Методические рекомендации «Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе»
Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Обучение английскому языку в начальной школе строится на основе преимущественного использования активных и интерактивных форм работы, призванных не только способствовать развитию школьника, но и создавать условия для развития его свободы в общении на английском языке и в деятельности с помощью этого языка, его положительных эмоций и позитивного настроения.
Учебный процесс призван развить у школьников на доступном для них уровне системные языковые представления об английском языке, расширить их лингвистический кругозор, приобщить их к новому для них миру, развить их эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные и креативные способности. При этом их новый социально-коммуникативный опыт приобретается в ходе групповой и проектной работы, средствами моделирования типичных и адекватных возрасту жизненных ситуаций, а так же средствами игры, которые позволяют сделать процесс обучения занимательными и облегчить трудности усвоения учебного материала.
Использование игровых технологий в своей практике позволяет мне достичь высоких результатов, повысить интерес учащихся к уроку и сконцентрировать внимание на главном – овладение речевыми навыками как средством межкультурного общения.
Личностные результаты:
cтремление к знаниям, умение мыслить самостоятельно.
Цели игровых технологий
(в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: понимание сложных грамматических явлений и их применение.
Метапредметные знания: формирование коммуникативных навыков.
Игровая деятельность на уроках иностранного языка не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Поэтому, моя задача как учителя, заключается в том, чтобы пробудить интерес учеников к изучению языка путём вовлечения их в увлекательную игру, где никто не останется в стороне.
Однако при использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдать следующие условия:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определенного грамматического или лексического материала. С помощью игры легко отработать произношение, активизируется лексический и грамматический материал, а так же, что не маловажно, можно снять психологическое напряжение и даже слабый ученик может стать первым в игре. Так же, применение игр и игровых ситуаций в начальных классах помогает мне целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении и стимулировать самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся.
В настоящее время в методической литературе существует большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критериям. Типологии игр выстроены в зависимости от целей, задач учебной игры, формы проведения и количества участников.
Необходимо помнить и основные требования к игре как к особому виду деятельности на уроке, а именно:
обязательное осознание детьми игрового результата;
осознание учениками правил, соблюдение которых поможет достичь им этого результата;
возможность выбора конкретного действия в игре каждым учеником.
В своей повседневной практике я использую игры, которые можно разделить на языковые и речевые.
Языковые игры помогают усвоить различные аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику, синтаксис), а так же способствуют развитию речевой инициативы у учащихся. Приведу несколько примеров:
игра «Сорбонки»: ученики получают карточки, где с одной стороны написано слово, а с другой транскрипция (подразумевается работа в парах);
[si:]
[tri:]
tree
see
игра «Ассоциации»: ученикам необходимо объединить слова по ассоциации (например: mum-dad);
grandad we she no pond
I he yes granny lake
игра «Угадай глагол»: ученики по очереди выходят к доске и показывают какое-либо движение, а задача остальных назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение.
Речевые игры нацелены на формирование умения в определённых видах речевой деятельности и каждой такой деятельности соответствует свой вид учебной игры, нацеленный на обучение монологической или диалогической речи, чтению или письму:
игра «Лошадь и жокей»; ученики делятся на две команды, и каждая из них получает карточки (у одних вопросы, а у других ответы), необходимо правильно подобрать ответы на вопросы;
Are you happy?
Are you old?
Where are you from?
No, I am not.
I am from Moscow.
Yes, I am.
Рекомендую выстроить вопросы и ответа так, чтобы в итоге получился связный диалог, который в дальнейшем ребята с легкостью смогут проиграть по ролям.
игра «Лови ошибку»: ученики получают небольшой рассказ (описание комнаты), где им необходимо найти ошибки, например употребление конструкции There is/There are;
игра «Реставратор»: ученикам необходимо выстроить части текста в правильной последовательности, чтобы получился нужный вам рассказ.
При организации образовательного процесса с применением игровых технологий необходимо так же учитывать, что игры делятся и по форме их проведения: сюжетные или ролевые, игры-соревнования или интеллектуальные (кроссворды, филлворды, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).
Но какими бы не были игры по способу организации или степени сложности, я считаю, что важно помнить основные функции, которые выполняет учебная игра:
формирование иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем;
компенсация отсутствия или недостатка языковой практики;
развитие мышления, творческой активности и расширение кругозора;
помощь в преодолении страха перед чем-то новым и неизведанным.
Практика показывает положительное влияние всех видов игр на образовательный процесс: дидактических, подвижных, творческих и многих других. Поэтому, я считаю, что именно игровые технологии способны создать имитацию иноязычной среды для учащихся начальной школы и помочь им развить навыки критического мышления и анализа, а самое главное, то чего, им не хватает в условиях современной реальности, это умение общения без страха и ограничений.
Список используемой литературы:
1. Афанасьева О.В., Михеева И.В. УМК и авторская рабочая программа «Rainbow English» (начальная школа). – Москва: Дрофа, 2018.
2.Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/
3. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 1 сентября.- 2008.- №1.
4. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.
5. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.
6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.- Волгоград: Учитель, 2007.
7. Петричук И.И. Ещё раз об игре// Иностр. языки в школе.- 2008.- № 2. 6. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка// Иностр.
8.urok.1sept.ru
9. nsportal.ru