Выступление «Использование современных технологий в формировании культуры безопасного поведения дошкольников»
Тема: «Использование современных технологий в формировании культуры безопасного поведения дошкольников»
Актуальность проекта:
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Работая в детском саду, я заметила, что большинство детей теряются, не могут принять самостоятельные решения, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют правильно действовать в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Исходя из анкетирования и бесед с родителями выявлено, что в семье обучение малышей основам безопасного поведения ведётся бессистемно, не в полном объёме, имеет место оставления родителями детей одних в доме или квартире.
В связи с этим у меня возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Несформированность у детей качеств основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы.
Таким образом, осознав важность данного вопроса, я поставила перед собой цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения у своих воспитанников.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи в работе с детьми: (из слайда)
-научить ребёнка ориентироваться в окружающей его обстановке, уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно – не опасно»
- научить ребенка быть внимательным, осторожным, предусмотрительным
- ….
Новизна данной работы заключается в создании организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Для реализации поставленных целей разработала проект «Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Сказка».
Цель проекта:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта – два года.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников программе представлена тематическими блоками:
Мир вокруг
Пожарная безопасность
Безопасная дорога
Эффективность работы обеспечивается:
- взаимодействием всех участников педагогического процесса,
- созданием развивающей предметно-пространственной среды,
- использование современных эффективных технологий.
-технология критического мышления таксономия Блума
- ментальные карты и другие помогают сделать образовательную деятельность более привлекательной для современных детей, привести ее в соответствие с ФГОС
Осуществляя реализацию поставленных целей и задач по формированию у детей основ безопасности и жизнедеятельности, я, использую разнообразные методы: инновационные, практические, игровые, словесные, наглядные.
Наличие в кабинете автоматизированного рабочего места (с выходом в интернет) позволяет мне активно применять на практике мультимедиа. В частности, любимый детьми метод – мульттерапия. Данную технологию считаю оригинальной и своевременной для обучения и развития навыков правильного поведения детей дошкольного возраста. Обучающие мультфильмы «Азбука безопасности» https://www.youtube.com/watch?v=c59aPRiLfA4 с героями любимых мультиков «Смешарики» способствуют воспитанию мотивации к безопасности и формированию системы знаний об источниках опасности, средствах предупреждения и преодоления трудностей.
Методика кейс-технология, с использованием сюжетных картин «Уроки безопасности» и интерактивных презентаций, игр, в процессе решения проблемных ситуаций позволяет сформировать у дошкольников компетенции безопасного поведения и быть психологически готовыми к преодолению опасных ситуаций. Данную методику можно использовать и как диагностический аспект: «безопасность на отдыхе», «бережем свое здоровье», «съедобное-несъедобное» и т.д.
Интересным инновационным методом считаю метод стихосложения. Дети и взрослые (воспитатели, родители) с большим интересом «включаются» в процесс творческой деятельности о здоровом образе жизни.
Мною разработано перспективное планирование, конспекты занятий, картотека по обсуждению проблемных ситуаций, авторские дидактические игры, изготовлены наглядные пособия и оборудование для игровой деятельности.
Постоянно провожу работу по обогащению предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.
В группе созданы «Уголки безопасности», в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности.
Дети знакомятся с основами безопасности с помощью разнообразных приемов. Именно они становятся источниками познания мира.
Для более успешной работы по формированию основ безопасности осуществляю взаимодействие со специалистами ( учитель –логопед, старшая медицинская с детского сада, врач), которые являются активными участниками процесса.
Примеры такого взаимодействия: в рамках программы реализация проекта «Дорога к доброму здоровью» была организована работа детей, воспитателей, родителей по ознакомлению со здоровым образом жизни, цель мероприятия- формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни; итоговая образовательная деятельность на тему « Путешествие в сказку», целью которого являлось закрепление знаний детей в образовательных областях: коммуникация, художественное творчество, безопасность, ознакомление с художественной литературой.
С воспитанниками группы и музыкальным руководителем детского сада подготовили и показали спектакль под названием «Волк и семеро козлят на новый лад» на закрепление правил пожарной безопасности.
Важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи.
Работа с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом.
(слайд с трад и нетрад формами)
Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников.
В учебном году начала использовать новый способ ( Qr-код) для привлечения внимания родителей к информации на стендах и не только. Приходя за ребенком в детский сад, родители часто все свое внимание посвящают телефону. Наблюдая данную картину, я решила сделать их гаджеты своими союзниками. Для этого разработала консультации, с использованием QR кодов. Родители могут считать QR-коды, где закодирован сайт с этой консультацией, и почитать ее дома, а не в раздевалке.
А родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт общения, как со своим ребёнком, так и с коллективом родителей и педагогов ДОУ.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности я связываю с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. Поэтому стараюсь не замыкаться в рамках детского сада, сотрудничаю с ОГИБДД ОМВД России по Фурмановскому району, пожарной частью Фурмановского района, с лицеем №7, а также с городской библиотекой. Работники, которых тоже вносят огромную лепту в воспитание безопасного поведения дошкольников.
Я делюсь своими наработками с коллегами детского сада, проводя мастер-классы.
Являюсь наставником молодого педагога ДОУ.
Я принимаю активное участие в подготовке материалов к участию в районном конкурсе «Светофорчик» и областном смотре-конкурсе «Неопалимая купина».
Мои воспитанники совместно с родителями принимают участие в конкурсах, различного уровня.
Стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у ребёнка появилось и укрепилось сознание собственной безопасности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал себя значимым со стороны окружающих, как взрослых , так и ровесников.
Свою дальнейшую работу планирую продолжить в этом же направлении.
Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Закончить свое выступление мне хочется словами « Везде, где есть жизнь, есть и опасность.»
Эмерсон
(американский поэт, писатель, философ, общественный деятель)