Использование приема интеллект-карт на уроках литературы из опыта работы учителя
Использование приема интеллект-карт на уроках литературы из опыта работы учителя
В статье автор описывает возможности использования приема интеллект-карт на уроках литературы при изучении биографии автора, анализа произведения, при подготовке к ОГЭ
Ключевые слова: интеллект-карта, анализ художественного произведения, цели изучения литературы.
Литература, как один из основных гуманитарных предметов в школе, способствует формированию разноплановой и гармоничной личности, воспитанию гражданина и патриота.
Интеграция гуманистических ценностей и культуры является необходимым условием развития человечества.
Уроки литературы писал А.Т.Твардовский, - «это не часы развлечений и отдыха от других наук» но «эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема и, я даже позволил бы себе такое примерно выражение нравственного прозрения» [4].
Поэтому среди основных целей изучения литературы выделяются также следующие:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для социального процесса.
Успешная социализация и самосознание личности;
- поэтапное и последовательное обучение навыкам, необходимым для чтения, комментирования, анализа и интерпретации художественного текста. [5].
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие развитие характера творческих и активных учащихся, что является основной целью современной школы. Сегодня учащиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения различных задач, работать с разными видам информации, анализировать, обобщать, критически мыслить и находить рациональные пути решения проблем. Задача преподавателя - вовлечь ребят в активную и творческую деятельность, дать возможность участникам учебного процесса взаимодействовать друг с другом, налаживать диалоги самостоятельно добывать знания. [2].
Опыт проведения уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если учитель будет применять инновационные методы обучения, основанные на современных образовательных технологиях.
Формированию перечисленных навыков способствует прием интеллект-карт.
Интеллект карта – это схематическое изображение мыслительного процесса.
Метод интеллект-карт был предложен американским психологом Тони Бюссеном. В России этот метод изучала профессор Санкт-Петербургского университета Елена Александровна Бершадская. [1].
Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации — представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д. Ментальные карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление [3].
Интеллект-карта облегчает выделение основной мысли. Ключевые идеи располагаются в центре страницы, четко показывая важность каждой идеи. Более важные идеи располагаются ближе к центру, а менее важные - на периферии. Связи между важными концепциями становятся более понятными. В результате знания воспроизводятся лучше и быстрее. Новая информация может быть легко добавлена без необходимости удаления или добавления карт.
На уроках литературы ученики могут подготовить карту об авторе на основе вступительной статьи в учебнике или дополнительных источников. В карту можно включить основные произведения автора, ассоциации с автором, отрывки из поэзии, крылатые выражения, биографию автора и т.д.
Ментальные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов. Читая произведение, можно составить ее краткий конспект, выделив главную мысль и сохранив заинтересовавшие цитаты.
На уроках литературы можно составлять интеллект – карты при изучении и анализе творчества писателя по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни, ветви – основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика при изучении и анализе художественного произведения: в центре – автор и название произведения, год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения) при изучении литературоведческих понятий: в центре – термин, ветви – определение, история возникновения при изучении литературных течений: в центре – название, ветви – определение, время и место зарождения, характерные черты, представители.
Первые интеллект-карты по литературе – это карты по биографиям поэтов и писателей, которые включали в себя биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения и т.д.
Ниже пример интеллект-карты по теме «Сергей Александрович Есенин», которую мы составляли с учениками совместно (рис. 1) .
Рис. 1
Сначала определяются основные этапы жизни поэта. Затем мы работали в группах над расшифровкой каждого признака с помощью подобранной мною системы заданий, включающей статьи из учебников, дополнительные учебные материалы и просмотр видеоматериалов. Расшифровку ключевых признаков мы наносили на карту, добавляя соответствующие ветви. Таким образом, постепенно выстроилась интеллект-карта.
Также предлагалось учащимся задание по составлению интеллект-карты по прочитанному произведению. При этом было интересно послушать их концепции нарисованного и написанного.
|
Рис. 2 А.П.Чехов «Хамелеон» |
|
Рис. 3 А.П.Чехов «Хамелеон» Рис. 4 А.П.Чехов «О Любви» |
|
Рис. 5 А.П.Чехов «О Любви» |
С целью подготовки к Государственной итоговой аттестации по русскому языку при написания сочинения-рассуждения 13.3. совместно составляем интеллект-карту по ключевым понятиями. В отдельных ветках подбираем синонимы и антонимы, записываем примеры произведений, в которых данная тема и понятие отражено.
Пример интеллект-карты по заданию 13.3: Как вы понимаете значение слова Любовь? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь?».
Использование интеллект-карт может развивать предметные умения обучающихся, повышать мотивацию, активизация деятельности, развитие критическое мышление и познавательную активность, выявить слабые места в знаниях по предмету уникальным способом [1].
С помощью этого приема можно определить, насколько хорошо ученики усвоили информацию, как они конструируют знания и как соотносят их элементы друг с другом. Использование интеллект-карт согласуется с содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов и деятельностным подходом к обучению. Использование этого приемы в уроках литературы, несомненно, даст свои результаты.
Литература:
1. Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru
2. Ильин Е.Н. Урок продолжается./ Е.Н. Ильин – М.: Просвещение, 1973.
3. Каримова, М. А. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт / М. А. Каримова, О. И. Гизатулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107).
4. Твардовский А. Т., О литературе [Текст] : [Сборник]. - [Москва] : [Современник], [1973]. - 445 с
5. Федеральная рабочая программа по литературе https://vk.com/wall-138433233_9509