Использование толковых словарей на уроках русского языка в начальной школе

2
0
Материал опубликован 13 January 2022

Безгодкова Марина Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Насоновская СОШ» Валуйского района Белгородской области


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны младшим школьникам, поэтому первостепенной задачей учителя начальных классов является работа над обогащением словарного запаса: чем большим количеством слов владеет ученик, тем точнее реализуются задачи коммуникации в устной и письменной речи.

В современной практике существует множество разновидностей словарей, но не все из них используются на уроках русского языка в практике преподавания начального звена школы, это обусловлено несколькими принципами: личной инициативой учителя и особенностью учебной программы. В системе этой работы толковые словари занимают лидирующую позицию по частоте и эффективности использования на уроке, поскольку это первый словарь, с которым знакомится младший школьник в ходе образовательного процесса. Не каждая общеобразовательная программа предполагает работу с орфоэпическими, орфографическими, словарями синонимов и паронимов, тем более, словарем иностранных слов. Как правило, они присутствуют в учебном материале в достаточно скрытой форме: в виде отдельных статей без отсылки на наименование словаря, а также отдельных сносок. В данном случае, исключением не является и реализуемая нами программа по курсу «Русский язык», УМК «Школа России» (учебник «Русский язык» для 4 класса авторов: Ф.Климанова, В.Г.Горецкого, М.В. Голованова). В соответствии с программой обучения на уроках русского языка учащиеся знакомятся с толковым словарём.

Работа с толковым словарём проводилась в нескольких направлениях:

- совершенствование умения работать с толковым словарём;

- словарно-семантическая работа;

- словарно-стилистическая работа;

- словарно-орфографическая работа.

Покажем, какая проводилась работа по этим направлениям.

В ходе многолетней практики нами была изучена рабочая программа по русскому языку и выявлено, что в ней ставится задача научить школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также пользоваться ими, это определено требованиями к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу. Ранее работа со словарём ограничивалась упрощённым вариантом словаря в конце учебника «Русский язык» для 4 класса авторов: Ф.Климанова, В.Г.Горецкого, М.В. Голованова и эпизодическим обращением к другим толковым словарям, что не позволяло в полном объёме формировать универсальные учебные действия, включающие формирование умения ориентироваться в словарях, а также необходимые поисковые умения на данной образовательной ступени. Поэтому первичной задачей стало научить пользоваться младших школьников известными толковыми словарями.

На этапе словарной работы учащиеся расширили знания о «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

Предлагаем фрагмент урока:

Актуализация знаний.

В словарную работу было включено слово медведь, которого нет в толковом словаре в конце учебника.

- Ребята, значение слова медведь в нашем словарике нет. Давайте обратимся к другим словарям.

- Пользовались ли вы когда-нибудь этими толковыми словарями? Обратите внимание на выставку книг (представлена на слайде).

2. Рассказ.

Жил в России один замечательный человек. Всю жизнь он посвятил тому, что собирал слова. Он записывал слово, а рядом давал его объяснение, часто к словам он делал рисунки, чтобы людям было понятно, о чём идёт речь, он собрал их больше 215000. Зовут этого человека Владимир Иванович Даль.

3. Работа с толковым словарём (в группах).

- «Толковый словарь живого великорусского языка». Давайте подумаем над каждым словом в названии, чтобы понять, какие слова входят в этот словарь.

- Почему он называется толковым? (В своем словаре Даль растолковывает, т.е. объясняет значения слов).

- Как вы думаете, что значит «живого великорусского языка»? (Словарь с объяснением значений слов, использовавшихся в устной и письменной речи. Живого – значит употребляемого на сегодняшний день.).

- Рассмотрите словарь. Из чего он состоит? (Предисловие и словарные статьи)

- Давайте найдём значение слова медведь. Слов в словаре на эту букву очень много. Как быть, если слов много на одну букву? Но и с сочетанием МЕ тоже много слов, значит, нужно учитывать третью букву.

- Что можно узнать об этом слове? (Значение/значения, написание, грамматические признаки, происхождение слова, однокоренные слова, дополнительные сведения, как в энциклопедии: как называют медведей разные народы, породы и другое), есть рисунок.

- Обратите внимание, что для экономии места многие пояснения в словарной статье даются в сокращённом виде.

- Сравните, что можно узнать об этом слове «Словаре русского языка», составленным известным лингвистом С.И. Ожеговым (два значения, переносное значение, фразеологизмы с этим словом, употребление слова – есть примеры).

- Как вы узнали, что слово многозначное?

- Рассмотрите этот словарь. Из чего он состоит? Чем его устройство отличается от словаря В.И. Даля?

- Для чего нужны: список сокращений, алфавит?

- Что же мы узнали об этих словарях? (1. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. 2. Словарь состоит из предисловия и словарных статей. 3. Словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. 4. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрации, цитаты, пословицы, поговорки. 5. В начале страницы словаря указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова. 6. В целях экономии места многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. 7. Разъяснение к системе сокращений даётся в начале словаря).

В ходе работы на этапе закрепления изученного материала учащимся было предложено выполнить следующее задание в группах:

Составьте в группах предложение, в котором все слова будут начинаться с одной буквы. Для этого воспользуйтесь толковым словарём. Какую особенность в расположении слов в словаре вы заметили?

Словарно-семантическая работа вводит школьника в мир словарного богатства русского языка. Работая с толковыми словарями, учащиеся определяют, одно или много значений имеет слово, в прямом или переносном значении употребляется. Они узнают, что значение слов объясняется различными способами, слова могут употребляться в устойчивых сочетаниях, имеют синонимы, антонимы, омонимы.

Приведём примеры словарно-семантической работы.

1. Раздел «Правописание частей слова». Тема: «Слова с буквосочетаниями оро/ра (ворота - врата), ере/ре (берег - брег), оло/ла (золото - злато)».

В ходе проведения занятия возникла необходимость использовать на уроках не только толковый словарь в учебнике, но и другие словари. Нами был использован «Толковый словарик русского языка» Н.М. Неусыповой, который имеет электронный вариант. Учащиеся учились искать ответы на вопросы о семантике слова в толковом словаре на традиционных для начальной школы упражнениях.

А) Работа над пословицей.

- Закончите пословицу: Правда дороже (золота). Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите слово «золото» в тетрадь, подберите и запишите к нему однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.

- Сравните значение слов золото и злато. Уточните по словарю, что такое злато. Какое оно по происхождению? (Старославянское) Составьте предложения с этими словами.

Б) Используя толковый словарик, определите значения слова глава. Можно ли считать, что слова голова и глава имеют близкие значения? Уточните по словарю их значение.

- С какими сочетаниями мы познакомились? (С полногласными и неполногласными)

- Зачем надо знать эти сочетания? (Чтобы знать старославянские слова, их значение, не допускать ошибок при письме).

2. Раздел «Правописание частей слова». Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

После объяснения орфограммы учащимся было предложено определить, сколько значений имеет слово звезда, составить с каждым из них словосочетание, затем проверить своё предположение по «Толковому словарику русского языка» Н.М. Неусыповой.

3. Раздел «Части речи». Тема: «Имя существительное». Тема «Одушевлённые и неодушевлённые существительные».

При изучении раздела «Части речи» обучающиеся знакомились со «Словарём русского языка» С.И. Ожегова. Была организована работа в группах, так как в школе этих словарей недостаточно.

А) Сравните значение слов лес, роща, чаща, дубрава, бор. Уточните по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова значения этих слов. Что в них общего и чем они отличаются? Составьте словосочетания с этими словами.

Б) Определите по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, является ли слово мир многозначным, имеет ли оно омонимы.

В) Найдите в толковом словаре в конце учебника 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных. Обратите внимание, как строится определение в словарной статье.

4. Раздел «Части речи». Тема «Имя прилагательное».

А) Определите по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, сколько значений имеет слово красный. Составьте с каждым словосочетание.

Б) Определите, к какой части речи относятся данные слова. Определите по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, сколько имеет значений каждое из слов. Распределите их по группам в зависимости от того, сколько они имеют значений:

доблестный, дерзкий, добросовестный, доброжелательный, доверчивый.

В) Определите, в каком значении употреблено слово острый в словосочетаниях. Проверьте себя по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. В каких словосочетаниях слово употреблено в переносном значении?

Острый перец, острый нож, острая приправа, острая шутка, острый глаз, острый слух, острое перо.

Г) Определите, в каком значении употреблено слово знаменитый в словосочетаниях. Подберите к нему слова с изученными орфограммами из толкового словаря (район, портрет, балет).

5. Раздел «Части речи». Тема «Глагол».

А) Используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, определите значения слова нестись. Можно ли считать, что слова нести и нестись имеют близкие значения?

Б) Слова шествовать и шефствовать произносятся одинаково, а пишутся по-разному. А что можно сказать об их значении? Проверь свои предположения по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

При словарно-семантической работе с «Толковым словариком русского языка» Н.М. Неусыповой в период знакомства с разделом «Части речи» на этапе закрепления полученных знаний использовались игровые приёмы обучения:

1. Отгадывание и составление загадок.

Найдите отгадку в словаре (указана страница или буква, на которую начинается слово-отгадка, загадка полностью берётся из самого словаря, опускается лишь загадываемое слово). Запишите отгадки и укажите род имён существительных. Составьте, используя толковый словарь, загадки (дети составляли загадки по аналогии с загадками, составленными учителем).

Приведем пример: плавучая ледяная гора – айсберг (гора – ж.р., айсберг – м.р.).

2. Игра «Эрудит».

Учитель читает определение толкового словаря в конце учебника, дети угадывают, о чём идет речь. Затем учащиеся находят это слово в словаре и проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Записывают слово и определяют род и число существительных.

Приведем пример: поваленные ветром сухие деревья, сучья, ветви – валежник (валежник – м.р., ед.ч., деревья- ср.р., мн.ч., сучья – м.р., мн.ч., ветви – ж.р., мн.ч.).

3. Игра «Опиши словами».

Учащимся находят в словаре слово, читают его лексическое значение, а другие дети определяют, какое это слово, определяют часть речи. Игра активи­зирует мыслительную деятельность, а также содействует расширению кругозора учащихся.

4. Игра «Исправь ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина».

Эта игра использовалась при изучении темы «Понятие об имени существительном как части речи». Учащимся было необходимо исправить ошибки, опираясь при возникновении затруднений в работе на толковый словарь.

1) Западня - квартира с окнами на запад.

2) Гривенник - юноша с модной гривой.

3) Маховик - регулировщик на перекрёстке.

4) Застрельщик - браконьер.

При работе со словарными статьями отдельное внимание детей было обращено на правильное произношение слов (этому помогает знак ударения в словах). Внимательное чтение словарных статей привело младших школьников к осознанию в слове взаимосвязи лексического значения слова, его фонетических признаков (произношение, ударение) и грамматико-орфографических значений

Проделанная работа вызвала у учащихся особый интерес, поскольку была организована в занимательной форме. Учащиеся осознали, что словари – книги, которым, как и взрослым, можно задавать вопросы (поле общения для «почемучек» увеличивается!), и ответы на эти вопросы будут всегда конкретными. Детям стало ясно, что к каждому словарю нужно обращаться со своими вопросами. Выполнение лексического задания было связано с грамматическим заданием упражнения.

3) Толковый словарь оказывал помощь учащимся при словарно-стилистической подготовке к написанию сочинений и изложений.

Так, при подготовке к творческой работе при написании сочинения-рассуждения о зиме «Зима в моем поселке» нами заранее была активизирована лексика учащихся: уточнили значение слов, прямое и переносное значение, какими близкими по смыслу словами можно заменить слово. Учащиеся работали над написанием сочинения, используя в своем тексте опорные слова, значение которых открыл для них толковый словарь.

Резюмируя сказанное, отметим:

1) задания с использованием толковых словарей, как правило, имели комплексный характер, они совмещали работу над значением, написанием и грамматической характеристикой слов, и тесно связаны с изучаемой темой;

2) упражнения, предполагающие работу с толковыми словарями, включали задания не только на определение значения слова, но и определение однозначности или многозначности в слове, количества значений в словах, на уточнение значения в конкретном предложении, выяснение роли стилистических помет для точного использования слова.

3) словарь выступал в роли дополнительного учебника русского языка, так как работа с толковым словарём способствовала не только расширению словарного запаса учащихся, но и формированию орфографической зоркости;

4) лексико-семантическая и словарно-стилистическая работа со словарём была направлена на:

- восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов, оттенков их значений, синонимических отношений, сочетаемости слов;

- развитие умения объяснять значение слов и особенности употребления их в речи;

- формирование умения пользоваться словом речи при построении собственных высказываний.

Литература

Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Русский язык: 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 203 с.: ил. – (Школа России).

Неусыпова, Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач.классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой [Текст] / Н.М. Неусыпова. – М.: Просвещение, 1989. – 80 с.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. –4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.

Русский язык. Рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.

Стронская, И.М. Толковый словарик русского языка для младших школьников [Текст] / И.М. Стронская. – М.: Литера, 2013. – 64 с.

Сычёва, Г.Н. Толковый словарик для начальной школы [Текст] / Г.Н. Сычёва. - 2-е изд. - Ростов на/н Д: Феникс. – 2016. – 285с. – (Библиотека школьника).

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 марта 2014 года № 1312). [Электронный ресурс] режим обращения: //http://window.edu.ru. – дата обращения: 12.03.2020.

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] - режим обращения: http://standart.edu.ru. – дата обращения: 7.03.2020.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.