Использование кроссвордов на уроках информатики и икт.
Использование кроссвордов на уроках информатики и икт.
Мы учимся что – то делать, только
когда делаем это, другого способа не существует.
Д .Хольт
XXI век – век новых информационных технологий. В этой связи возрастает роль дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» в средних профессиональных учебных заведениях как по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование», так и других направлений профессиональной подготовки будущих специалистов. Я не ошибусь, если скажу, что для решения проблемы цифровой трансформации все стремятся найти новые подходы к преподаванию предмета.
Одним из эффективных технологий обучения является применение кроссвордов, которые помогают в первую очередь систематизировать знания студентов в игровой форме. В дальнейшем они учатся самостоятельно создавать подобные кроссворды при изучении тем: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
Эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется. Кроссворд является методом поиска самостоятельного ответа на все вопросы, это, и в некотором роде, познание мира через догадки и обладает уникальным свойством дать возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, познавать мир на интуитивном уровне.
Внедрение интерактивных кроссвордов на уроках «Информатики и ИКТ в профессиональной деятельности» имеет возможность стать дополнительным звеном к разным методикам. Данный вид головоломки может широко применяться в учебной деятельности, а также во внеурочной работе по предмету для активизации студентов, приведения в систему их познаний, развития мышления и памяти, для контроля и самоконтроля. Разгадывание кроссвордов благотворно воздействует на организм – оно вдохновляет к новым решениям задач, активизирует мыслительную деятельность, тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.
Кроссворд является одним из видов игрового обучения на уроке и во внеурочной деятельности, потому что отличается занимательностью и соревновательным духом, сквозь которые возможна самооценка личных знаний основных определений и терминов. Также это способствует в игровой форме развитию процесса усвоения новых знаний, получению положительных эмоций. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении студентам приходится без всякого принуждения трудиться над учебными пособиями и литературой.
На уроке студенты получают значительный заряд оптимизма и веры в свои собственные силы, что в итоге дает положительный результат в процессе усвоения учебного материала. Использование кроссвордов позволяет индивидуально и дифференцированно подходить к обучающимся на уроке и они по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе.
Их составляют и студенты, применяя при этом Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Преследую при этом цель повышения мотивации обучающихся к обучению и возможность самореализации личности будущих специалистов.
Жизнь в современном мире все жестче показывает, что обществу необходимы созидательные личности. Потребители – обречены, они могут быть вытесненными на обочину. Поэтому одной из основных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента.
Для этого следует научить будущих специалистов самостоятельно добывать знания, а иными словами: организовать учебный процесс так, чтобы каждый чувствовал потребность в самообучении, самовоспитании, самообразовании и самореализации. Все потребности, как следствие, формируют познавательные интересы и профессиональные компетенции.
Использование кроссвордов является, по моему мнению, одним из самых активных средств развития познавательных интересов и профессиональных компетенций.Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов посоревноваться и найти способ самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.
В обучении я использую учебные кроссворды, исходя из обучающих целей, что позволяет распределять их по тематике.
Это могут быть тематические, обобщающие или итоговые кроссворды: их вопросы охватывают разнообразные разделы курса «Информатики и ИКТ в профессиональной деятельности». Главная функция кроссворда — дать возможность вспомнить знакомые, но забытые определения, понятия, термины, закрепить их в памяти, развить интеллект. Считаю, что такой подход правомерен именно по отношению к учебным кроссвордам.
Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы студентов. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к чёткой логике, к рассуждению. Использование кроссвордов можно рассматривать как процесс творческий, а поэтому, считаю, кроссворды целесообразны не столько для проверки и для лучшего усвоения ими учебного материала.
Прежде всего, необходимо четко представлять, с какой дидактической целью используется на уроке данный кроссворд. Если ставится такая дидактическая задача как проверка домашнего задания в начале урока, то считаю целесообразным использовать индивидуальные задания в виде готовых кроссвордов или фронтальный опрос.
При проверке понимания изученного материала, закреплении изученного материала, обобщении и систематизации знаний можно использовать как готовые кроссворды для работы индивидуально и в группе, так и давать задания самостоятельного создания кроссвордов.
Если же рассмотреть использование кроссвордов для решения задачи контроля и самоконтроля, то в данном случае, возможно, использовать готовые кроссворды как дополнение к контрольным и проверочным работам.
Все дело только лишь в Вашем творческом подходе к процессу обучения. Необходимо помнить, что включая студентов в эту интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной, а значит, более интересной для них форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Практика показала, что предъявляя студентам учебный кроссворд, необходимо, чтобы у студентов не пропадал интерес к решению кроссвордов, разнообразить их содержание и форму предъявления.
Для изучения учебной дисциплины, я практикую использование как готовых кроссвордов, так и созданных студентами самостоятельно. Называется только тема, все остальное студенты делают сами.
Необходимо помнить, что наибольшее внимание при этом следует уделять формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса - это проблема развития высококачественного мышления. Хороший вопрос помогает совершенно по-иному видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное — он свидетельствует о понимании учебного материала.
Итак, кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест.
Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что процесс усвоения новых знаний осуществляется в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки.
Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.
Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности и самореализации личности будущих специалистов. Творческие способности, разнообразие форм, формулировок, тем позволяют студентам искать новую информацию и создавать кроссворды, тем самым развивая в непринужденной форме познавательные интересы.
Библиографический список
1. Кашинцева Л.Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование/ 2008 - №10
Приложение 1
КРОССВОРД
«ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
| п | |||||||||||||||||||||
| л | |||||||||||||||||||||
| а | |||||||||||||||||||||
| к | л | и | е | н | т | ||||||||||||||||
| ф | |||||||||||||||||||||
| с | о | ||||||||||||||||||||
| е | х | р | |||||||||||||||||||
| д | п | р | о | г | р | а | м | м | а | ||||||||||||
| п | р | о | т | о | к | о | л | в | а | а | |||||||||||
| с | е | н | |||||||||||||||||||
| а | т | р | в | и | р | у | с | ||||||||||||||
| т | л | б | у | к | д | | л | ||||||||||||||
| е | г | к | р | и | п | т | о | г | р | а | ф | и | я | ||||||||
| х | о | а | д | н | | щ | с | ||||||||||||||
| н | р | у | и | н | т | е | р | ф | е | й | с | ||||||||||
| о | и | з | ф | ы | т | ||||||||||||||||
| м | у | л | ь | т | и | м | е | д | и | а | е | ь | |||||||||
| о | м | р | й | ||||||||||||||||||
| г | о | б | л | а | ч | н | о | е | |||||||||||||
м | а | ш | и | н | а | |||||||||||||||||
| я |
По горизонтали | По вертикали |
2. Программа, запрашивающая услуги у сервера. 6. Набор инструкций для выполнения задач. 7. Правила обмена данными между устройствами. 9. Программа, способная нанести вред компьютеру. 14. Наука о шифровании информации. 16. Средство взаимодействия пользователя с системой. 18. Комбинация текста, звука и изображения. 19. Хранение данных на удаленных серверах. 20. Программа, выполняемая в интерпретируемом языке. | 1. Среда для разработки и запуска приложений. 3. Устройство, предоставляющее ресурсы или услуги. 4. Место для сохранения данных. 5. Право на использование ресурсов или информации. 8. Последовательность действий для решения задачи. 10. Методы и средства для создания продуктов. 11. Программа для просмотра веб-страниц. 12. Инструкции, написанные на языке программирования. 13. Факты или информация, которые обрабатываются. 15. Связь между компьютерами для обмена информацией. 17. Единица хранения данных на компьютере. |
Кроссворд "Информационные технологии"
По горизонтали
2. Платформа, отвечающая за техническое обеспечение вычислительной сети
5. Автоматизированными системы управления (АСУ) и информационно-поисковыми системами (ИПС)
9. Концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий и Интернета вещей для управления городским имуществом.
12. Один из уровней рассмотрения ИТ
16. Организованный социально-экономический и научно технически процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов
21. Ос позволяющая решать одновременно только 1 задачу или работать в одном приложении
25. Наука о шифровании и дешифровании информации.
По вертикали
1. Одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер
3. Одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер
4. Компьютеризированные наручные часы с расширенной функциональностью
6. Платформа, которая обеспечивает передачу данных через коммуникационную сеть
7. Прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства.
8. Платформа, предназначенная для управления сетью
10. использование математических моделей данных, которые помогают компьютеру обучаться без непосредственных инструкций.
11. Пишущие машинки, телеграф, телефон, магнитофоны и диктофоны
13. созданный компьютером мир, доступ к которому можно получить с помощью иммерсивных устройств — шлемов, перчаток, наушников.
14. Платформа, обеспечивающая эффективную совместную работу людей
15. ИТ, использующиеся для задач определенной предметной области
17. Это демонстрационные материалы для публичного выступления
18. Первое средство массовой коммуникации, изобретенное в Германии в середине xv века
19. Компьютерный алгоритм, предназначенный для формирования, управления и предоставления информации о владении чем-либо.
20. Специализированный сетевой компьютер, имеющий минимум два сетевых интерфейса и пересылающий пакеты данных между различными сегментами сети
22. С базой данной работают проектировщик и …
23. Название этапа развития ИТ, когда основной инструментарий - это автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС)
24. Используется для автоматизации технологических процессов