12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зеленкова Валентина Васильевна83
Закончила Новосибирский Педагогический институт. Стаж работы учителем начальных классов 37 лет.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления»


 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новосибирской области

Департамент образования Мэрии города Новосибирска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №52»

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ СОШ №52

 

Протокол № 1 от «30» августа 2023 Приказ№ от « » августа 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

    

    

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-гуманитарной направленности

 

«Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления»

углубленного уровня

 

Возраст обучающихся: 9-17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Авторы-составители программы:

Учителя начальных классов

Зеленкова В.В.

Бричеева Р.А.

 

 

 

 

Новосибирск, 2023





РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления» (далее по тексту «программа») реализуется на базе МБОУ СОШ №52г. Новосибирск.

1.1.1 Направленность программы

Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность, формирует у детей умения в различных научных областях.

1.1.2 Нормативные документы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления», разработана и ежегодно корректируется на основе:
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
5. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
6. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
7. Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
8. Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 №261-ФЗ;
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
10. Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427);
11. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678);
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
14. Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Патриотическое воспитание» (2020);
15. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
18. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии.


 

1.1.3 Значимость программы

Данная программа является частью регионального проекта "Успех каждого ребенка", который ориентирован на развитие и поддержку способностей и талантов детей и молодежи. Учебное исследование направлено на мотивацию и смысл жизни учащихся, посредством самостоятельного познания. Учебное проектирование способствует развитию навыка планирования деятельности и построения жизненных планов. В ходе исследования, учащиеся открывают новые знания, а через проектирование они используют эти знания для решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся научиться оперировать гипотезами, а также приобрести опыт решения интеллектуальных задач. Проектная работа способствует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, а также повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Она предоставляет возможности для формирования умения выбирать подходящие средства для решения задач, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. В связи с этим, исследовательская и проектная деятельность школьников является актуальной.

1.1.4 Новаторские особенности программы

Программа отличается тем, что она направлена на исследовательскую, проектную и творческую деятельность учащихся. Она учитывает возможности учеников разных возрастов и предметных направлений. Основными отличительными особенностями от уже существующих программ в данной области (таких как "Юные исследователи" Дома детского творчества Ордынского района, "Юные исследователи" средней общеобразовательной школы п. Маяк Искитимского района, "Юный исследователь – краевед" Станции юных натуралистов Новосибирского района, "Юные исследователи Сибири" Дома детского творчества "Центральный" г. Новосибирска) являются следующие:

- Широкий спектр предметных дисциплин, в рамках которого можно проводить проектную и исследовательскую работу.
- Активное и всеобъемлющее вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с целью обнаружения и поддержки талантливых и одаренных детей, а также создания условий для развития успеха у каждого ребенка.
- Обучение учащихся всех возрастных категорий.

1.1.5 Целевая аудитория программы

Программа ориентирована на учащихся от 3 до 11 классов. Для успешной организации исследовательской и проектной работы необходимо учитывать возрастные особенности каждого периода.

Учет возрастных особенностей:

Младший школьный возраст (7-10 лет)
В данном возрасте усиливается контроль над поведением и развитие волевых процессов. Взаимоотношения между процессами возбуждения и торможения меняются: тормозные процессы усиливаются, но возбуждение остается преобладающим в поведении. Быстрое развитие нервно-психической активности, высокая возбудимость и подвижность младших школьников, а также их острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением. Воспитание и обучение должны уделять особое внимание формированию точности восприятия, умению замечать сходство и различия между предметами и явлениями, а также развитию конкретного мышления и речи.

Подростковый возраст (11-15 лет)
Наиболее важной потребностью подростка является самоопределение в общественных отношениях. Он стремится установить свое место среди сверстников и получить признание и престиж. Мнение сверстников и авторитетных личностей имеет для него важное значение. В это время внимание подростка достигает более высокого уровня развития. Он уже способен заниматься определенной деятельностью в течение продолжительного времени и контролировать свое поведение. Однако, следует учитывать, что физиологические изменения в возрасте 11-15 лет могут приводить к повышенной утомляемости, раздражительности и снижению внимания.

Старший школьный возраст (16-18 лет)
В этом возрасте главной потребностью является поиск и определение своего места в жизни и реальных общественных отношениях. Важным является проявление личности и индивидуальности в общественной деятельности. Эта потребность выражается в стремлении подтвердить свой статус и в окружающемобществе, внимание подростка достигает более высокого уровня. Однако, следует помнить, что физиологические изменения, характерные для этого возраста, могут приводить к повышенной утомляемости, раздражительности и снижению внимания.

1.1.6 Объем программы, срок освоения

Общий объем программы составляет 72 учебных часа.

1.1.7 Срок освоения, срок обучения

Дополнительная общеобразовательная программа "Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления" рассчитана на год обучения. Программа будет освоена в период с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года. Всего требуется 36 недель для освоения программы.

1.1.8 Формы обучения

Обучение проводится в очной форме, но при необходимости возможны также занятия по очно-заочной и дистанционной формам.

1.1.9 Язык обучения

Все занятия проводятся на русском языке.

1.1.10 Уровень программы

Данная программа реализуется на углубленном уровне.

1.1.11 Особенности организации образовательного процесса

Программа "Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления" осуществляется на углубленном уровне. Группы формируются с учетом возраста обучающихся, и количество детей в группе не превышает 20 человек. Прием в группы осуществляется до 1 сентября каждого года. В рамках данной программы, результаты образовательного процесса должны быть продемонстрированы на следующих городских событиях:
- Городской конкурс исследовательских проектов младших школьников "Мое первое открытие" (участие обучающихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений города);
- Городской конкурс исследовательских проектов учащихся 5-8 классов (участие обучающихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений города);
- Городская открытая НПК Новосибирского научного общества учащихся "Сибирь" (участие обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений города).

1.1.12 Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, с дополнительными 15 минутами на досуговую деятельность и подготовку рабочего места.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы состоит в выявлении и поддержке обучающихся, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности, и создании условий для развития их индивидуальной траектории развития в рамках проекта "Успех каждого ребенка".

Задачи программы:
Предметные:
- Воспитание мотивации обучающихся к проведению исследовательской деятельности;
- Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- Развитие исследовательских и проектных навыков у обучающихся.
Метапредметные:
- Развитие интереса к познанию мира и пониманию процессов и явлений в науке, технике, искусстве, природе, обществе и других областях;
- Помощь в мотивированном выборе профессии и адаптации в социальной сфере;
- Формирование навыков публичного выступления и защиты исследовательских работ и проектов.
Личностные:
- Формирование адекватной самооценки;
- Воспитание собственного мировоззрения, аналитического мышления и критического подхода к окружающей действительности;
- Способствование формированию активной жизненной позиции на основе культурных ценностей.

1.3 Содержание программы

1.3.1. Примерный учебный план

Тема занятия Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Введение.
4 1 3 Эвристическая беседа
Раздел 2. Понятие проектной деятельности 4 1 3 Опрос
Анкетирование
Раздел 3. Этапы создания проектов 4 1 3 Опрос, педагогическое наблюдение
Раздел 4. Выбор темы проекта 4 1 3 Беседа
Раздел 5. Понятие научно-исследовательской работы 4 1 3 Опрос
Анкетирование
Раздел 6. Технологическая проработка этапов научно-исследовательской работы 2 1 1 Беседа, опрос, педагогическое наблюдение
Раздел 7. Работа с информационными источниками .

4 1 3 Беседа, опрос, творческое задание,

1.3.2 Содержание учебного плана

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа);

2) практические (экскурсии, музейный урок, встречи, практикумы в

библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими

информационными носителями, просмотр фильмов, слайдов, презентаций).

По окончании курса проводится публичная защита проекта

исследовательской работы. Контроль и оценка результатов освоения

программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования

творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

В том числе, участие школьников в конкурсах и конференциях различного

уровня (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и

международных), в патриотических акциях и проектах. Подобная организация

учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы

внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию

ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в

командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет

значимым участником деятельности.


 

1.4 Планируемые результаты


 


 

В процессе освоения программы «Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления» детьми будут достигнуты следующие результаты:

Предметные:


 

Будет:

- сформирована мотивация обучающихся к исследовательской деятельности;

- созданы необходимые условия для поддержки одарённых детей;

- развиты исследовательские навыки и навыки проектирования у обучающихся.


 

Метапредметные:

Будет:


 

- развит интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);

- созданы необходимые условия для мотивированного выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации;

- сформирован у обучающихся навыки публичного выступления и защиты исследовательской работы, проекта.


 

Личностные:

Будет:

-сформирована адекватная самооценка;

-воспитано собственное мировоззрение, способность к аналитическому мышлению и критическому отношению к окружающей действительности;

-сформирована активная жизненная позиция на основе культурных ценностных ориентиров.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


 

2.1 Календарный учебный график


 


 


 

Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий

1 сентябрь май 36 36 72 1 раз в неделю по 2 часа


 

Ежегодно, на основе учебного плана, с учётом корректировки образовательной программы, особенностей прибывших детей, расписания графика выставок и конкурсов на каждую учебную группу составляется календарно-тематический план (календарно-учебный график 2023 – 2024 Приложение № 1), отражающий последовательность реализации учебного плана.


 

2.2 Условия реализации программы


 

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения (магнитная доска, видеомагнитофон,

мультимедийный проектор, компьютер, и т.д.)


 

1.Учебный кабинет, где предусмотрены посадочные места.

2.Технические средства обучения (экран,микрофон,оргтехника магнитная доска, видеомагнитофон,

мультимедийный проектор, компьютер, и т.д.

3. Предметно-учебную среду для реализации направлений личностного развития младших школьников на деятельностной основе.


 

2.2.2 Информационное обеспечение


 

Информационная среда образовательного учреждения включает в себя

совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные

каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы

информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного

процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб

поддержки применения ИКТ.

Информационная среда должна обеспечить эффективную деятельность

обучающихся по освоению данной программы

и эффективную образовательную деятельность педагогических и

руководящих работников по реализации программы,в том числе возможность:

- создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с

текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука,

выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);


 


 

2.2.3 Кадровое обеспечение

Реализацию данной программы дополнительного образования осуществляют следующие педагоги:

ФИО ДОЛЖНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ КАТЕГОРИЯ

Бричеева Р.А. Учитель Высшее высшая

Упенкова Л.Ю Учитель Высшее первая

Голобояр О.В. Учитель Высшее высшее

Никишкина А.А. Учитель Высшее первая

Глекнер Л.А. Учитель Высшее первая


 


 

1.3 Формы аттестации


 


 

Важной составляющей частью образовательного процесса является контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Цель контрольно-оценочных процедур заключается в анализе динамики интереса к изучаемому материалу, а также динамики формирования знаний, умений и навыков.

Во время проведения занятий предусмотрены различные методы диагностики: наблюдение, беседа, опрос, контрольная работа, творческие работы на заданную тему.


 


 

Текущий контроль


 

Текущий контроль проводится в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение их ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.

Формы контроля:

Опрос – направлен на выявление уровня компетентности обучающихся по пройденному материалу.

Беседа – метод устного контроля, направленный на диагностику глубины изучаемого материала.

Творческое задание – методика наблюдения и определения уровня усвоения пройденного материала.

Педагогическое наблюдение за результатами тестирования, опросов, творческих работ, участия обучающихся в конкурсах. Систематическая проверка усвоения пройденного материала на основе устных ответов, обучающихся на контрольные вопросы, выполнение практических заданий (Приложение № 2).


 

Промежуточная аттестация


 

Проводится в конце полугодия для определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

Формы контроля:

Педагогический анализ, педагогическое наблюдение результатов участия обучающихся в конкурсах, конференциях.


 

Итоговая аттестация


 

Проводится в конце учебного года для определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирование обучающихся на дальнейшее, в том числе самостоятельное обучение.

Подведение итогов реализации программы проводится в форме научно-практических конференций и конкурсов исследовательских проектов.


 

2.4 Оценочные материалы


 

Результаты обучения по программе «Исследовательская деятельность как основа развития научного мышления» представляют собой систему диагностики развития способностей и личностных качеств учащихся.

Они отслеживаются по результатам:

предметных достижений;

метапредметных достижений;

личностных достижений.

С целью отслеживания результативности освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы разработаны следующие критерии и способы диагностики:


 

Показатели результативности программы диагностируются

следующим образом:


 

Планируемый

результат Критерии Показатели Методы диагностики

Предметные результаты

Сформирована мотивация обучающихся к исследовательской деятельности

Устойчивый интерес обучающихся к исследовательской деятельности Обучающиеся разрабатывают исследовательские работы, проекты Беседа, опрос, педагогическое наблюдение

Созданы необходимые условия для поддержки одарённых детей

Доступность и вариативность мероприятий для интеллектуально одаренных детей Интеллектуально одаренных дети активно принимают участие в конференциях и конкурсах проектах Беседа, опрос, педагогическое наблюдение, творческое задание

Развиты исследовательские навыки и навыки проектирования у обучающихся

Овладение исследовательскими навыками и навыками проектирования Успешно создают исследовательские работы, проекты Беседа, опрос, педагогическое наблюдение, выступление на конференции

Метапредметные результаты

Развит интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.)


 


 

Развита научная картина мира Проявляют интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений Педагогическое наблюдение

Созданы необходимые условия для мотивированного выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации


 


 


 

Мотивированный выбор профессии Успешно выбирают профессию, основанную на личных предпочтениях Беседа

Сформированы у обучающихся навыки публичного выступления и защиты исследовательской работы, проекта

Развиты навыки публичных выступлений и защиты исследовательской работы, проекта Успешно выступает на защите проекта, исследования Педагогическое наблюдение

Личностные результаты

Способствовать формированию адекватной самооценки

Адекватная самооценка Представление о своих личных качествах максимально приближены к реальному уровню их развития Педагогическое наблюдение

Способствовать воспитанию собственного мировоззрения, способности к аналитическому мышлению и критическому отношению к окружающей действительности

Развитое критическое мышление Умеет ставить под сомнение любые выводы, анализирует информацию и её источник Педагогическое наблюдение

Способствовать формированию активной жизненной позиции на основе культурных ценностных ориентиров

Активная жизненная позиция Активен, целеустремлен, ответственен, духовно развит Педагогическое наблюдение


 


 


 

2.5 Методические материалы


 

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

наблюдение

устный опрос

письменный опрос

письменная проверка знаний (контрольная работа)

комбинированная проверка

беседа

анкетирование

тестирование

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.


 

Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:

беседа

дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)

игры

ролевые игры (деловые)

тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)

викторины

системы последовательных заданий

проекты

демонстрация

упражнение с объяснением и исправлением ошибок

метод многократного повторения

«делай как я»


 


 

Форма организации учебного занятия


 

Форма проведения учебных занятий: индивидуально - групповая.

Групповая форма обучения − основная форма проведения занятий. Коллективная деятельность помогает сделать процесс обучения и воспитания более результативным, успешным.

Индивидуальная форма обучения предусматривает работу с детьми, успешно осваивающими программу. Педагог организует углубленное изучение тем занятий или индивидуальные задания.


 

Педагогические технологии


 

Компьютерная технология − обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.

Технология индивидуализации обучения – это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.

Групповые технологии − такая форма предусматривает деление обучаемых на несколько групп, где дети получают специальные упражнения, для решения учебных задач. Действия выполняются под строгим контролем преподавателя.

Технология коллективной творческой деятельности − это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

Игровые технологии. Игра − это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Технология проектного обучения − один из способов организации эффективного образовательного процесса, основанного на личностной ориентации и направленного на формирование у учащихся таких качеств как самостоятельность, инициативность и способности к творчеству.

Здоровьесберегающие технологии − это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.


 

Алгоритм учебного занятия


 

Структура традиционного занятия

1. Приветствие

2. Проблемная беседа

3. Новый материал

4. Практическое задание по новому материалу.

5. Анализ занятия

6. Домашнее задание


 

Методические материалы к темам и разделам программы


 

Учебные пособия:

специальная литература;

видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

аудиоматериалы;

электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные источники для педагога

1. Бондарев, А. В. Проектная деятельность в современной школе [Интернет ресурс]. Вестник науки и образования. 2015. № 2 (4). Доступно по адресу: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-sovremennoy-shkole

2. Ванькова, В. С., Шумакова, В. А. Условия организации проектной деятельности школьников [Интернет ресурс]. Современная педагогика. 2016. № 7. Доступно по адресу: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5852

3. Власенко, А. П., Дубицкая, Л. В. Смартфон как средство обучения при выполнении исследовательской деятельности в курсе естествознания профильной школы. Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Международной научно-методической конференции. Москва: МПГУ, 2019. С. 350–352.

4. Дюкова, С. Е. Критическое отношение к информации в условиях современной информационной среды: модели заданий. География в школе. 2017. № 7. С. 45–52.

5. Исаева, С. Э., Оказова, З. П. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в современной школе [Интернет ресурс]. АНИ: педагогика и психология. 2018. № 3 (24). С. 112–114. Доступно по адресу: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-i-issledovatelskoydeyatelnosti-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole/viewer "

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.