12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9384
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники

Кузнецова Галина Ивановна

МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Каскад» г.Березники

«Использование сервисов Web 2.0. в образовательном процессе объединений дополнительного образования флотской направленности»

Аннотация. В докладе изложен опыт работы автора по использованию различных сервисов Web 2.0. для создания обучающих электронных ресурсов для объединений дополнительного образования флотской направленности, приведены ссылки на некоторые созданные автором интерактивные материалы, разработанные с помощью сервисов с целью мотивации обучающихся к изучению основ морских и речных профессий.

Ключевые слова: ИКТ, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), социальные сервисы, Web 2.0., морские и речные профессии, викторина, дидактическая игра, интерактивные материалы.


Модернизация российского образования предполагает внедрение  в учебный процесс различных электронных ресурсов.

Кто сказал, что учиться скучно? Что сдавать зачеты страшно? Специально разработанные ЭОР для объединений дополнительного образования флотской направленности дают уникальную возможность превратить изучение основ флотских профессий подростками в увлекательный процесс познания, игры. Применение подобных ЭОР помогает повысить эффективность обучения, развивать интеллектуальный кругозор, творческие и познавательные способности обучающихся, повышать мотивацию, формировать УУД, стимулировать активную познавательную деятельность, учитывать индивидуальные особенности обучающихся (обучаемость, темп усвоения, индивидуальные психологические особенности восприятия информации (аудиал-визуал-кинестетик) и другие), снимать страх и волнение перед контролем знаний, умений, навыков.

Термин Web 2.0. ввёл  Тим О’Рейлли в 2004 году.  В это понятие он включил некоторые сайты, которые предоставляют пользователям свои базовые функции на безвозмездной основе или хотя бы часть контента предоставляется бесплатно. Второе название Web 2.0. – социальные сервисы, т.к. каждый человек может пользоваться Интернет-ресурсами, создавать собственные материалы,  совместно использовать и редактировать в сети тексты, таблицы в электронном формате, презентации и др.  Сервисы Web 2.0. играют большую роль в развитии информационной образовательной среды, благодаря доступности, открытости, интерактивности, коллективному взаимодействию, что весьма значимо для реализации задач  образования, патриотического воспитания, профориентации и социализации.

 Рассматривая сервисы Web 2.0. с точки зрения использования в образовательном процессе, можно отметить их достоинства для эффективного изучения основ флотских профессий. Они представлены на слайде.

Подчёркивая актуальность использования ЭОР  в обучении,  хочу отметить, что применяю созданные на этих сервисах ресурсы на разных этапах образовательного процесса: при ознакомлении и изучении нового материала; при закреплении и систематизации полученных знаний; отработке навыков и в качестве «домашнего задания» на каникулы или время вынужденного пропуска занятий (по болезни, командировке и т.д.); для дистанционного обучения обучающихся, отсутствовавших на занятиях по уважительной причине; для самостоятельного изучения учащимися некоторых тем; для подготовки юнфлотовцев-инструкторов и экскурсоводов по музейному уголку «История флота Прикамья: вчера, сегодня, завтра» (задания на самостоятельное создание ресурса по какой-либо теме, о знаменательных событиях и персоналиях флота) и, конечно в качестве иллюстративного материала на практикумах и при подготовке к конкурсам, патриотическим слётам. Кстати, именно благодаря этому команда березниковских юнг в декабре 2021 года стала победителем краевого слета юных моряков «Юнги Камы».

В своей работе использую сервисы Prezi (сервис для создания сетевых мультимедийных презентаций), Конструктор тестов Google Формы и OnlineTestPad Генератор ребусов «Квестодел» (универсальные online-конструкторы тестов, опросов, кроссвордов, квестов, ребусов), сервис шаблонов для создания дидактических игр Wordwall.net .

Prezi сервис для создания сетевых мультимедийных презентаций. В какой-то момент педагогической деятельности мне стало недостаточно возможностей стандартной офисной программы PowerPoint. Мультимедийный формат сервиса Prezi представляет собой один большой виртуальный стол, на котором расположены демонстрируемые объекты: картинки, фото, диаграммы, тексты, небольшие аудио- и видеофрагменты, трехмерные модели из программ Tinkercad и 3D Slash, объекты с флэш-анимацией (гифы) и т.д. При демонстрации сервис позволяет приближать и отдалять, укрупнять и уменьшать объекты, переносить их, группировать на слайде, выстраивать в определенной последовательности для показа.

Викторины и тесты с помощью электронного сервиса «Конструктор тестов» создаю к разным памятным датам – «Об истории праздника День народного единства», «Время выбрало нас» (к дню вывода советских войск из Афганистана, «Дорогой жизни» (к дню окончательного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, «80 лет УДТК» (к 80-летию со дня создания Уральского Добровольческого танкового корпуса. В статье подробно описаны преимущества и возможности этого ресурса.

По флотской направленности для подростков с помощью этого ресурса автором созданы тесты:


Презентация к докладуPPTX / 4.77 Мб
  • "Маркировка судовых дизелей»,
  • «Юнга Камы»,
  • «Системы судовых ДВС»,
  • «Устройство судна». 

С помощью сервиса Google Формы можно создавать тесты, викторины и опросы с разными типами вопросов, а также анализировать результаты – в реальном времени и с любого устройства.

В методической «копилке» имеются тесты: по теме «Системы и устройства ДВС», викторина «С нами Бог и Андреевский флаг!», посвященная дню рождения Андреевского флага, викторина «История одного теплохода» об учебном судне ДЮЦ «Каскад» г.Березники двухпалубном теплоходе «Юнга Камы» и другие.

Wordwall.net представляет собой многофункциональный инструмент для создания интерактивных анимированных и озвученных игр. Сервис имеет русскоязычную версию. Интерактивные упражнения-игры воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в работе педагога («Сопоставить», «Найди пару», «Мемори», «Викторина», «Погоня в лабиринте», «Кроссворд» и др.). Создание игры в Wordwall – достаточно увлекательный процесс, интуитивно понятный, вполне по силам подросткам, занимает не очень много времени.

Для юнг на ресурсе Wordwall.net автором созданы большое количество (более 20) интерактивных игр разной тематики, в том числе по флоту:«

  • Реки России»
  • «Судовые помещения»,
  • «Устройство судна»,
  • игра-анаграммы «Виды судов»,
  • «Река в России или чужая?,
  • «История создания Русского флота»,
  • «Святые заступники и покровители моряков»,
  • «Морские узлы»
  • и другие.

Конечно, использование сервисов Веб 2.0 в учебно-воспитательном процессе требует от педагога постоянной работы над повышением уровня своей ИКТ-компетентности, творческого подхода к проектированию занятий. Однако последующие результаты обучения того стоят: грамотное использование онлайн-сервисов способствует формированию интереса обучающихся к занятиям в объединении флотской направленности, развитию у них креативных способностей, воспитанию активной жизненной позиции, патриотизма, повышению мотивацию к самообразованию, позволяет эффективно организовывать работу по профориентации детей и молодежи.

Список источников

  1. Возможности применения сервисов Web 2.0 при организации учебного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.google.com/url?esrc=s&q=&rct=j&sa=U&url=https://fundamental-research.ru/ru/article/view%3Fid%3D39199&ved=2ahUKEwiD0ZCGuYb-AhUtpIsKHbHVA90QFnoECAUQAg&usg=AOvVaw2gf8OAsfCH2uatWaB89-u0 (Дата обращения 07.03.2023)
  2. Образовательные сервисы Web 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.google.com/url?esrc=s&q=&rct=j&sa=U&url=http://lib.mygrodno.com/web-navigator/obrazovatel-ny-e-servisy-web-2-0/&ved=2ahUKEwiD0ZCGuYb-AhUtpIsKHbHVA90QFnoECAEQAg&usg=AOvVaw3RALrwTo02--aGa6wWQy3m (Дата обращения 07.03.2023)
  3. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B_Web_2.0 (Дата обращения 07.03.2023)


Приложение 1.

t1709543591aa.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Кузнецова Галина Ивановна, 04.03.24 в 12:28 2Ответить Пожаловаться
Коллеги, презентация в тексте доклада вставилась, не знаю, как перенести ее в другое место - до или после текста. Ну.. кто захочет посмотреть - увидит. Спасибо за понимание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.