Семинар-практикум для старшеклассников «Исследовательская деятельность старшеклассников»
Сергиенко Ольга Владимировна
«Исследовательская деятельность обучающихся»
семинар – практикум для старшеклассников
Наверное, для каждого из нас однажды наступает время, когда мы задумываемся о себе, своей жизни, своей судьбе. И время это пришло для вас – старшеклассников. У вас в ближайшей перспективе – окончание школы, а думать нужно именно сейчас о том, что будет дальше с вами, после школы. Наверняка вы будете учиться, чтобы получить профессию, а потом продуктивно работать. От этого будет зависеть ваш социальный статус, ваша успешность.
Всем понятно, что наша страна пока еще в чем-то отстает от многих развитых стран мира, поэтому в последние десятилетия активно реализуются различные реформы. Но никакие реформы не пойдут, если к этому не будут готовы люди, т.е. вы - будущие кадры. А готовиться к этому вы должны еще в школе. Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Глобальные изменения во всех сферах современного общества требуют пересмотра прежних ценностных приоритетов. В настоящее время особое значение приобретает стремление и способность личности исследовать новизну и сложность изменяющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные продукты деятельности.
Требования к уровню подготовки школьника повышаются с каждым годом.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными источниками знаний,
уметь конспектировать научные статьи,
составлять тезисы,
сравнивать и сопоставлять различные источники по одной и той же проблеме,
рецензировать исследования других учащихся,
систематизировать материал,
составлять схемы, таблицы,
свободно излагать результаты исследований.
Мир шагнул в постиндустриальную – информационную стадию развития. На этой стадии решающим становятся знания, в том числе и умение добывать информацию, осваивать и применять её на практике. Проще говоря, в настоящее время процветают те фирмы, участники которых больше производят идей (знаний) и самостоятельно реализуют их. Чтобы устроиться в наше время на престижную работу, нужно обладать определенными навыками реализации своих знаний, т.е. уметь представлять свои идеи. А любой навык формируется только в результате конкретной деятельности.
Итак, научно – исследовательская или проектно – исследовательская деятельность, что это такое?
Все начинается с выбора темы.
1.Темы могут быть
фантастические (о несуществующих объектах и явлениях),
экспериментальные (проведение собственных наблюдений, экспериментов), теоретические (изучение сведений, фактов, материалов из различных источников).
Выбираете то, что наиболее интересно, о чем бы хотелось узнать более глубоко. Направления исследований: живая природа, культура, человек, земля, наука, техника, вселенная.
2. Цель исследования.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем вы его проводите.
3. Задачи исследования: задачи описывают шаги, уточняют цель.
4. Гипотеза исследования – это предположение, догадка, не доказанная логически, не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
5. Организация исследования. Составление плана. Чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Определить какие способы можно использовать, а потом их выстроить по порядку.
6. Методы:
Подумать самостоятельно и зафиксировать это в нескольких предложениях.
Спросить у другого человека.
Получить информацию из книг, записать важную информацию.
Просмотр кино, телефильмов по этой проблеме, записать то необходимое, что узнал, указать фильмы.
Найти информацию в интернете.
Провести наблюдения, записать интересные, удивительные факты, парадоксы.
Провести эксперимент – самый главный метод познания в большинстве наук.
Этапы исследования.
Выявление проблемы
Определение направлений исследования (основные вопросы, ответы на которые вы хотите найти)
Выбор темы исследования (обозначить границы)
Выработка гипотезы.
Определение последовательности проведения исследования.
Сбор и обработка информацию
Анализ и обобщение полученных результатов, материалов.
Подготовка отчета
Доклад (защита результата публично перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы).
Подготовка к защите исследования.
Собраны все сведения, проведены наблюдения, эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого необходимо:
Дать определение основным понятиям (краткие, точные характеристики предметов) с помощью различных приемов (описаний, разъяснений, характеристик, сравнений)
Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события.
Выявить и обозначить парадоксы.
Ранжировать основные идеи по важности.
Предложить сравнения и метафоры.
Выработать суждения, умозаключения. Высказать собственное суждение о том, что исследовалось.
Сделать выводы, подвести итоги.
Указать возможные пути дальнейшего изучения предмета(явления) которое ты исследовал.
Подготовить текст доклада, подготовиться к ответам на вопросы: почему избрана эта тема? Какой была цель? Какие задачи ставились? Какие гипотезы проверялись? Какие использовались методы, средства? Какие результаты получены? Какие выводы сделаны? Что можно исследовать еще в этом направлении?
Приготовить макеты, схемы, чертежи, рисунки, фото для иллюстрации результатов исследования.
Общие направления исследования.
Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование.
Человек: происхождение человека, медицина, психология человека, деятельность человека.
Выдающиеся мыслители. Общество. Цивилизации. Государства и страны. История. Государственные деятели.
Экономика.
Культура: образование, язык, религия, искусство.
Земля: география, строение земли, климат
Вселенная: галактики, планеты, звезды, инопланетные цивилизации.
Наука.
Техника.
Правила оформления научной работы.
Титульный лист.
-
-
где выполнена работа,
название темы,
автор,
научный руководитель.
-
Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по теме исследования.
Материалы и методы исследования.
Результаты исследования
Обсуждение полученных результатов.
Выводы.
Список литературы
Приложения (таблицы, графики, рисунки)
План выступления школьника – исследователя.
Тема исследования
Цель исследования
Научный руководитель
Характеристика исследуемых явлений.
Способы проведения исследований
В содружестве с кем проводилась работа.
Использованные приборы, материалы, оборудование.
Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Создание проекта начинается с идеи. Идея должна быть реальная, которую можно воплотить в жизнь, интересная, новая, дающая определенные результаты.
Привести в пример проекты, написанные учителями, которые выиграли гранты.
Для чего проводится сегодняшний семинар? Вы поняли, что научно-исследовательская и проектная деятельность, если к ней подходить серьезно и неформально занимает время. Школа предоставляет ежегодно свободный от занятий день, чтобы подвести итоги. Это День Науки и Творчества. Но работу нужно начинать заранее, возможно прямо сейчас. Прошлая конференция показала, что нам еще нужно учиться и главное серьезно относиться к этому. Вы скажите, зачем утруждать себя еще и этим и так уроков много и так далее. Я как раз начала нашу беседу с того, что изменились приоритеты в нашем мире. У каждого школьника было ученическое потфолио, куда складываются все достижения.