12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фёдорова Марина Николаевна70
0

Методические указания и рекомендации «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ»

Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ.

 Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать.

Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованней, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей.

Рисование с применением нетрадиционных техник изображения, призвана решать следующие задачи:

1. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.

2. Овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования.

3. Использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Работа проводится на занятиях и состоит из трех этапов:

На первом этапе детей знакомят с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Вначале показывают работы, выполненные в одной технике, рассказывают о ней, показывают способ выполнения изображений, объясняют последовательность действий. Затем дети пробуют рисовать сами под непосредственным контролем взрослого.

На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняются. Педагог знакомит детей с такими техниками рисования, при которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один материал на другой (рисование акварелью по восковым мелкам).

На третьем этапе на занятиях используются смешанные техники, а также коллективное рисование.

Вот несколько техник с кратким их описанием:

Рисование методом тычка – ватной палочкой
Достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.

Шаблонография.

Каждый сложный предмет можно изобразить в этой технике при помощи составляющих кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

Рисование ладошкой, пальчиками.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку краской, отпечатываем ладошку на альбомном листе, дорисовываем недостающие детали. Можно изобразить бабочку, деревья.


Монотопия (показ+проба) Лист бумаги складываем вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета. Нарисовав часть предмета, пока не высохла краска, листок складываем пополам – для получения отпечатка. Недостающие детали дорисовываем. Выполнять рисунок можно и гуашевыми красками, и тушью, и акварелью (бумагу лучше намочить). Разную фактуру может иметь и бумага: шероховатая (для акварели), гладкая (глянцевая для графических работ или для черчения), рыхлая (писчая), тонкая (калька) и т.д.

Кляксография (показ+проба) пластикой ложечкой зачерпываем краску и выливаем на лист бумаги – получаются пятна расположенные в произвольном порядке. Затем накрываем лист другим листом и прижимаем (можно согнуть первый лист пополам, на одну половину капнуть гуашь, а другой половиной прикрыть). Затем снимаем первый лист, рассматриваем полученное изображение и определяем на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываем. Возможен вариант: ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте… Кляксография может выполняться любым материалом: акварелью, гуашью, тушью.
Фотокопия-рисование свечой. (показ+проба)
Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Сначала рисуют свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносят акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой рисунок как бы появляется внезапно, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получаются рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».


Оттиск поролоном-томпонирование (показ+проба)
Ребёнок обмакивает тампон в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в несколько красок, получится более сложное сочетание. Можно изобразить осенние деревья, ягоды, цветы.
Оттиск смятой бумагой (показ+проба)
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

 

Техника по «сырому» (показ+проба)

Универсальная и популярная техника, где краска наносится на увлажнённую поверхность. Эта техника применяется для создания эффекта мягкого размытого фона на картинке.

Несмотря на возможность создавать интересные и спонтанные эффекты письма, техника  требует выполнения определённых правил:

- обращайте внимание на абсорбирующие характеристики  и тип бумаги

- краски необходимо смешивать до образования правильной концентрации

- для достижения хороших результатов применяйте однотонные цвета

- поверх краски добавляйте воды, чтобы усилить эффект

- прежде чем использовать краску, проверяйте тон на палитре или небольших кусочках бумаги

- можно поднимать и наклонять  лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях

- прежде чем наносить новый цвет, дождитесь, пока пропадёт влажный блеск предыдущего цвета

- краска может растекаться, не бойтесь, пусть расплывается, не стремитесь копировать фото или рисунок, попробуйте создать свою композицию

Теперь перейдём непосредственно к рисованию.

Этапы работы:

1. Намочите бумагу  губкой с двух сторон или можно в широком тазике, просто окунув полностью  лист полностью. Мокрую бумагу лучше приколоть за самые кончики кнопками, потому что, высыхая, она может покоробиться (фото 1)

2. Если Вы  не уверенны в своих силах, то прежде чем мочить бумагу сделайте предварительный рисунок карандашом, только тонкими линиями, острым карандашом без использования резинки.

3. Теперь заполняем основной фон, смешивая краски  и подбирая не насыщенные цвета.

4. Набираем на кисточку основной цвет лепестков цветка – оранжевый, жёлтый, красный  и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим, как растекается, и добавляем мазки других оттенков.

5. Также прорисовываем стебель и листья, набираю зелёную краски и её оттенки.

6. Тонкие  линии лучше наносить, когда работа еще местами сырая, но достаточно просохла, чтобы сильно не растеклись контуры.

7. В конце работы добавляем глубину между стебельками  цветка мака небольшими темными участками, намекая на тычинки. Можно нанести несколько штрихов белыми пятнами.

8. Желательно работе дать высохнуть, не приподнимая её. Теперь можно использовать  своё творчество в работе и радовать окружающих.

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Еще раз напомню что, данные техники рисования помогают сохранить психическое равновесие ребёнка, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Педагоги должны построить работу с детьми так, чтобы на всех этапах возрастного развития ребёнку сопутствовали всё новые и новые методики рисования нетрадиционным способом путем внедрения их во все сферы деятельности ребёнка. А также можно и нужно заинтересовать родителей своей работой, предлагаются следующие формы взаимодействия с семьей:

- выставки детских работ.

- консультации, мастер-классы, на которых нужно показывать родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.