Публикация «Использование регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Использование регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Одной из важных задач музыкальной педагогики является активное формирование вкусов и эстетических идеалов подрастающего поколения. В школьном образовательном процессе изучение культурного наследия родного края является первоосновой воспитания нравственно-патриотических чувств. Возможность внедрения регионального компонента в музыкально-образовательную систему, способствует приобщению подрастающего поколения к историческому и культурному достоянию своей малой Родины.
Обратившись к нормативным документам Министерства образования и науки РФ, а именно, к статье 29-й Закона «Об образовании», мы констатируем необходимость и важность введения регионального компонента Государственного образовательного стандарта в школах и при подготовке специалистов в ВУЗах.
Повышение интереса к духовной культуре родного края – одна из серьёзных задач, стоящих перед школой. История Хабаровского края имеет свою особую уникальность, она является богатой кладовой многолетнего духовного опыта, из которого может быть почерпнуто обилие знаний о родных местах, о вековой эволюции коренных народов Дальнего востока, жизни дедов и прадедов – первых переселенцах, осваивающих Дальний Восток, могут быть усвоены сведения об особенностях природно-географического, культурологического, своеобразия региона. Таким образом, формируются общечеловеческие ценности, нравственные, интеллектуальные, и эстетические чувства, расширяется кругозор, происходит осознание себя как личности, достойного гражданина не только своей малой Родины, но и страны в целом.
На сегодняшний день, когда особо остро определены проблемы
нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие и жестокость, обращение к народному творчеству, предполагающее углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед учителями искусства. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах, посёлках городского типа, воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность.
Пропаганда народной музыки и русских народных традиций занимает особое место в моей работе. Проводятся занятия внеурочной деятельности «Моя Россия», где изучаются русские народные традиции, в том числе и музыкальные. Организовываются такие мероприятия, как «Русские посиделки», «Русские потешки»,музыкальные часы с участием фольклорных персонажей, сказочных героев, таких как «В гостях у Бабки-Ёжки», «Как бывало в старину», «Мы за чаем не скучаем» и т. д.
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной национальной музыкальной культуры. В нашем регионе проживпет малый народ удэгейцы, в национальном селе Гвасюги. На уроках музыки и на занятиях внеурочной деятельности, я уделяю их культуре достойное внимание. Так подготовлен урок с презентацией, наглядностью, музыкальными видеофрагментами удэгейской музыкальной культуры. Своими руками изготовлены бубны, с изображением символов природных стихий у народа удэгейцев.
Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании содействует приобщению учащихся к музыкальным традициям своего народа и региона, воспитывает как национальное самоуважение, так и интернациональное самосознание, способствует формированию этнической и полиэтнической культуры.
Очень важно изучение музыкальных традиций родного края для воспитания патриотизма, чувства гордости за своих знаменитых земляков. Так, к 80-ти летию Хабаровского края было подготовлено мероприятие – литературно музыкальная гостиная о нашем родном Хабаровском крае, с использованием музыкальных произведений, посвященных нашей малой Родине, а так же о творчестве нашего земляка, известного композитора Григория Гладкова.
Мероприятие прошло с большим успехом и вызвало неподкупный интерес учащихся и педагогов.
Фрагмент мероприятия был уделён пропаганде музыкальных учебных заведений города Хабаровска, как элемент профориентации.
Так же на уроках музыки я использую информацию о культурных учреждениях и театрах краевой столицы.
Таким образом региональный компонент в системе школьного музыкального образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть её историю, выявить связь с современностью, подчеркнуть любовь и уважение к традициям, фольклору русского народа, и к другим народам, населяющим наш край и район.
Местное, родное искусство осознаётся учащимися как часть целостной культуры многонациональной Российской Федерации.