Статья «Использование открытых и общедоступных информационных ресурсов социальных сетей в целях организации деятельности детского объединения» (7–11 классы)
Использование открытых и общедоступных информационных ресурсов социальных сетей в целях организации деятельности детского объединения
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы образования, что оказывает влияние на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников. Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.
Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование.
В своей работе педагога дополнительного образования через использование социальных сетей мной решаются, достаточно узкие, но такие важные организационно-педагогические задачи как комплектование детских объединений, текущее информирование обучающихся.
Начало нового учебного года, начинается сложный и ответственный этап педагогической работы – комплектование детских объединений. Всего за две недели нам необходимо набрать в объединения детей и подготовить необходимые документы.
Как обычно раньше (да и сейчас у многих) происходил или происходит этот процесс?
Сначала педагоги печатают объявления и рекламные листки с контактными телефонами, идут по школам, в основном, близлежащим где, честно говоря, им уже не рады, так как они отвлекаюм детей и учителей во время уроков. Заинтересовать детей можно лишь только в том случае, если поговоришь с ними, прорекламируешь своё объединение, ответишь на интересующие их вопросы. А для этого надо зайти в класс во время урока и занять на это хотя бы 5 минут. Мало кого из учителей это радует, далеко не во всех школах это приветствует администрация. Предлагают повесить рекламный листок на доске объявлений в вестибюле. Но из опыта давно известно, что такой способ малоэффективен: школьники объявления не читают. Да и в один день можно посетить только максимум три школы.
В настоящее время педагоги столкнулась с такой проблемой: в связи с пандемией короновирусной инфекции в школы посторонних не пускали, и провести комплектование детских объединений было очень сложно. Был только один способ: ожидать обучающихся у входа в школу после окончания занятий, раздавать им рекламные листки, приглашая в своё объединение.
Вот тогда я задумалась, как решить проблему комплектования в этих условиях? Как пригласить наибольшее количество детей, тратя на это минимум времени?
Для меня стало совершенно очевидно, что необходимо идти в ногу со временем, осваивать современные компьютерные технологии и использовать неограниченные возможности, которые дают нам социальные сети.
Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. Исходя из представленных данных, логично предположить, что «В контакте» является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.
Мы можем сколько угодно сетовать на то, что подростки много времени поводят за компьютером, в соцсетях, заменяют реальное общение виртуальным. Вряд ли мы сможем что – то кардинально изменить, если не предложим школьникам более интересную альтернативу. А раз в настоящий момент положение дел именно таково, то, как говорил Дейл Карнеги: «Если тебе достался лимон, сделай из него лимонад». Следовательно, нам надо использовать социальные сети для своей работы.
Семь лет в детском объединении «Атлетическая гимнастика» Дворца пионеров и школьников эффективно работает способ комплектования через социальную сеть «В контакте». Девушки, которых заинтересовало предложение о записи в детское объединение, пишут мне сообщения, в которых задают вопросы: Сколько раз в неделю занятия? Сколько раз в неделю заниматься ? По каким дням и в какое время занятия» и т. д. Как правило, я приглашаю их на личную встречу, показываю зал, рассказываю о нашем объединении, отвечаю на их вопросы – виртуальное общение никогда не заменит личный контакт.
Преимущество этого способа комплектования перед «традиционным» очевидно: производится комплектование детских объединений с экономией времени; происходит охват детей не только из близлежащих, к учреждению дополнительного образования, но и отдалённых школ города.
Если несколько заинтересовавшихся школьников, пришли к вам на личную встречу и приняли решение заниматься в вашем объединении, то далее срабатывает «сарафанное радио»: они рассказывают об этом своим друзьям и знакомым.
Но на этом работа с детьми через социальные сети не заканчивается.
Я сразу сообщаю своим обучающимся, что все объявления будут выставляться на стене моей страницы или в чате, никого персонально обзванивать не буду. И они в случае пропуска занятия обязаны мне сообщить об этом по телефону или сообщением в интернете. Таким образом я приучаю обучающихся следить за новостями, касающимися работы нашего детского объединения.
Далее, помимо комплексов упражнений, которые мы выполняем в зале на тренажёрах, есть ещё комплексы для домашней работы. Обязательно находятся активные, энергичные, целеустремлённые девушки, которым мало занятий три раза в неделю по 1 часу. Наиболее часто задаваемый вопрос: «А как правильно качать дома пресс?» Раньше я печатала комплексы упражнений, каждой рассказывала и показывала технику выполнения упражнений. С появлением интернета задача намного упростилась. Я выбрала видео с наиболее интересными и эффективными комплексами упражнений на пресс с объяснением техники выполнения упражнений и указанием, какая группа мышц при этом упражнении работает. 3 уровня: начальный, средний и продвинутый. Выставила это видео на стене своей странички «В контакте» и рекомендую девушкам выполнять эти комплексы дома в любое удобное для них время, используя видео, соответствующее уровню физической подготовки в настоящий момент. То же самое касается и тренировки других групп мышц.
Очень важно в подростковом возрасте правильно питаться, особенно тем, кто занимается фитнесом. Но 80% девушек приходят в зал, одержимые идеей похудения. И часто изводят себя диетами и голоданием. Помимо того, что я провожу личные беседы со своими воспитанницами, я так же в помощь подключаю интернет.
На стене своей страницы мной была выложена информацию об анорексии, заболевании, к которому может привести бездумное голодание и неправильные диеты: это фото и статья об этом заболевании, ссылка на передачу Андрея Малахова «Субботний вечер», где рассказывалось о девушке, которая в 1993 году завоевала титул «Мисс Чикаго», а после этого голодовками довела себя до последней стадии анорексии. Так же ссылку на передачу А. Малахова «Пусть говорят», которая была посвящена анорексии и на которую были приглашены девушки, страдающие этим заболеванием. Подобная информация не остается без внимания и в дальнейшем проводится ее обсуждение на тренировочных занятиях.
Так же, чтобы давать больше дополнительной информации своим обучающимся, мной создана «В контакте» группа «Атлетическая гимнастика для девушек г. Курска», где размещается информация по тренингу различных групп мышц (видео и тексты с фото), обучающиеся знакомятся с различными видами фитнестренировок (пилатес, каланетик, фитбол, бодифит) – то, что можно выполнять дома; размещается информация по правильному, сбалансированному питанию.
Для обучающихся работа через интернет удобна тем, что девушки могут познакомиться с материалами по фитнесу в любое удобное для них время и заниматься по видеокомплексам, отобранным и рекомендованным тренером, дома в свободное время. Так же обучающиеся могут принимать участие в работе нашей группы: сами загружать заинтересовавшую их информацию по фитнесу, размещать свои фотографии на тренировке, фото своих занятий на природе и в домашних условиях.
Данный вид работы способствует и самообразованию педагога: ведь для того, чтобы выбрать самый интересный, грамотный, наиболее информативный комплекс упражнений, необходимо просмотреть много видеоматериала, познакомиться с новинками, оценить их.
Подводя итог можно сказать, что социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом. В современных условиях педагогам необходимо повышать свою ИКТ-квалификацию, активно использовать новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.