Методические рекомендации «Использование в начальной школе приёма "комментируемого управления" как условие развития коммуникативных и познавательных действий школьников»
Использование на уроках в начальной школе приема «комментируемого управления» как условие развития коммуникативных и познавательных учебных действий школьников
Введение
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть - формировать умение учиться.
Таким образом, смена целевых ориентиров образования позволила определить противоречие:
- между сформировавшимся стилем педагогической деятельности и внедрением новых технологий, направленных на развитие универсальных учебных действий.
- между востребованностью обществом человека, способного к самореализации, к саморазвитию, с развитыми коммуникативными умениями и
признанием того, что каждый ученик имеет индивидуальные способности, особенности, склонности, интересы, личный темп продвижения в сфере обучения.
По результатам проведенной диагностики в первом классе, выяснилось, что из 25 учащихся моего класса – это 28% (7 учеников) наблюдалось неразвитость речи; у 44% детей (11 учеников) - бедный словарный запас, который приводил к тому, что дети не всегда могут правильно выражать свои мысли вслух, не точно дают правильный ответ на поставленный вопрос. Слабо развита устная речь.
Отсюда и следующая проблема: учащиеся при выполнении письменных работ допускали очень много ошибок. Не умение осуществлять самоконтроль приводило к тому, что за свои работы ученики не получали положительную оценку за труд, похвалу. Рассеянное внимание, слабое восприятие, неумение слушать ответ учеников. Все это привело к пассивности учеников на уроках.
неразвитость речи младшего школьника;
неумение выражать свои мысли вслух;
бедный словарный запас;
неумение слушать ответ товарища;
много ошибок при письме;
неумение осуществлять самоконтроль;
пассивность учеников на уроке.
Наблюдения, мониторинг учебной деятельности учеников, вышеуказанные противоречия определили актуальность педагогической проблемы, заключающуюся в поиске новых форм и методовэффективного формирования универсальных учебных действий младших школьников, направленных на развитие личности ученика.
За годы моей педагогической деятельности прошла большой путь поисков своего «совершенного» урока: пробы и ошибки, взлёты и падения, кратковременные озарения и изучение массы литературы, так как преподавание в начальной школе включают в себя все учебные предметы. Всегда волновал вопрос: Как помочь ученику учиться успешно и интересно?
Цель: на основе использования современных образовательных технологий создать комплекс условий, направленных на развитие коммуникативных и познавательных учебных действий учащихся, для их успешной социальной адаптации. Для достижения данной цели я решала следующие
Задачи:
- обеспечить у обучающихся формирование коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий.
- обеспечить развитие индивидуальных способностей обучающихся, как условие их социальной адаптации.
Работу строила по направлениям:
1)использование современных образовательных технологий для развития предметных умений;
2)формирование универсальных учебных действий через активное использование технологий деятельностного подхода;
3) развитие индивидуальных способностей обучающихся, как условие их социальной адаптации.
планировала получить следующие результаты:
- положительная динамика доли обучающихся на «4» и «5»по всем предметам.
- рост познавательной активности моих учеников
1) активное участие в олимпиадном движении;
2)участие в районных, всероссийских и международных конкурсах;
3) участие во внеклассной деятельности;
4) участие в проектной и исследовательской деятельности.
- положительная динамика уровня овладения учащимися коммуникативными и познавательными учебными действиями на уровне их индивидуального развития.
II. Теоретические обоснования использования на уроках модели «комментируемого управления»
Для решения поставленных задач я использовала современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные исследовательские; приемы: проблемного диалога, продуктивного чтения, коллективного обучения, приемы опережающего обучения, прием комментированного управления.
Для того, чтобы ребенок был успешным и мотивированным к учебной деятельности, надо развивать как письменную, так и устную речь. Особенно меня заинтересовала такая форма взаимодействия, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, то есть находятся на равных правах. Учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока. Такая организация урока направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием различных средств обучения.
Сначала стремилась к тому, чтобы дети не молчали, говорили, чтобы каждый был включён в работу. Так родилась идея комментированного управления. Почему я выбрала комментированное управление (педагогический опыт С.Н. Лысенковой). Задачи, которые выполняются при комментируемом управлении
овладение учениками теоретическими знаниями и практическими умениями по предмету;
развитие памяти, речи, мышления, внимания;
овладение навыками самоконтроля;
формирование положительной мотивационной сферы обучения.
Комментирование с рассуждениями и доказательствами – логически целостное высказывание и возможно только на основе глубокого знания теории. Использование опор при ответах позволяет развить и постоянно применять этот методический прием. Комментированное управление – подчинение деятельности всего класса одному ведущему ученику – позволяет повысить внимание всех учащихся, их активность на уроке, на уроке создается общий деловой настрой, каждый учится управлять, исполнять, руководить и подчиняться. Методический прием «комментируемое управление» представляет ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, наладить непрерывную обратную связь со всем классом (проговаривание слов, решение примеров, задач, написание букв, цифр и т.д.). С.Н. Лысенкова развила метод комментирования, объединив комментирование трех действий: «думаю», «рассказываю», «записываю». Учащиеся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
Важно, на мой взгляд, что, применяя на уроках опорных схем и комментированное управление, обеспечивается дружная работа всего класса, что позволяет быстрое продвижение в учении всех ребят. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а значит, возможность выполнять большое количество разнообразных упражнений по закреплению и повторению изученного, а также обобщению знаний, выработке прочных умений и навыков. Кроме того, это позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективное изучение. Перспективная тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые учащиеся. Материал для перспективной подготовки я беру из учебника. Использую дополнительные небольшие здания, развивающие данную тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Благодаря перспективному обучению, удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в выполнении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме. Такую работу я провожу на уроках математики, русского языка.
Сначала на моих уроках идет подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Ведущими на уроках становятся те дети, которые легко ориентируются по данной теме. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики.
После этого идет работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Осталось дополнительное время (от создавшегося опережения), можем закрепить, повторить материал Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.
Опережение, по Лысенковой - это замена обычной и привычной линейной последовательности в изложении программы наложением тем. Всегда новая тема начиналась только тогда, когда завершена предыдущая: прошло объяснение, закрепление, проверка-контрольная, потом приклеивается следующая тема, потом еще и т д.
Так, в опережающем обучении к новой теме я начинаю подходить задолго до того, как придет ее час по программе, – по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал.
Такое обучение не обходится без очень важного приема обучения, как управление. Управление - это такая организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть в роли ведущего.
Важным элементом технологии являются различные приемы комментированного управления. На таких уроках учу детей думать вслух, то есть каждое действие сопровождается словом. Пишут ли ученики на доске или в тетради, они всегда параллельно произносят то, что пишут. Это эффективно развивает речь детей, делает ее выразительной – происходит развитие коммуникативной культуры школьника.
По мере продвижения вперед и развития учащихся комментирование начинает сопровождаться рассуждениями -это доказательное комментирование-рассуждение, оно применяется при решении задач, выполнении упражнений и сложных грамматических заданий. Этим приемом у моих учеников происходит развитие умений логически рассуждать, выполнять доказательства, самостоятельно мыслить.
III Методические рекомендации (из опыта работы) по использованию приемов «комментируемого управления» и элементами опережения.
Я стала думать, почему мои ученики слабо усваивают материал. Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы, значит нужно ребятам дать для прочного и глубокого усвоения знаний, умений время. Часто на уроках «слабые» и даже «средние» обучающиеся становятся пассивными на уроке, начинают отставать. Пришла к выводу, что надо применять на уроках такие технологии, которые позволили бы каждому школьнику стать успешным.
Моя задача - включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, сформировать понятия, устойчивые навыки.
Помогает мне в этом технологии С.Н. Лысенковой.
Прием комментированного управления вырабатывает у детей комплексный учебный навык трех действий — «мыслю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса, то же время дается материал на опережение, идет развитие коммуникативной культуры школьников.
Начинаю вводить комментированное управление с самого первого дня обучения, что позволяет активизировать обучение, включить каждого ребенка в работу на уроке. Учащимся необходимо следить за комментариями своего товарища, подчиняться его управляющим сигналам. Это дисциплинирует учеников, позволяет всему классу продвигаться в одном темпе, не задерживаясь. В классе создается деловой настрой, единый темп учебной работы. Каждый ученик свои действия подчиняет указаниям ведущего в данный момент ученика, готов в любой момент сам вести класс. Ребенок учится управлять и исполнять, руководить и подчиняться.
Комментированное управление позволяет мне контролировать процесс восприятия и усвоения учебного материала, предупреждать ошибки, при необходимости вносить коррективы, таким образом, оно выступает одним из средств обратной связи.
На первом этапе изучения нового помогают опорные схемы.
Схема — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Учащиеся избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают материал осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. На каждом уроке схемы-опоры появляются новые. Они помогают мне лучше учить, а детям легче учиться.
Например, в 1 классе на уроке математике при изучении темы «Решение задач на увеличение числа на несколько единиц» тут же знакомлю с решением задач на разностное сравнение.
С помощью схемы, алгоритма решения задачи, комментированного управления учащиеся легко справляются с решением задач. Вместо отведенных по программе 4-х часов, мы работаем над темой 3 часа и один урок –на понимание, применение и закрепление материала.
Задача
Увеличение числа на несколько единиц Разностное сравнение
У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки Света нарисовала 7 цветочков, а Маша
больше. Сколько марок у Егора? нарисовала 5 цветочков. На сколько
больше цветочков нарисовала Света,
Вася – 7 м.
Е гор - ? м., на 3 м. > С. – 7 цв .> ,чем Маша?
М. –5 цв. <
Задача
Уменьшение числа на несколько единиц ЗАПОМНИ
В первой группе 10 учеников, а во второй Чтобы узнать, на сколько одно число
на 3 ученика меньше больше или меньше другого, надо из
Сколько учеников во второй группе? большего числа вычесть меньшее
1 гр. – 10 уч.
2 гр. - ? уч., на 3 уч. <
ЗАПОМНИ
Схемы-опоры Алгоритм решения задачи
1. читаю условие задачи
Увеличить число на несколько единиц- 2. читаю вопрос задачи
значит прибавить 7+3 =10 3. выясняю, о том, что надо узнать
Уменьшить число на несколько единиц- 4. я знаю, о том, чтобы узнать, на
значит, отнять 7-3 = 4 сколько одно число больше или
меньше другого, я из большего числа
вычту меньшее.
5. записываем решение
В первом классе по математике по теме «Решение задач, содержащих отношение «больше на..» повторяют все компоненты задачи (условие, вопрос, решение, ответ.) Дети понимают, что задача решается в одно действие. Я предлагаю учащимся задать такой вопрос, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько всего ….?)Учащиеся также успешно решают поставленную перед ними задачу. Комментируя, записывают решение в тетрадь. То есть, за несколько уроков до новой темы, мои ученики знакомятся, осмысливают, понимают, решают. Конечно, сначала осознание и понимание приходит не ко всем ученикам сразу. Но при изучении темы «Решение задач в два действия» большая часть детей отлично смогут объяснить, прокомментировать.
С самого начала я учу детей мыслить вслух — один из принципов уроков и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на этапах уроках руководит ученик. Вместе со мной на уроке учит ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Четкий ритм, краткая характеристика - аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения заданий каждым учеником класса. Ведя решение примера, задачи, разбор предложения, ученик не просто отвечает, в какой-то степени подражает учителю, он старается говорить громко, четко, чтобы всем было понятно. В результате у всех детей вырабатывается хорошая дикция, ясная речь.
Трудный материал, вместо того, чтобы потом проходить его многократно с неуспевающими учениками, я даю аккуратно, небольшими частями заранее, когда же приходит время изучения этого материала он уже знаком детям, его надо только свести в систему. Например, на уроках математики при решении задач на нахождение площади и периметра. С первого класса даю понятие периметр, со второго класса добавляется – площадь с использованием буквенных символов. Правило, нахождения периметра и площади постепенно входит в доказательство решения этих видов задач.
Например, математика 1 класс. Тема урока «Квадрат», через 11 уроков по программе тема урока «Прямоугольник. Периметр прямоугольника». Я знакомлю учащихся с периметром прямоугольника раньше. Обращаю внимание учащихся на геометрические фигуры (дети без труда называют). Знакомлю с периметром прямоугольника и квадрата одновременно. Решаем задачи на нахождение периметра. Даем понятие, что такое периметр. Записываем формулу нахождения периметра с использованием буквенной символики.
Работаем с картами, таблицами, с формулами. Решаем такие задачи при помощи технологии комментируемого управления.
P = a+ b +a + b а
а P = a * 2 + b * 2 b
P = (a+ b) * 2
ЗАПОМНИ ЗАПОМНИ
У квадрата все стороны Периметр - сумма длин
равны сторон прямоугольника
Задача Задача
Дано: Дано:
a = 2 cм b = 2 cм
Найти: a = 4 cм
Р = ? Найти:Р =?
При решении задачи сначала комментирует «сильный» ученик, он играет роль ведущего. Знает, что речь должна быть четкой, громкой, понятной.
«Надо найти периметр прямоугольника. У прямоугольника четыре стороны, значит, его можно назвать четырехугольником. Я знаю, что периметр прямоугольника -это сумма длин его сторон. Поэтому, я все стороны буду складывать. Записываем решение: 2+4+2+4 = 12 см
Как найти периметр квадрата? «У квадрата, как и у прямоугольника четыре стороны. По – другому их можно назвать четырехугольниками. Значит, и периметр квадрата тоже находится также, как и периметр прямоугольника»
Здесь же дети замечают, что у квадрата, как и у прямоугольника углы одинаковые.
Мне приходится на перспективу объяснять моим ученикам, что такое «Прямой угол» и как его найти на с помощью угольника или линейки.
Дети пришли к выводу, что и у квадрата также все углы прямые. Значит, правило нахождения периметра квадрата не заставило никаких трудностей.
На данных уроках дети рассуждают, учатся доказывать, размышлять. слышится монологическая речь, диалоговая, комментируемое управление. Развивается коммуникативная культура каждого ученика.
Так, например, во втором классе на уроке математики при изучении темы «Площадь прямоугольника», знакомлю параллельно и с площадью квадрата. Также вводятся буквенные обозначения. Записывают в тетрадь решение с буквенными обозначениями. В третьем классе задание усложняется, даются двузначные, трехзначные числа.
По алгоритму, учащиеся решают задачи, комментируя, управляют процессом работы. Сначала ведет «сильный» ученик, он управляет действием, все слушают и выполняют также. Работа дается на перспективу.
Задача
Дано: Р= (a+b) * 2 S = a*b
а=6 см P= (6+4)*2 S = 6*4
b=4cм P = 20 cм S = 24 кв.см
Найти:
Р=?
S =?
В третьем классе знакомлю детей с темой «Площадь прямоугольного треугольника». Эта тема тоже на опережение.
Найти площадь треугольника. а = 24 дм в =5 дм
S= (24 * 5 ) : 2 = 60 кв.дм
Учащиеся знакомятся с задачей, осмысливают, понимают, как решить. Снова действием управляет, комментирует ученик, записывая в тетрадь, ученики -за ним.
Такая работа на уроках детям нравится. Чем сложнее задания, тем интереснее учиться. Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это есть не что иное, как опрос. При этом ребенок чувствует не то, что его спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него зависит работа товарищей. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая выразительная речь. А воспитание и в таких условиях происходит само собой.
Опорные схемы и комментированное управление обеспечивают дружную работу всего класса и быстрое продвижение в учении всех ребят. В результате появляется резерв времени, что позволяет работать на будущие темы программы, на трудные темы, которые начинаю не в заданные программой часы, а много раньше. Начало попутного прохождения трудной темы и есть перспективная подготовка. Тема раскрывается медленно, последовательно. В обсуждение сначала включаются «сильные», затем «средние», лишь потом «слабые» ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Опорные схемы, кластеры помогают совместно сделать
выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения нового или закрепление материала.
Например, в процессе изучения темы на уроках русского языка с первого класса дети учатся составлять кластеры. Сначала небольшие, с переходом в следующий класс, информация в кластерах дополняется.
Составляя кластер, сначала комментирую сама, затем помогают и комментируют ученики, комментируют, управляя процессом. Такая работа
активизирует мыслительную деятельность учащихся;
помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта;
содействует самообразовательной деятельности учащихся,
умению работать в группе;
дает возможность исправления, редактирования работ.
Ученики сами составляют кластер и готовятся отвечать, при этом приводят примеры существительных, составляют предложения, комментируют, записывая в тетрадь.
Многие ученики, например, испытывают затруднения в решении обратных задач, или умножение многозначного числа на многозначное, решение сложных уравнений, а перспективная подготовка позволяет снять эту проблему.
Важным элементом технологии являются различные приемы комментированного управления. Я учу детей думать вслух, всегда только вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, тогда это слово можно направлять, а через слово можно направлять и мысль ученика.
Например:
З накомство с темой «Уравнение» я тоже начинаю с первого класса. Даю понятие «Слагаемое», «сумма», «уменьшаемое» «вычитаемое», «разность». По программе в первом классе находим неизвестное число, которое записывается в «окошко» 5+ =8, заменяю выражение с буквой. 5+ a =8. Знакомлю детей с тем, что это выражение с переменной буквой. (эти буквы латинского алфавита, в математике принято использовать их, и они называются переменными: a, c,d, y, x). Знакомлю с понятием «уравнение» «Выражение с переменной – уравнение».
Работаем по алгоритму, по схемам. Ведет сильный ученик.
«Неизвестно второе слагаемое, чтобы найти второе слагаемое, я из суммы вычитаю известное слагаемое. Записываем решение из 8 вычесть 5равно 3.
Пишут ли ученики на доске или в тетради, они всегда параллельно произносят то, что пишут. В последующих классах продолжается работа по решению уравнений снова с опережением.
Например: При решении сложных уравнений в четвертом классе я знакомлю учеников с тем, что уравнения (корень уравнения) можем найти в несколько действий.
Знакомлю с алгоритмом решения сложных уравнений. К моменту введения сложных уравнений, у детей уже имеется практическая база.
Уравнения, которые решаем по алгоритму в 4 классе по программе:
Х : 8 = 85, Х = 85 * 8, Х = 680, Проверка: 680 :8 = 85, 85 = 85 Ответ: 680. | 25700 – х = 12000 + 350 25700 – х = 12350 х= 25700 -12350 х = 13350 25700 – 13350 = 12350 |
Алгоритм решения сложного уравнения Рассмотри уравнение и определи порядок действий. Определим последнее действие и соответствующие компоненты Определим неизвестный компонент и правило его нахождения В соответствии с правилом, выполняем вычисления Если корень уравнения не нашли, тогда переходим на повторный алгоритм решения уравнения Если корень уравнения можно найти, тогда вычисляем корень Выполняем проверку Назови ответ уравнения |
Уравнения сложные, на опережение, с которыми знакомимся и решаем, пользуясь алгоритмом.
5 · а + 500 = 4500 : 5 Ответ : 80. | 6 64 + 36 : ( Х * 3 – 15 ) = 70, 36 :( Х * 3 – 15 ) = 70 – 64, 36 : ( Х * 3 – 15 ) = 6, Х * 3 – 15 = 36 : 6 , Х * 3 – 15 = 6, Х * 3 =15 + 6, Х * 3 = 21 Х = 7 7 * 3 + 21 21 = 21 Ответ: 7. 36 :( Х * 3 – 15 ) = 70 – 64, 36 : ( Х * 3 – 15 ) = 6, Х * 3 – 15 = 36 : 6, Х * 3 – 15 = 6, Х * 3= 15 + 6, Х * 3= 21, Х = 21 : 3, Х = 7 7 * 3 = 21, 21 = 21 Ответ: 7 . |
Ученик управляет процессом, комментирует решение уравнения, пользуясь алгоритмом.
Уравнение сложное(смотрю можно ли его упростить ?)
Если «ДА» , то выполняю вычисления. Если «НЕТ», то решаю уравнение по алгоритму
Определяю порядок действий
Нахожу последнее действие
Определяю неизвестный компонент
Слагаемое
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое
Нахожу слагаемое, выполняю вычисление
Корень уравнения я не нашел
Но у меня получилось простое уравнение
Определяю неизвестный компонент
Множитель
Чтобы найти множитель, надо произведение разделить на известный множитель
Я нашел корень уравнения
Проверяю
Называю ответ
Уравнение сложное
Определяю порядок действий
Нахожу последнее действие
Определяю неизвестный компонент
Уменьшаемое
Чтобы уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое
Нахожу уменьшаемое, выполняю вычисление
Корень уравнения я не нашел
Но у меня получилось простое уравнение
Определяю неизвестный компонент
Множитель
Чтобы найти множитель, надо произведение разделить на известный множитель
Я нашел корень уравнения
Проверяю
Называю ответ
На последующих уроках эта схема – алгоритм активно используется.
I – мыслю – прежде, чем решить уравнение, ученик должен проделать мысленно следующие операции:
- увидеть и определить какое это уравнение по сложности;
-в зависимости от сложности уравнения составить алгоритм решения; выполнить последовательно действия - решить уравнение
II – говорю – процесс устного комментирования.
III –записываю - процесс записи. Ученик управляет, комментирует, объясняет, доказывает и одновременно все записывают содержание.
По мере продвижения вперед и развития учащихся комментирование начинает сопровождаться рассуждениями - это доказательное комментирование-рассуждение, оно применяется при решении задач, выполнении упражнений и сложных грамматических заданий. Этим приемом достигается развитие умений логически рассуждать, выполнять доказательства, самостоятельно мыслить. Это эффективно развивает речь детей, делает ее выразительной.
В основе моей работы лежит педагогика сотрудничества. Главным в работе считаю успех ученика, создание комфортных условий в классе: доброжелательность, взаимопомощь. Стараюсь предупредить ошибки, а не исправлять их. Постепенный переход к полной самостоятельности ученика – через знающего ученика учить незнающего.
Скажу немного о навыках устных вычислений при сложении и вычитании с переходом через десяток в 1 классе. Эту тему я подключаю при изучении темы: «Нумерация второго десятка».
Одновременно с отработкой навыков счёта при сложении отрабатывается навык вычитания. Например:
9 + 6 = 9 + 1 + 5= 15
15 – 9 = 15 – 5 – 4 = 6и т. д.
Поэтому, когда подходим к этой теме по программе, дети уже получают знания табличного сложения и вычитания с переходом через десяток.
Решая более сложные примеры, ученики применяют эти знания. Например:
27+9= 27+ 3+6= 36
Так же идёт перспективная подготовка по теме «Табличное умножение и деление». Наряду с понятием об умножении, как сложение одинаковых слагаемых, с табличным умножением «Замена сложения умножением». При этом уделяется внимание на связь умножения с делением:
9 х 7 = 63 12 : 6 = 2
63 : 7 = 9 6 * 2 = 12
63 : 9 = 7 2 * 6 =12
На первом этапе используются рассуждения. На втором этапе решения примеров такого типа на время. На третьем этапе формируется навык беглого выполнения действия. Работу даю по карточкам. Показываю карточку с примером, дети выбирают, способ решения, записывают ответ. И пока придёт время изучать решение примеров на вычитание, ученики это уже усвоили.
На первом этапе идет комментируемое управление. Снова ведет класс ученик, он громко, четко комментирует, вместе с ним записывают и проговаривают про себя все остальные.
Учимся быстро выполнять действия с многозначными числами. Так, в 4 классе находим разные пути для быстрого счета по теме «Умножение и деление многозначных чисел». Например, по предлагаемой памятке ученики легко решают действия с многозначными числами.
Запомни 2*5=10 25 *4 =100 125 * 8 = 1000 | 125 * 72 = 125 * 8 * 9 =9000 7 *25 *4 *9 = 6900 |
Ученик управляет действиями, остальные слушают, запоминают, записывают в тетрадь.
Опережение помогает обеспечить высокие результаты учение детей. Так по русскому языку тема: «Безударные гласные» может быть усвоена только на фундаменте знаний по теме. Комментированное управление позволяет мне контролировать процесс восприятия и усвоения учебного материала, предупреждать ошибки, при необходимости вносить коррективы, таким образом, оно выступает одним из средств обратной связи.
Поэтому, когда начинаем проходить тему: «Безударные гласные» работа строится на основе твёрдого знания темы «Ударение» каждым учеником. А перспективное изучение темы: «Безударные гласные» идёт во время усвоения таких тем, как «Название предметов», «Название признаков», «Название действий». При этом используются опоры:
Например, в первом классе изучается тема «Название предметов», сразу даю понятие «Имя существительное» (ранее я об этом уже упоминала, когда составляли кластер)
Всю свою работу начинаю строить от простого к сложному. Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
предварительное введение первых порций будущих знаний;
уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий.
Методический приём «комментируемое управление» представляет по существу ответ с места о том, что делает ученик. Помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя товарищества. Я могу видеть продвижение в учении каждого ученика.
Так комментируемое управление, работа по схемам-опорам, помогают детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате почти все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнять грамматические задания.
Например, в первом классе мои дети принимали участие в Областном конкурсе Форума «Мы - уральцы», посвященного Великой Отечественной войне. У нас получился большой проект. Каждый ребенок старался писать свой текст правильно, аккуратно, без ошибок. В этом случае каждый из них управлял своим письмом, комментируя каждое слово. Мы получили за эту работу 1 место среди сверстников – участников конкурса. Мои дети научились только писать, это была середина учебного года. Настоящий успех! (см. приложение)
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувство коллектива – тоже необходимые слагаемые успеха.
Урок сотрудничества – рождает чувство успеха в учении. Главная ценность на уроке – время. Вот, что, прежде всего, отнимают у учителя слабые ученики и то, что он должен выиграть.
Очень важно организовать труд ученика на уроке. Это удаётся с помощью комментируемого управления. Термин «веди» вошёл в наш урок вместо традиционного очень страшного для маленьких: «Отвечай!». Включить каждого ученика в активную деятельность, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – помогают достичь этой цели опорные схемы.
Использование опорных схем, позволяет ученикам не учить дома правило, всё усваивается на уроке. Объединение близкого и однородного материала учебника, поминутное прохождение трудных тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент. Снова применяется на уроке комментируемое управление. В роли ведущего – ученик.
Чтобы повысить грамотность на уроках русского языка, ошибки нужно предупреждать. Так перед записью предложения идёт анализ орфограмм на однотипных словах. Только после этого записывается предложение. Очень важно научить детей писать и диктанты. Пишется диктант по правилу. Дети к этому привыкают:
Памятка Послушайте предложение. Повторите про себя. Пишите, слушая диктовку учителя. Проверьте написанное |
Когда диктант написан, тетради сданы, ученикам даю возможность спросить в правильности написания каких слов они сомневались. Постепенно дети овладевают навыками самоконтроля. Предупреждать ошибки необходимо и при выполнении творческих работ. Выписываются слова трудные для написания. Здесь нужно обратить внимание, что дети называют слова. Правописание которых можно проверить.
Например: Тема «Предложение простое и сложное». Пользуясь алгоритмом разбора предложения, ученик объясняет, остальные записывают, следят за ответом.
Тема: «Связь слов в предложении», начинаю с первой четверти во 2-м классе. Начинаем работать коллективно, но под руководством учителя. Например: тема текста «Летние каникулы». Предлагаю найти в первом предложении словосочетание. Так постепенно до изучения темы дети пишут и находят пары слов в предложении. Один из учеников ведёт разбор по членам предложения. От одного слова в паре ставят вопрос к другому, получается словосочетание или грамматическая основа предложения.
В связи с объяснением темы «Состав слова», углубляются знания учащихся по теме «Безударные гласные», используются схемы:
Состав слова: Приставка Корень Суффикс Окончание
На этом этапе ученики выделяют в слове только корень. На опережение даю понятие что такое «окончание», «суффикс», «приставка». Продолжая работу над группами родственных слов, ученики подбирают их теперь по частям речи, с использованием схем:
сад, садовник, посадка, садит
На предупреждение ошибок направлена вся система обучения с опорными схемами. Тема: «Правописание звонких и глухих согласных на конце и середине слова». Эту тему начинаю изучать немного раньше. В процессе объяснений создаётся, а потом постоянно используется такая таблица
Б | П | ДУБ | ДУБЫ |
В | Ф | ров | рвы |
Г | К | ШАГ | ШАГИ |
Д | Т | СЛЕД | СЛЕДЫ |
Ж | Ш | гараж | гаражи |
З | С | МОРОЗ | МОРОЗЫ |
Так же попутно на каждом уроке (в плане перспективной подготовки) изучается «Алфавит» с 1-ого класса с момента изучения первой буквы А. Каждый урок начинается с чтения алфавита на лентах схемы сначала хором, затем цепочкой. В результате вместо двух часов по программе урок-обобщение по теме «Алфавит» проходит за один час. Все дети без всяких затруднений выучили его на уроках. Во втором классе знают все.
Комментированное управление, работа по схемам-опорам помогают детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.
средний и слабый тянутся за сильными учениками;
развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
ученик ставится в положение учителя.
Результаты
По результатам мониторинга обучающихся 4-го класса (2022/2023) овладели программными знаниями, умениями, навыками по всем предметам за первое полугодие – ( качество) - 65%
Проверка техники чтения показала, что все дети овладели процессом сознательного и плавного чтения. Темп чтения сохранился у всех учащихся. 100% учеников выполнили программные требования по чтению. Технология комментируемого управления помогает детям подняться на более высокий уровень успешности. Следуя данной технологии, нет необходимости заучивать правила. Теория и так останется в памяти детей, сформируется умение применять данные знания на практике.
Результативность технолого-методических приёмов, которые я использую позволяют:
В первом классе домашнее задание не задавать.
Домашнее задание по новой теме даётся тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения.
Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
Дифференцированный опрос.
Воспитание организованности в ребёнке.
Следуя данной технологии, нет необходимости заучивать правила. Теория и так останется в памяти детей, сформируется умение применять данные знания на практике. Если данную работу проводить систематически, формируется грамотность на всех уровнях и даже слабые ученики диктант начинают писать не меньше «3», постепенно улучшая свой уровень.
По словам академика И.Д. Зверева, педагогический опыт С.Н. Лысенковой правомерно считать передовым; его следует глубоко анализировать и творчески применять в школе. Изучение этого опыта, бесспорно, поможет учителям более эффективно решать новые сложные задачи, выдвинутые перед нашей школой реформой образования.
В настоящее время метод опережающего обучения С.Н. Лысенковой пользуется большой популярностью в современном мире, когда многие учителя и преподаватели ищут новые интересные и более современные подходы в преподавании в школе. Я считаю, что весомый вклад в формировании прочных знаний моих учеников внесло то, что, обучая, я использовала технологию С.Н. Лысенковой. Опыт талантливого педагога, помогает найти пути решения современных проблем в педагогике и психологии.
Через коммуникативно - познавательную деятельность, технологию комментированного управления с элементами опережения, я получила:
положительную динамику по предметам.
наблюдается рост познавательной активности в олимпиадном движении, в конкурсах, в проектах.
динамика уровня овладения учащихся коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями
Литература
1. Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. – М.: МГИУУ, 1972.
2.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985.
3.Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988.
4.Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на творчество. – М.: Изд-во «Новая школа», 1995.
5.Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во «Школа-пресс», 1997.
6.Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980.
7.Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989
8.Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. - Спб., 2012.
9.Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2012. – 88 с.
Приложение
На диаграмме видно, как меняется уровень универсальных учебных действий по годам. Отслеживала по параметрам:
умение объяснять, умение комментировать, полнота речи по годам, а также уровень компетенций.
Коммуникативные умения
параметры: умение объяснять, полнота речи, умение комментировать, четкость речи
Уровень коммуникативных умений
Уровень познавательной активности
Уровень познавательной активности отслеживала по параметрам:
н еобходимый, повышенный, низкий уровень
Приложение
35