Методические указания и рекомендации «Обучение рисованию младших дошкольников»
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
План:
1.Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
2. Задачи обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.
3. Методы и приемы обучения детей младшего возраста рисованию.
4. Вывод.
5.Список литературы.
Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом создания изображения. Именно в изобразительной деятельности у детей формируются эстетические чувства, вкус, представления, развиваются способности воспринимать красоту окружающей жизни, природы, искусства.В ходе рисования разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей, рисование может стать одним из любимых занятий малышей. Развитие изобразительной деятельности имеет две цели.
Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью;
Во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.
Опыт детей постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисования. Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка. Эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.
О важности изобразительной деятельности в развитии ребенка не устают повторять и современные педагоги. Ведь она - важнейшее средство эстетического развития: по мере развития и обогащения восприятия и представления детей о форме, цвете, строении предметов, эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус.
В процессе занятия рисованием развивается воображение, интерес к творческой деятельности, нравственно - волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и направленно заниматься, преодолевать трудности. Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение и для умственного развития детей, способствуя формированию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. А так же на занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей (свободное, естественное речевое общение).
2.Задачи обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Эти задачи раскрываются и конкретизируются в программном материале каждой возрастной группы.
Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.
С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.
При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.
Итак, задачи обучения в первой младшей группе следующие:
вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.
По структуре программа для этой группы отличается от программы для следующих возрастов тем, что не имеет поквартального распределения материала. Закрепление определенных навыков идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой, карандашом. Педагог объясняет, что эти материалы отличаются от известных детям предметов - игрушек, различных вещей. Карандашами можно производить различные действия: бумага была чистой, от движений карандашом на ней появились следы. Один конец карандаша оставляет следы, другой - нет. Если слабо нажимать на него, следов на бумаге не видно, если нажимать сильно, бумага будет рваться. Такое объяснение и наглядный показ привлекает маленького ребенка к рисованию, получению изображения, хотя он пока не понимает, что следы на бумаге могут что-то обозначать. Педагог должен использовать интерес ребенка к материалу, но в то же время учитывать, что малыш может надолго увлечься игрой с карандашами (раскладывает их, стучит ими и т. д.).
Исследования Т. Г. Казаковой и Н. Я. Шибановой в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.
Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).
Программой предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которое легко ассоциируется с цветом предмета в жизни.
Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.
Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.
Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Отсутствие требовательности со стороны воспитателя к пользованию материалами приведет к самостоятельным поискам техники, к закреплению неправильных навыков, которые в дальнейшем будут тормозом в выполнении более сложных рисунков.
Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.
4. Методы и приемы обучения рисованию детей младшего возраста. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве.Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить:
наглядные,
словесные.
Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того. насколько у детей будет развито умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Ребенок должен знать, видеть и чувствовать тот предмет или явление, которое он собирается изобразить. Дети должны иметь четкие и ясные представления о предметах и явлениях. Средств наглядности много, используемых на занятиях рисованием. Сопровождаются они все словесными объяснениями.
У младшего дошкольника еще недостаточно развита память, способность длительное время сохранять воспринятое с четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Поэтому воспитатель должен еще раз объяснить задание каждому ребенку.
Результатом деятельности для маленького ребенка в рисовании красками является яркое пятно. Педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Работая с красками, надо добиваться того, чтобы дети, стремились улучшить сходство с предметами. В первую очередь детей необходимо научить правилам обращения с красками и кисочками.
Выбор тех или иных методов и приемов зависит:
от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
от возраста детей и их развития;
от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
При обучении рисованию детей младшего дошкольного возраста активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание. Это создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки). При отборе игр педагог должен учитывать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, знания младших дошкольников об окружающем мире, их интересы и игровой опыт, задачи руководства изобразительной деятельностью и развития творчества, дидактические принципы обучения. Связь изобразительной деятельности с играми служит обогащению и развитию обоих видов деятельности. А так же повышает интерес младших дошкольников к рисованию, их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному развитию.
Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки у детей сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений. Не нужно принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют: яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей. Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется. В этом возрасте особенно необходим индивидуальный подход, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить – одна из основных воспитательных целей.Полезно младшим дошкольникам давать возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятий после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такой прием самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности. Чтобы закрепить навыки малышей, один и тот же сюжет можно повторять несколько раз. Можно давать задания на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.
3.Вывод.
Овладение умениями и навыками в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыками перед ними можно поставить новые задачи.
В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.
Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
Таким образом, средства выразительности, используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.
5. Список литературы.
1. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. – 1997 г.
2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под ред. Т.С.Комаровой –М.:2000г.
3. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» - 1985 г.
4. 8. Комарова Т. С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. «Просвещение» - 1991 г.
5. Косминская В. Б., Васильева Е. И. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М. «Просвещение» - 1985 г.
6. Перафеева С. В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» - 1972 г.