12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
0

Использование технологии кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Стержень данной работы представляет собой описание использования технологии кейс-стади на уроках развития устной речи в начальной школе.

    Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай), или метод изучения ситуационных задач - это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

     Кейс-метод развивает:

- аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);

- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);

- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);

- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);

- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)

     Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают  необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем  они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего  кейса, используемого мною на уроке развития устной речи:

Кейс «История с лосенком»

Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.

Фон ситуации:

 

А. Севастьянов «Не рви цепочку».

…  Никогда  не бывает  лес  радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору.  Сашка старался не трещать сучьями.  Впереди раздавался непонятный звук… В   просвете   между   деревьями прошла лосиха.  Встала    около   лосенка…               

Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…

   Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».

  Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…

  Рыжего большеухого лосенка  и Сашку отец увидел возле огорода…

- Ты где его взял?

Сашка рассказал.

- Давай,   быстрее назад! Разве можно!  -  И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес,  на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.

- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.

  - Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.

  Эти разговоры Сашка помнил. Помнил как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:

«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».

  «Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.

  Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.

  Так и сделали…

  - А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.

  - Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…

  Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.

 

    Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

    После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно  с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.

 

Вопросы:

· Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?

· Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?

· Может ли маленький лосенок выжить без матери?

· Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?

 

   Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

 

Поиск вариантов разрешения ситуации.

· Как бы ты поступил в данной ситуации?

· Дочитай  в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.

· Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?

· Объясни заголовок рассказа.

Наконец, в завершение учащиеся должны найти только  один вариант решения предложенной  проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог. 

На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.

· Задание для 1 группы:

Сформулируйте правила поведения в лесу.

· Задание для 2 группы:

Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»

· Задание для 3 группы:

Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте  о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.

 

Среди критериев оценки выделяют следующие:

1.                      Активность ребенка при обсуждении кейса.

2.                      Понимание темы обсуждения.

3.                      Оригинальность высказываний.

 

      Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

     Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.