Использование в начальной школе технологий обучения детей осмысленному скорочтению
Использование в начальной школе технологий обучения детей осмысленному скорочтению Выполнила учитель начальных классов Демидова Е.М.
Скорочтение – это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. Главное, что это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста.
Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения будущий пятиклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившимся объеме учебной информации. Это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения будущий пятиклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившимся объеме учебной информации. Это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования. Сегодня в выигрыше оказывается тот, кто способен за кратчайшие сроки переработать максимальный объём информации. Учёными доказано, что высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т.е. способствует лучшему пониманию текста.
Педагогами выделено семь основных причин, тормозящих скорость чтения: 1.Природный темп деятельности; 2.Регрессии; 3.Отсутствие антиципации; 4.Артикуляция; 5.Малое поле зрения; 6.Уровень организации внимания; 7.Уровень развития памяти.
Проведем сравнительный анализ некоторых технологий обучения чтению, используемых педагогами школы первой ступени: Все технологии вышеуказанных авторов нацелены на устранение основных причин, тормозящих скорость чтения с помощью развития внимания, памяти, восприятия, формирования навыков «зеркального чтения», навыков обработки информации. Обратимся к некоторым из наиболее распространенных технологий, используемым учителями начальных классов. И.Т.Федоренко В.Н.Зайцев Г.Г.Мисаренко О.А.Андреев Е.Шугалей Л.Н.Хромов
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Развитие оперативной памяти возможно с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Развитие оперативной памяти возможно с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. Подчеркиваем, что результативность технологии написания зрительных диктантов по И.Т.Федоренко будет достигнута при условии полного выполнения всех рекомендаций.
Многие педагоги начальной школы используют упражнения по системе В.Н.Зайцева и И.Г.Пальченко, которые способствуют развитию навыка скорочтения у младших школьников – многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста, упражнения для развития угла зрения, для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в независимости от содержания) используется упражнение «Буксир» и другие. Необходимо заметить, что все эти упражнения направленные, в основном, на развитие скорости чтения, не ставят своей основной целью развивать осмысленное скорочтение. Хотя как второстепенная, задача развития осмысленного скорочтения, безусловно, решается.
Г.Г. Мисаренко разработан дидактический материал, направленный на устранение недостаточной сформированности техники чтения. Применение технологии Г.Г.Мисаренко способствует развитию умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «Оперативных единиц чтения», т.е. того максимального количества знаков , которые ребенок опознаёт одновременно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается понимание смысла читаемых слов. Работа по технологии данного автора будет проходить успешно при наличии дидактического пособия у каждого ребёнка.
Андреев О.А., Хромов Л.Н. предлагают возможность обучения скорочтению самостоятельно с помощью ряда упражнений, тестов и контрольных тестов для измерения скорости чтения. Обязательным компонентом обучения скорочтению по данной методике является проведение в рамках занятий методов саморегулирования – аутогенной тренировки. В процессе обучения быстрому чтению авторы акцентируют внимание на важной роли воображения, внимания и эмоционального состояния. Необходимо отметить, что технология Андреева-Хромова нацелена на решение проблемы осмысленного скорочтения. Однако, сами авторы отмечают, что данная технология не рассчитана на обучение скорочтению младших школьников. Андреев О.А., Хромов Л.Н. предлагают возможность обучения скорочтению самостоятельно с помощью ряда упражнений, тестов и контрольных тестов для измерения скорости чтения. Обязательным компонентом обучения скорочтению по данной методике является проведение в рамках занятий методов саморегулирования – аутогенной тренировки. В процессе обучения быстрому чтению авторы акцентируют внимание на важной роли воображения, внимания и эмоционального состояния. Необходимо отметить, что технология Андреева-Хромова нацелена на решение проблемы осмысленного скорочтения. Однако, сами авторы отмечают, что данная технология не рассчитана на обучение скорочтению младших школьников. Методика Елены Шугалей базируется на теоретических основах НЛП (нейро-лингвистического программирования), также не рассчитана на возраст младшего школьника. Не смотря на это многие упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти и поля зрения технологии Е.Шугалей возможно адаптировать для использования в работе с учащимися начальных классов.
Самым главным отличием технологий И.Т.Федоренко, В.Н.Зайцева, Г.Г.Мисаренко от технологий О.А.Андреева и Л.Н.Хромова, ЕШугалей – взгяд на вопрос об артикуляции, как об одной из причин медленного чтения. Разработчики технологий обучения скорочтению младших школьников (И.Т.Федоренко, В.Н.Зайцев, Г.Г.Мисаренко) акцентируют внимание на необходимости развития артикуляционного аппарата учащихся, предлагая использовать артикуляционные зарядки, работу со скороговорками, различные игровые упражнения, основанные на чтении вслух. С целью совершенствования произношения считают авторы необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Противоположную точку зрения представляют О.А.Андреев, Л.Н.Хромов, Е.Шугалей. Так как методики данных авторов рассчитаны на более старший возраст акцентируется внимание на подавлении артикуляции. Постоянно необходимо помнить о конечной цели: перевести «Чтение словами», которые вы привыкли полностью озвучивать, проговаривать, в «чтение понятиями», в «чтение эмоционально-образовательными блоками». «Ведь при чтении информационных текстов их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами. Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и понятий, представлений».
К концу обучения в начальной школе ребёнок будет владеть: Оба навыка не только не исключают, а взаимно дополняют друг, друга, повышая тем самым, уровень качества начального литературного образования. В силу возрастных особенностей младшие школьники нуждаются в постоянном поощрении, мотивации к деятельности. Необходимо отметить, что многие упражнения В.Н.Зайцева, И.Т.Федоренко разработаны в игровой форме, что безусловно повышает уровень мотивации учащихся. Упражнения технологий О.А.Андреева, Л.Н.Хромовоа, Е.Шугалей требуют адаптации с учётом возрастных особенностей младших школьников, по возможности, перевода в игровые формы. Положительный эмоциональный настрой достигается у О.А.Андоеева-Л.Н.Хромова, ЕШугалей, в основном, с помощью аутогенных упражнений. навыками выразительного чтения навыками осмысленного скорочтения
Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод, что среди ученых нет единой точки зрения о том с какого возраста можно начинать обучение скорочтению. Мы придерживаемся взглядов тех ученых, которые полагают, что качественное обучение скорочтению оказывается возможным только тогда, когда у человека уже хорошо сложился и прочно закрепился навык обычного медленного чтения, в начальной форме сложились такие качества, как самообразование и самоконтроль. Поэтому считаем возможным начинать обучение скорочтению не раньше 4 класса.
Наша цель - помочь большему числу выпускников начальной школы овладеть навыком оптимального чтения – это чтение со скорость разговорной речи, т.е в темпе от 120 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И когда традиционные методики, которые мы используем в практике не помогают, можно попробовать адаптированные технологии - скорочтения. Наша цель - помочь большему числу выпускников начальной школы овладеть навыком оптимального чтения – это чтение со скорость разговорной речи, т.е в темпе от 120 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И когда традиционные методики, которые мы используем в практике не помогают, можно попробовать адаптированные технологии - скорочтения. Любая технология обучения скорочтению требует систематичности проведения тренинговых упражнений. Изучив различные методики, мы отобрали на наш взгляд очень простые, но эффективные упражнения, регулярное выполнение которых позволит повысить скорость чтения.
Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами обучения скорочтению. Первый и главный враг, который снижает скорость чтения это регрессии, или повторы. Устранить помогает методика чтения с закрытием строк. Очень хорошее подспорье, для того чтобы развивать память, расширять поле восприятия. Задание 1. «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной». Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые.
Задание 2. «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Задание 2. «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения! Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств: Чтение про себя (т.к. это надо скрыть); Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд). Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Переход на такой способ чтения весьма желателен, т.к. формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов. Задание 3. Чтение текста разделенного на три части (Усложнение: текст разрезали на три части и части раздвинули)
Задание 4. Чтение с рамкой. Задание 4. Чтение с рамкой. Задание 5. «Словесные лабиринты». Ребенка учат читать написанные вертикально слова: при р при ро ода да Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово. Например: Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположение первой и последней букв.
Задание 6. «Сложи слова». Задание 6. «Сложи слова». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (например, пе - тух, сапо - ги, тет - радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах – половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; просят подобрать похожие по написанию слова. Например: моло – ко по – года бе – седа моло – ток по – беда бе – рег моло – дец по – суда бе - реза мело – дия пе - нал
Задание 7. «Поиск в тексте заданных слов». Задание 7. «Поиск в тексте заданных слов». Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком. Задание 8. «Произнеси быстро». Дается предложение или скороговорка, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.