Повышение профессиональной компетентности учителя через организацию исследовательской деятельности старшеклассников
Повышение профессиональной компетентности учителя через организацию исследовательской деятельности старшеклассников
Нурисламова З.З., учитель английского языка
МОУ «СОШ №15» Советского района г.Казани
''Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.'' К.Д. Ушинский
№1. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
№2. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования
№3. Задача реализации компетентностного подхода к образованию школьников решается в 2-х направлениях:
В области содержания образования (в связи с чем разрабатываются и внедряются стандарты образования 2-ого поколения, в основу которых должен быть положен компетентностный подход);
В области технологий обучения и воспитания школьников.
№4. Согласно целям и задачам современного образования существенно меняется и характер педагогической деятельности. Современная педагогическая практика требует от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его компетентности, перспектив роста.
№5. Проблема определения профессиональной компетенции учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция» так же, как нет единого подхода к определению «профессиональная компетентность учителя».
№6 Ряд ученых (Е.Н.Соловова, В.В.Сафонова, К.С.Махмурян) указывают на то, что профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность личных качеств и профессионально–педагогических компетенций, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
№7. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта и т.д.
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
№8. Что же помогает развиваться специалисту? Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата… А не есть ли все это ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Мотивируют учителя достижения учеников, таким образом, профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.
Исследовательская деятельность - взаимообуславливающий процесс:
- учитель формирует исследовательскую позицию и направляет исследовательскую деятельность ученика;
- исследовательская работа учителя отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся.
№9. Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса. Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога? В основном, различные формы мини-исследования в рамках классно-урочной системы. Формы работы: индивидуальные или мини групповые; творческие работы могут быть проблемно-реферативными, экспериментальными, описательными, исследовательскими. Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet). Проблемы - близкие пониманию подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Главное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Лучшие работы представляем на научно-практических конференциях и конкурсах проектов
Таким образом, исследовательская деятельность является отличным условием для профессионального роста педагога. Именно условием, а не показателем. Исследовательская деятельность будет только тогда полезной и нужной, когда подстегивает идти дальше в своем совершенствовании.
№10. Как это возможно для современного педагога? Можно определить 4 направления исследовательской компетенции педагога:
- узко специальная компетентность (повышение профессионального уровня в рамках своей специальности (предмета), т.е. я, как учитель английского языка
- методическая компетентность (как совершенствуется твоя методика преподавания: что удается? над чем стоит поработать? какие приемы, методы и техники, применяемые тобою, способствуют повышению качества знаний учеников? Сравнивай работу по четвертям, полугодиям, за год... соотноси, делай выводы; здесь тоже актуальна работа над темой по самообразованию, если она носит методическую, а не предметную основу);
- социально-психологическая компетентность (проследи свое совершенствование как психолога: насколько профессионален твой язык.
- аутопсихологическая компетентность (полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года.)
№11. Итак, профессиональная компетентность – это обобщенная профессионально-личностная характеристика педагога. О профессионализме было сказано уже много, а вот о совершенствовании личностных качеств… Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но формирует (развивает) такие важные качества как трудолюбие, целеустремленность (кстати, у детей тоже) и чистоплотность (не в плане чистоты оформления собственных исследований, а уважение авторских прав, формирование собственной позиции, собственного видения проблемы, достижение собственного результата).
Последовательная методически грамотная работа по созданию условий для организации исследовательской работы учащихся приведет к росту успешности учебного процесса, что позволяет ожидать:
Создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников образовательного процесса.
Повышение образовательного уровня педагога.
Повышение культуры учебного и педагогического труда.
Повышение информационной плотности и эмоциональности урока, интенсификация процесса обучения в целом.
Повышение качества образовательного процесса.
Воспитание, развитие и социализация личности учащихся.