подталкивает читателей к размышлениям о человеческой судьбе. Многие ребята на этом этапе уже значительно заинтересованы произведением и образом главного героя Печорина, и, как показывает практика, такой метод работы, оставляет очень яркий след от романа «Герой нашего времени» в душе и памяти подростков.
Класс делится на творческие группы, каждой группе дан свой «кейс», набор заданий, выполняя которые, учащиеся самостоятельно под руководством ответственного организуют учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.
Создавая «Кейс» для каждой группы стоит отметить, что художественная литература, в данном случае конкретное произведение, и задачи, которые ставит учитель перед изучением художественного текста, сами подсказывают идеи, помогают определить сюжетную канву «кейса». Так, изучая главу «Фаталист», важно, чтобы читатели познакомились с понятиями «фаталист», «фатальный», «предопределение», сравнили Вулича и Печорина и выявили общее и различное в их образах, характерах, с помощью средств художественной выразительности представили словесный портрет Печорина и смогли прокомментировать, в чем трагедия героя.
Представим содержание «кейса» для каждой творческой группы в таблице в соответствии с поставленными задачами урока «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
Задачи урока | Содержание «кейса» для творческой группы № 1 |
1.Образовательная Ознакомление учащихся с философскими понятиями «судьба–фатализм–рок–случайность, поразмышлять на примере героев художественного произведения, возможно ли человеку руководить своей жизнью. | Работа с понятиями «фатум» – судьба, «фатальный» – предопределенный роком, судьбой, «фатализм» – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее предопределено судьбой, роком «фаталист» – человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше. (Можно дать разрознено определения и понятия, чтобы ребята нашли соответствие) Сравнительная характеристика Вулича и Печорина: - Докажите, что Вулич и Печорин похожи (подбор цитат обязательно) - В чём эти герои различны? 3. Используйте материал по ссылке для работы: https://harakteristikaaa.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-pechorina-i-vulicha/ |
2.Осмысление учащимися причины трагической обречённости Печорина и его поколения, выявление авторского отношения к герою | Представьте словесный портрет, образ Печорина в главе «Фаталист», используя цитаты. Найдите в тексте средства художественной выразительности, помогающие писателю показать, а читателю увидеть черты характера Печорина. К какому герою относятся эти высказывания: «холодная улыбка», «беспокойное и жадное воображение», «… я читал печать смерти на бледном лице его»? - К каким средства выразительности их можно отнести? - Какова роль средств выразительности в тексте? (нужно ответить на вопрос, используя материал по ссылке): https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2023/02/16/hudozhestvennye-sredstva-vyrazitelnosti-v-romane-m-yu |
2.Осмысление учащимися причины трагической обречённости Печорина и его поколения, выявление авторского отношения к герою | |
Ответьте на вопрос, приводя цитаты из текста в качестве подтверждения своей позиции: – Печорин – фаталист? Какое из двух высказываний вы взяли бы в качестве эпиграфа к нашему уроку? Почему? 1) Быть или не быть? Вот в чём вопрос. Достойно ли смириться под ударами судьбы, Иль стоит оказать сопротивленье… У. Шекспир 2) Каждый должен принять свою судьбу. (Татьяна Павленко) Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: «В первой молодости моей я был мечтателем… Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко…» – В чём трагедия Печорина? |
Время выполнения заданий 15–20 минут. Ответственный каждой группы распределяет индивидуальные задания, так как в начале урока учитель обязательным условием обозначает участие в работе каждого ученика. И если групповая форма работы учащихся на уроках литературы проводится в системе, то времени на это уходит немного.
По окончании работы каждая творческая группа представляет результаты своего труда, поиска, размышлений, работы с текстом. Представители каждой группы внимательно друг друга слушают, оценивают и задают вопрос. Главное, что, выполняя качественно такую работу, ребята понимают, что они движутся в одном направлении, раскрывают своей деятельностью художественную идею произведения, реализовывают общую цель, поставленную в начале урока.
Так, представляя работу, ребята 1 группы правильно обозначили сходства Вулича и Печорина, указав на то, что «Вулич – человек страстей, а Печорин, обладающий сильной волей, не даёт себе покориться страстям». Также совершенно верно были определены и сходства героев:
у них обоих замкнутый характер;
их обоих волнует вечный вопрос о судьбе;
они способны подчинять своей воле людей;
оба любят рисковать;
страсть к игре;
способность на героические поступки.
.Участники второй группы правильно определили средства выразительности, а главное – указали на их роль в раскрытии образа Печорина. Такая работа помогла ребятам представить словесный портрет героя в данной главе.
В качестве завершающих «штрихов» была представлена работа 3 группы, основанная на работе с проблемными вопросами и общими выводами по уроку. Был верно дан ответ на один из главных вопросов, что фаталистом нельзя назвать Печорина, так как «Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения о том, существует ли предопределение или нет. Но герой приходит к выводу, что при любых обстоятельствах нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Быть или не быть? Быть!». Размышления Печорина под открытым небом нас убеждают в том, что герой, на словах согласившийся с существованием фатума, проявленного как будто в испытании Вулича, продолжает сопротивляться этой идее. Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Воля, действие, оказываются возможными в человеке, у которого есть воля и цель. Потомки, не верящие в судьбу, не верят в себя: «А мы, не жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… Мы не способны более к великим жертвам не для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…». Так удачно ребята сопоставили ответ на вопрос «Печорин – фаталист?» и перешли к выбору нужного эпиграфа к уроку. И, конечно, было сказано главное, что трагедия Печорина – это трагедия лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела. Сложность и противоречивость характера, эгоизм, «способность» разрушать судьбы людей, постоянные сомнения и нравственные терзания, одиночество, на которое обрекает себя сам Печорин, не умея и не желая жертвовать ни в любви, ни в дружбе. Такой урок будет значимым предваряющим этапом подготовки к сочинению
Таким образом, кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у учащихся новых качеств и умений, на сотворчество учителя и ученика. Непосредственная цель этой технологии: совместными усилиями группы проанализировать ситуацию и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка представленных вариантов в контексте поставленной проблемы. Образовательный эффект кейс-технологии заключается в следующем:
1. Развиваются навыки, необходимые в реальной жизни: умение работать с информацией, систематизировать, анализировать, принимать решения;
2. Повышается мотивация к учению, к поиску новой информации;
3. Формируется умение обосновывать и защищать свою точку зрения
Применение кейс-технологии позволяет моим ученикам сочетать учебную деятельность с игрой и творчеством, что позволяет мне получить устойчивую мотивацию к обучению со стороны учащихся. Эта технология уменьшает количество пассивных и неуверенных в себе учеников, так как каждому приходится вырабатывать свою точку зрения по какой-то проблеме, а также даёт мне возможность совершенствоваться, по-другому действовать и мыслить, обновлять свой творческий потенциал.
Кияйкина Наталья Федоровна
Ащенкова Ирина Александровна
Селиванова Галина Геннадьевна