12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Неля Владиславовна3505
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Поломошнова Неля Владиславовна, учитель биологии МБОУ СОШ №180 Заельцовского района города Новосибирска

Использование ИКТ на уроках биологии

Работа школы всегда направлена на выполнение тех задач, которые формулирует общество. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.

Для нынешнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний: сегодня знания выступают как средство развития личности, его творческого потенциала; нынешний выпускник, прежде всего, должен быть нацелен на развитие интеллектуальных, творческих способностей, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. ИКТ в этом смысле обладают большими возможностями, поскольку, во-первых, позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробуждают интерес к поисково-исследовательской работе, способствуют повышению успеваемости учащихся, а, во-вторых, учащиеся получают большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний

На современном этапе развития общества использование ИКТ становится неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. В современном образовании предусмотрено широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс, и современный урок уже немыслим без этих технологий.

Биология - учебный предмет, в процессе изучения которого могут быть широко использованы современные педагогические технологии, в том числе ИКТ.

Использование электронных ресурсов помогает решать следующие образовательные задачи:

-усвоение учащимися базовых знаний;

-систематизация усвоенных знаний;

-формирование интереса к биологии.

-формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием современной цифровой техники;

-формирование навыков самоконтроля;

На уроках биологии использование средств ИКТ позволяет:

1. Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса: изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; изучать понятия и определения, рассматривая биологические объекты в видеороликах и на фотографиях, выполнять виртуальные лабораторные работы. В преподавании биологии я использую различные электронные издания: мультимедийные курсы: <1С: Репетитор. Биология>, <Биология 6-9 классы> (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум <Биология 6-11класс>. Все эти ресурсы имеют достаточный учебный материал по всем разделам курса биологии, содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей. Кроме того, имеют обширный справочный материал по истории становления и развития биологии как науки, биографии ученых-биологов.

Несомненно, важным является то, что перечисленные средства обучения имеют простую систему настройки и установления, статистику выполнения упражнений. Работу с этими электронными пособиями можно проводить на любом этапе урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, выполнении лабораторных работ, а также для подготовки к контрольным упражнениям.

Например, в 7 классе на уроках зоологии, в качестве средств визуализации учебного материала и стимулирования познавательного интереса, при изучении темы «Класс Ракообразные» используется видеоролик « Жизнь речного рака», при изучении темы «Отряды млекопитающих» видеоролики «Тигр – крупный наземный хищник», «Лев – царь зверей» и др., взятые из УЭИ лабораторный практикум <Биология 6-11 класс>.

При оценке качества знаний учащихся по темам используются тесты, составленные учителем, которые позволяют объективно проверить и оценить знания учащихся и сэкономить время на уроке.

2. Важной задачей представляется обеспечение индивидуализации процесса обучения, так как любой школьный коллектив состоит из учащихся с разным развитием и интересами, разными образовательными потребностями. Слабоуспевающие дети (со сниженным психическим развитием, непроизвольным вниманием, слабо развитой памятью) с большим интересом выполняют работы с использованием компьютера – составляют презентации, ребусы и др.

Для повышения мотивации и поощрения творческой деятельности детей в нашей школе проводятся научно – практические конференции. Учащиеся часто выбирают различные темы по биологии, готовят по ним реферативный материал и электронные презентации своих исследований.

Например, в этом учебном году мы готовили исследовательские работы по темам: «Влияние кислотных дождей на живые организмы» и «Экологическое просвещение учащихся среднего звена». Для защиты этих работ оформляли презентации, которые в яркой, интересной и доступной форме помогли представить свои исследования.

3. Создавать уроки с использованием яркой наглядности. На уроках биологии всегда используется большое количество таблиц, графиков, муляжей, влажных препаратов и т. д. Вся эта наглядность может быть расположена на слайдах. И тогда она не «состарится», не будет занимать много места и всегда будет яркой и красивой. Учащиеся могут переписывать информацию со слайдов, и учитель может не диктовать материал несколько раз. Использование слайдов экономит время урока.

Например, в 5 классе на уроках биологии используются презентации (составленные учителем) при изучении тем: «Строение клетки», «Увеличительные приборы» и др.

Чтобы дать урок с использованием ИКТ, по-моему, мнению необходимо:

1. Иметь оборудованный современной техникой кабинет;

2. И, наверное, основное - возможности и желание самого учителя. Важно, чтобы учитель видел перспективы при использовании технологий, ведь проведение таких уроков требует большого количества времени для подготовки (поиска, систематизации и оформления информации).

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, способствует развитию у школьников различных умений, облегчает работу на уроке. Поэтому я, как учитель, стараюсь эффективно использовать ИКТ на своих уроках, чтобы достигнуть более качественных образовательных результатов.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.