Предварительный просмотр презентации
Использование ресурсов Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в школе
ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 29 апреля 2004 год
КАКИЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ? НКРЯ представляет русский язык в наиболее полном виде: во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и содержит все типы письменных и устных текстов, представленных в русском языке. художественные тексты разных жанров от Фонвизина до Улицкой; поэзия с конца 18 века, публицистика XX-XXI веков (особенно широко представлена последних 40 лет), научная литература всех направлений (точные, естественные и науки), публицистика гуманитарные официально-деловые тексты: заявления, служебные записки, инструкции, тексты бытовых жанров: мемуары, дневниковые записи, личная переписка, фрагменты интернет-чатов, записи устной разговорной речи, записи устной речи из фильмов, диалектные тексты и др.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Как использовать НКРЯ для организации уроков русского языка и литературы?
Составление собственных заданий
Составление собственных заданий
Составление собственных заданий
Составление собственных заданий Тема «Производные предлоги» Картина всякий раз вызывает слезы, и не один раз (в)течени… фильма. Закрыть кастрюлю крышкой и на небольшом огне припускать рыбу (в) течени… 18 ― 20 минут. А мало ли энергии скрыто (в)течени… рек, в лучах Солнца! Начал спрашивать себя, счастлив ли, и искать смысла в любом собственном поступке, в чужой фразе, в падающем снеге, (в)течени… воды, в той вдруг открытой, как вечность, звездной ночи над тайгой…
Составление собственных заданий Тема «Производные предлоги» Впрочем, если вы устали и хотите отдохнуть, у нас тут есть такие места, ну (в)роде кафе, ресторанчиков. Сказуемое, подчиняющее себе местоимение "который" в роли подлежащего, согласуется (в)роде, числе и лице с местоимением. (В)роде зебры жизнь, вроде зебры… Держитесь, всё образуется. Я Тарас Скотинин, (в)роде своём не последний.
Составление собственных заданий Тема «Склонение числительных 40, 90, 100» Из ст… статей в ведущих изданиях только пять оказались отрицательными. Вся его фигурка, стоящая метрах в ст…, сделалась чернее тени. Дамба защищает и сам семисоттысячный Ульяновск, и жилой район Нижняя терраса с сорок… тысячами жителей. Нашли метрах в сорок… выше по течению ручья глиняную площадку. Девяност… процентов успешности материала ― это поиск темы. Средний возраст финишера нью-йоркского марафона ― около сорок…, а самая возрастная группа ― до девяност… лет.
ПОРТРЕТ СЛОВА
П О Р Т Р Е Т С Л О В А
П О Р Т Р Е Т С Л О В А
П О Р Т Р Е Т С Л О В А
П О Р Т Р Е Т С Л О В А
П О Р Т Р Е Т С Л О В А
П О Р Т Р Е Т С Л О В А
КОЛХОЗ
П О Р Т Р Е Т С Л О В А
Учителя русского языка могут активно использовать сервис «Портрет слова» в своей работе: составлять грамматические и лексические задания для своих учеников; проверять сочинения учащихся в случае, если возникает вопрос о лексической сочетаемости слов, синтаксических связях между словами; составлять лингвистические задачи повышенной сложности; предлагать ученикам материал для исследовательской и проектной деятельности; писать собственные тексты и т.д.
Задания на основе портрета слова «обучение» Составьте словосочетания типа “прил. + сущ.”, используя существительное “обучение” и данные прилагательные: дистанционный, всеобщий, заочный, раздельный, наглядный, первоначальный, бесплатный, производственный, начальный, обязательный. Составьте с 3-4 получившимися словосочетаниями предложения.
Задания на основе портрета слова «обучение» Свяжите глаголы с существительным при помощи подходящего предлога и окончания. Определите падеж существительного в каждом словосочетании: платить ___ обучени… затратить ___ обучени… отдать ___ обучени… потратить ___ обучени… приступать ___ обучени…
Задания на основе портрета слова «семья» Составьте предложения, используя в качестве подлежащего существительное «семья», а в качестве сказуемых и определений слова из таблицы.
Задания на основе портрета слова «семья» Напишите текст на тему «Семья», используя в нем как можно больше слов из предложенного тематического Облака.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на уроках ОДУШЕВЛЕННОСТЬ И НЕОДУШЕВЛЕННОСТЬ ЗАДАЧА: бывают ли одушевлённые существительные среднего рода? РЕШЕНИЕ: задаем параметры поиска – средний род, одушевленный. Анализируем выдачу в формате КWIC https://ruscorpora.ru/
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на уроках ИСТОРИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЙ ЗАДАЧА: проследить изменения в форме деепричастий с 18 века по наши дни РЕШЕНИЕ: делим корпус на корпуса по периодам Выписываем морфологические формы деепричастий, сравниваем, как падает частотность одних и растёт частотность других https://ruscorpora.ru/
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на уроках СРАВНИВАЕМ СЕМАНТИКУ СЛОВ ЗАДАЧА: чем различается ОГОНЬ и ПЛАМЯ, КРУТИТЬ и ВЕРТЕТЬ, ДЛИННЫЙ и ДОЛГИЙ? РЕШЕНИЕ: с помощью корпуса нужно подобрать такие контексты, в которых одно слово нельзя заменить другим
ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ СЛОВ ЗАДАЧА: Изучить, как менялось значение слова «машина». Дать определение значению слова в разные периоды времени. РЕШЕНИЕ: Ищем слово «машина», упорядочиваем выдачу по дате создания документа. Выписываем разные значения слова с годом документа. Сравниваем со значением этого слова в словаре. Смотрим, какие значения ушли совсем, какие встречаются, но редко, какие доминируют.
ЛИТЕРАТУРА: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Контексты для ключевых понятий в творчестве автора Исследование семантических категорий в отдельных произведениях или в целом в творчестве автора Сравнения значений и употреблений слов у разных авторов Стиховедческие исследования
Слово «свобода» в стихотворениях А.С. Пушкина https://ruscorpora.ru/
Слово «свобода» в стихотворениях А.С. Пушкина
Цвет в стихотворениях С.А. Есенина https://ruscorpora.ru/
МИР ВОЙНА
Работа с Корпусом формирует и развивает исследовательские навыки функциональную грамотность интерес к языку представление об истории языка культуру использования справочных ресурсов умение анализировать контекст понимание особенностей жизни слова в художественном тексте