Методические рекомендации «Использование метода полного физического реагирования (Total Physical Response) во время физминуток на первом году обучения английскому языку»
Использование метода полного физического реагирования (Total Physical Response) во время физминуток на первом году обучения английскому языку
Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников может быть эффективным и приятным, если знать возрастные особенности и опираться на научный подход.
Первый год изучения иностранного языка крайне благоприятный период, связанный с получением удовольствия от новизны действий, усвоения относительно несложного материала и удовлетворение от первых положительных результатов. Не важно, где дети делают первые шаги в изучении иностранного языка, в школе или детском саду, отличаются только подходы к возрастным группам.
Несмотря на то, что обучающиеся знакомятся с абсолютно новым для них материалом, есть множество приемов, которые облегчают его усвоение. В целях релаксации и смены деятельности на уроке очень рекомендуется проводить физминутки. Во время физминуток формируется положительный настрой на усвоение учебного материала, снимается напряжение от сидения, учащиеся не боятся проговаривать слова хором, поэтому не боятся ошибиться, создается мотивация на дальнейшее изучение материала. Физминутка это один из способов знакомства с лексическим материалом при обучения предмету «Иностранный язык» и возможность применения метода полного физического реагирования (Total Physical Response). Данный метод был разработан в 60-70-х годах прошлого столетия американским профессором психологии Джеймсом Ашером, который предложил изучать иностранный язык с помощью метода полного физического реагирования – Total Physical Response (TPR). Этот метод основан на двигательной\моторной памяти памяти. Ученый наблюдал за малышами и заметил, что они, еще не умея говорить, слушают речь взрослых, отвечают им жестами, понимают и выполняют их команды. Ученый предложил повторить тот же самый процесс на занятиях. Ашер опирался на теорию о двух полушариях мозга. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление. Именно оно работает, когда мы заучиваем язык привычными способами. Интуиция, творчество, образное мышление – «зона ответственности» правого полушария. Если привлечь его к изучению языка, знания сохранятся намного дольше. Двигательная память у детей возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и т.д. Уже к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие памяти происходит и в более позднее время. У дошкольников и детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR (Total Physical Response) метод полного физического реагирования.
Этот метод обучения второму языку основан на сочетании языка и физических движений. В TPR педагог дает команды обучающимся на целевом языке, а обучающиеся реагируют при помощи движений тела. Дошкольники и младшие школьники прекрасно запоминают материал во время физминуток. Они очень положительно реагируют на данный вид деятельности и с удовольствием включаются в процесс. Это позволяет использовать активные механизмы освоения языка за счет переключения внимания детей; создает позитивную атмосферу для взаимодействия детей между собой на английском. Физкультминутки позволяет поддержать мотивацию детей к общению на английском языке, закрепление материала происходит «незаметно» для детей. Помимо этого телесные упражнения развивают межполушарные взаимодействия, и снимаются мышечные зажимы.
Учителю целесообразно заранее подробно ознакомится с тематическим планированием, чтобы включать в физминутки лексические единицы с которыми учащимся предстоит познакомиться в дальнейшем, что облегчает процесс обучения и создает положительную динамику.
Если занятие не менее 30 минут, то можно успеть провести 2 физминутки- одной из них будет песня с движениями для повторения материала во второй части урока, а первую можно составить из глаголов движений и действий. Начинать можно уже на первом занятии использую следующую речевку с движениями:
Stand up
Hands up
Hands down
Hands on hips
Turn around
Bend left
Bend right
Stand still
Sit down.
В дальнейшем логично добавлять каждый урок по 1-2 глагола (run, jump, fly, swim, walk, hop, sing, dance, open your book, close you book, read, write, draw, count, sleep, listen, look, cook, ride a bike, drive a car, touch your nose/…, point to the door/….). Помимо всех вышеперечисленных преимуществ, физминутка дает возможность повторить материал. При этом, когда в ходе изучения лексических единиц учащиеся встречаются с ними в текстах, осознание того, что они уже знакомы с этим словом вызывает массу положительных эмоций. Более того, это облегчает процесс обучения. Например, при изучении конструкции с модальным глаголом can ученику гораздо легче составить предложение, если он уже заранее знаком с глаголами движений или действий. Если запоминание слова было подкреплено моторной памятью, то ребенку очень легко использовать его в предложении, т.к. срабатывает механизм, позволяющий быстро произнести вслух нужное слово. Выполнение упражнений в сочетании с повторением иностранных слов способствует лучшему запоминанию и активизации словарного запаса ребенка. Они направлены на то, чтобы развивать память, улучшать концентрацию внимания, позволяют выплеснуть накопленную энергию, вовлечь в единый игровой и познавательный процесс учащихся с разной степенью активности. При помощи физминуток на уроках английского дети приучаются к гармоничному учебному процессу — чередуют отдых и работу, тем самым улучшается их физическое самочувствие. Это позволяют детям осваивать язык в активной форме, отработать интонацию и артикуляции, расширить кругозор и словарный запас. Повторяемость и ритмичность способствуют легкому усвоению языка. Такие этапы урока благоприятно сказываются на умственных способностях детей, их настроении, эмоциональном тонусе.
Литература.
Азаровская А.Е. Зарядки не только для хвоста. // Коммуникативная методика. – 2003. – № 4
Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально – культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников. // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5.
Пой и играй: Сборник песен для начальной школы. – Обнинск: Титул, 2004. – 64 стр.
Исследование двигательной памяти / В.И. Гончаров // Вопросы психологии. – 1991
Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения Текст. / Р. Аткинсон. М., 1980. - 528 с.