Использование ИКТ на уроках СБО
3. Личный вклад в повышение качества образования.
3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания.
3.1.2. Отчет об использовании информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционых технологий в учебном процессе учителем государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы-интернат VIII вида ст.Новопокровской, Краснодарского края Панковой Еленой Юрьевной
В своей педагогической деятельности широко и успешно применяю информационно-коммуникационныне технологии. С помощью использования ИКТ помогаю детям получить знания на уроках, предоставляя материал более ярко, увлекательно. Дети становятся более активными. Информационные технологии являются в настоящее время неотъемлемой частью работы учителя и очень хорошо помогают в организации обучения и воспитания детей. Возможности компьютера велики, немного желания, умения работать на компьютере, немного фантазии – и получается интересный, увлекательный урок. Как показывает мой опыт, компьютерные программы целесообразно использовать для проверки полученных знаний. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья не могут сразу же запомнить большой объем материала. Если учащиеся хорошо усваивают новый материал, то я использую такие задания и в конце занятия, при закреплении полученных знаний. Контрольные задания с электронных изданий я включаю в обобщающие уроки.
Следующее направление, по которому я работаю на уроках СБО - это использование коллекций фотоизображений и видеозаписей, которые позволяют расширить и углубить знания учащихся .
Я провожу уроки с использованием ИКТ на протяжении многих лет , и поэтому для моих учеников - это не является чем–то новым.
Мной проведено анкетирование по теме: «Как ты относишься к занятиям с использованием компьютера». Анкета включала в себя три вопроса:
Нравятся ли тебе занятия с использованием компьютера и почему?
Как тебе лучше запомнить новый материал, когда учитель использует на занятии компьютер или без него?
Когда ты больше волнуешься, при проверке знаний на компьютере или при устном ответе?
На первый вопрос все учащиеся ответили положительно, им нравится работать на компьютере, так как, по словам детей, «там все показано наглядно, не надо много писать, а главное впечатления от правильного ответа более яркие и удовлетворительные ».
На второй вопрос также положительные результаты были даны в 100% случаев. В третьем вопросе мнения разделились. Половина учащихся больше волнуется при ответе с использованием компьютерной программы, а вторая - при ответе устно учителю .
Анализируя ответы детей на этот вопрос, для себя я определила: что в большинстве случаев зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для одних учащихся проще дается общение с людьми, другим – с машиной. Для себя я сделала вывод – при проведении контроля знаний, с помощью ПК подходить к этому дифференцированно.
Применяю визуальную информацию.
На уроке:
- презентации использую для объяснения нового материала;
- мультимедийные демонстрации помогают закрепить знания;
- электронные книги, тесты, интернет - ресурсы помогают мне интересней провести урок.
Чтобы не утомлять детей обширной информацией, слайды презентаций не перегружаю текстом, больше использую картинок с короткими текстами, именами, словами. Дети с нарушением интеллекта на таких уроках легче воспринимают изображения, фотографии, видеофрагменты. Материал к своим урокам я делаю ярче, оригинальнее для включения зрительной памяти.
Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, дает положительные результаты: вызывает интерес детей к занятию, помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность воспитанников; помогает постоянно следить за усвоением знаний, и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности.
Также наряду с презентациями широко использую аудиозаписи, т.к. музыкальное сопровождение оказывает яркое восприятие материала. Музыка связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представление детей.
Я разработала модель использования ИКТ во внеурочной деятельности и на уроках.
Модель использования ИКТ вне урока:
- Поиск информации в Интернете и других источниках
- Фиксация записи
-Подготовка выступления и самовыступление с использованием презентаций
Использование ИК технологий просто необходимо в современной школе. Современное техническое оснащение школы компьютерной техникой создало условия для повышения уровня ИКТ. Компьютер служит как демонстрационное средство наглядности.
На уроках СБО использую модель ИКТ:
- Демонстрация компьютерной презентации;
- Тестирование с выбором ответов;
- Написание текста для наглядности;
- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра; - Использование электронных учебников.
Свои уроки начинаю с мультимедийных презентаций (например: расчёт электроэнергии (бюджет семьи), осанка- стройная спина (личная гигиена),сервировка стола (питание) и т.д.). Это позволяет перейти от пассивного усвоения к активному. Учащихся заинтересовывает работа с ЦОР, опорными схемами, таблицами, т.к. они получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, упрощается возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
Использование компьютерных программ дает возможность осуществлять контроль за деятельностью учащихся.
В процессе обучения идет воспитание компьютерной культуры.
На уроках проводится исследовательская работа.
Каждая группа получает индивидуальную карточку- задание по теме и ссылку на сайты Интернета. Оптимальный состав группы 2-3 ученика.
Задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения компьютерных технологий в получении новых знаний, показать ребенку с ограниченными возможностями, что компьютер- это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнаётся новое.
Достаточно эффективны на уроках такие виды работ: работа за компьютером (ноутбуком) индивидуальная и парная; демонстрация презентации всему классу; обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.
Применение различных видов работ с использованием компьютера, способствует экономии времени и повышению эффективности учебного процесса.
Уроки, проведенные с использованием ИКТ, способствуют решению одной из основных задач коррекционного образования - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда.
Процесс внедрения ИКТ – технологий в образовательную среду коррекционной школы затруднен в виду того, что информационная культура учащихся с проблемами в развитии низка. 45 % учащихся имеют дома компьютеры, а в учебных целях его используют еще меньшее количество учащихся.
ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Хочу привести некоторые примеры использования информационно-коммуникативных технологий на разных этапах урока.
Для организации настро обучающихся на урок я использую слайды игрового содержания , ркие , привлекающие внимание.Это могут быть ребусы , приглашение к игре, путешествию, загадки и др.
На этапе проверки знаний можно использовать тестовые задания, кроссворды, загадки с анимационными ответами, что способствует развитию внимания, дисциплинированности.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителч с демонстрацией презентации позволяет мне акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Я использую демонстрацию пошагового выполнения задания по технологическим картам. И др.
В результате применения информационно-коммуникационных технологий повышается качество знаний учащихся,создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителяи ученика, их сотрудничества в учебном процессе.Наблюдается положительная динамика повышения качества знаний при выполнении тестовых контрольных и практических работ.
2010-2011уч.г. |
2011-2012уч.г. |
2012-2013у ч.г. |
2013-2014 уч.г. |
2014-2015 уч.г. |
|
успеваемость |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
качество |
58,00% |
60,00% |
63,00% |
66,00% |
69,00% |
Мои ученики владеют доступными социально-бытовыми знаними, умениями и навыками. Выпускники готовы к самостоятельной жизни и успешно социализируются и адаптируются в современном обществе.