Авторская кукла
АННОТАЦИЯ
У всех в детстве была любимая игрушка. У девочек это, несомненно, кукла. В настоящее время на прилавках магазинов предлагается большой выбор игрушек на любой вкус. Но ширпотреб не смог окончательно вытеснить индивидуальную, авторскую куклу. Сейчас такая кукла переживает второе рождение. Я тоже решила уйти от однообразия и изготовить свою собственную авторскую куклу. Возможно, ее художественные достоинства будут не столь высоки, как у кукол известных мастеров, но это будет только моя кукла, с яркой индивидуальностью, характером.
Цель работы:
- создать индивидуальную авторскую куклу
Задачи:
- изучить историю возникновения кукол;
- познакомиться с техникой изготовления изделия;
- провести расход используемых материалов на изготовление куклы;
- составить фотогалерею о видах кукол;
- принять участие в различных творческих конкурсах.
Методы исследования:
- Изучение литературы по проблеме исследования;
- Анализ, синтез и обобщение материала;
-Привлечение дополнительных источников информации;
- Практический (изготовление куклы).
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
- История возникновения кукол.
Кукла появилась на свет едва ли не одновременно с человеком. Самыми древними считаются куклы, которые были найдены в Египте при раскопках. Их возраст составляет примерно четыре тысячи лет. Это были самые разнообразные куклы: с руками и ногами, сделанные из тонких палочек; без рук и ног, представляющие собой грубый чурбан. Иногда при раскопках встречались и очень хорошо проработанные куклы. Волосы древних кукол были сделаны из нитяных или деревянных бус. Изготавливали кукол для служения символам культа, а также в разных обрядах. В Древней Греции и Риме молодые девушки кукол хранили до самого замужества. После замужества куклы приносились в дар Венере Афродите. Кроме ритуальных кукол в Древнем мире также были известны и игровые куклы. Как правило, древние игровые куклы изготавливались из дерева и глины.
В 16 веке возникло ремесло и изготовление кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, т.к. эти игрушки были своеобразными моделями и глянцевыми журналами того времени: матери изучали по ним моду, а дочери- забавлялись. Аристократическая игрушка до 19 века сохраняет декоративно-прикладной характер.
Только в 19 веке возникла новая отрасль промышленности, которая занималась массовым производством игрушек. Спрос на игрушки возрастал по мере роста городов.
И вот настал момент, когда кукол можно было встретить ив бедной крестьянской избе, и в доме зажиточного горожанина, и в семье сеньора. Кукол делали вручную из самых разных материалов – от соломы, папье-маше, до драгоценного фарфора. Куклу передавали из поколения в поколение, любовались ею, доверяли самые заветные секреты.
Я решила окунуться в исторический мир кукол, узнать, где и когда рождались эти первые спутники человека.
Деревянные куклы. Промышленное производство игрушек началось только в начале 15 века. Произошло это в Нюрнберге, городе, где жили самые искусные резчики-механики Германии. Первые куклы были деревянными, но очень тщательно отделанными, в народной дорогой одежде. Довольно скоро кукольные головки стали делать не только из дерева, но и из алебастра, воска. Для мальчиков делали деревянные кони-качалки, солдатиков из олова, так искусно раскрашенных, что даже выражение лиц было разное.
Фарфоровые куклы. В 18 веке куклы начали изготавливать для взрослых дам. В Париже их наряжали в самые модные наряды и отправляли во все концы света, чтобы с них снимали фасоны, отделку и стиль. Такие куклы уже делали из дерева. На их головки, ручки шла тонкая кожа- искусно расписанная лайка. С открытием в Европе секрета фарфора кукольные головки и ручки стали фарфоровыми.
Пластмассовые куклы. Развитие игрушек идет в ногу с современными технологиями. К концу 19 века куклы научились «говорить», закрывать глазки, ходить за ручку. Как только были открыты первые виды пластмасс, их стали использовать для изготовления кукол. Пластмассовых псов-младенцев можно было купать.
Тряпичные куклы. Вполне возможно, что первые куклы были придуманы не взрослыми, а детьми, и были сделаны из тряпочек. В народе куклам не давали имен, как это принято было в городе. Имя, как слово, обладающее вещественным смыслом и магическим значением, могло быть использовано как во благо, так и во вред, а озвучивать его может и друг, и недоброжелатель. Имя куклы связывало ее с человеком, носящим это имя, а значит, через куклу можно влиять на человека. Также, чтобы защититься от злых сил, кукол оставляли безымянными, и если и давали им имена, то «безликие», нарицательные – «матрешки», «ляльки». Часто их называли просто «куклами», отличая, таким образом, от других игрушек. Кукла часто служила оберегом для ребенка.
С защитой от злых сил связан также и обычай не изображать черт лица у кукол. Глаза, уши, рот, пусть и нарисованные, являются своеобразными вратами, связывающими наш мир с потусторонними силами. А, значит, кукла с глазами или ртом, попросту опасна для ребенка. Безликость куклы сохраняет ее цельной, закрытой от этого мира, от человека. Она слепа, нема и глуха, и только она может сохранить тайну семьи.
К концу 19 века возникло и усилилось стремление сделать куклу более похожей на человека. Безликая фигурка больше не несла сакрального смысла, теряла свою обрядовую роль. На первый план вышла игрушка, сделанная для развлечения. Лицо становится важным элементом облика куклы, ее черты все больше приближается к реальности.
В настоящее время в стране и за ее пределами функционирует большое количество музеев кукол. Один из них был создан талантливой театральной художницей Юлией Вишневской, которая обнаружила однажды среди старых, забытых вещей антикварную куклу. Это послужило началом интереснейшего увлечения, которое вскоре превратилось в главное дело жизни Юлии Вишневской. Она стала собирательницей раритетов, антикварных кукол, изготовленных не позже 20 века. Так более 15 лет назад сложилась коллекция, ставшая сегодня одной из самых значимых в мире. Именно Юлия Вишневская стояла у истоков профессионального коллекционирования в России кукольного антиквариата.
В 1996 году Юлия открыла первый и единственный в стране Музей Уникальных Кукол. Он сразу стал достопримечательностью и одним из центров культурной жизни столицы, подарив людям возможность увидеть и оценить кукол, являющихся подлинными произведениями искусства. Коллекция музея постоянно пополняется. Нередко кукол дарят их владельцы, желающие, чтобы их «подопечные» обрели в музее новую жизнь. Куклы тщательно реставрируются, одеваются в одежду, соответствующую эпохе их рождения, а затем они обретают свое место в экспозиции музея. Был случай, когда пришедшие ранним утром на работу сотрудники музея нашли у двери уникальную немецкую куклу 19 века. Имя дарителя осталось неизвестным.
Как воспитывались наши прабабушки и прадедушки, во что играли дети прошлых столетий, какие шедевры были созданы великими мастерами- обо всем этом можно узнать из экспозиции музея. В его витринах расположились старинные «барышни» родом из Франции, Германии, Англии, Голландии, Росии, Японии. Широко представлена их одежда и обувь, шляпки и зонтики, украшения и дополнения к нарядам, предметы быта, столовое серебро и сервизы, миниатюрная мебель.
- Практическая часть.
Я решила изготовить куклу из ниток, так как у меня дома имеется большой выбор разноцветных шерстяных ниток для вязания. Начала работу с поиска в интернете, книгах, журналах описания простейших приемов изготовления разнообразных кукол. Опыта изготовления кукол у меня не было, поэтому решила изготовить несложную в исполнении куклу. Подобрав нужные материалы, я доверилась своей фантазии и приступила к работе.
Практически любую куклу можно сделать из подручных материалов. Мне для работы понадобились следующие материалы и инструменты:
-шерстяная пряжа разных цветов;
-пуговицы;
-плотный картон;
-ножницы;
-толстая игла с большим ушком;
-супер-клей.
Приемы работы:
- Выполнить помпон из белой пряжи для изготовления головки куклы, сделать еще два маленьких (диаметром 10мм) помпона для рук. Для выполнения помпонов надо вырезать из картона две одинаковые детали в форме колец, совместить 2 детали шаблона, обвить нитями, укладывая нитки как можно плотнее друг к другу. Когда шаблон будет полностью весь закрыт, сделать еще 2-3 слоя обвивки. По внешнему краю шаблона разрезать навивку по всему торцу шаблона. Между картоном протянуть сложенную вдвое нить, стянуть туго и завязать прочный узел. Теперь шаблон можно убрать. Чтобы придать помпону нужную форму, надо срезать лишние нитки.
- Намотать 2 пасмы из сиреневой пряжи: одну побольше, для юбки, вторую поменьше, для рук. Для этого надо взять полоску картона и выполнить 6-7 слоев навивки. Связать пасму с 1 стороны, а другую разрезать. Большую сиреневую пасму связать с одной стороны и разрезать с другой. Маленькую пасму не разрезать. Вставить маленькую пасму в середину большой, подвести ее к месту связывания, расположить так, чтобы ручки были одинаковой длины, связать пасму на талии. Связать маленькую пасму с двух сторон, отступив приблизительно 10 мм. Разрезать концы и вклеить в серединки манжет маленькие помпоны. Приклеить или пришить на место головку куклы. Закрепить на головке прическу и украсить ее бисером, цветами. Сделать и приклеить на личико куклы носик, глазки и ротик. Для устойчивости куклы была изготовлена подставка из пластиковой бутылки, обернутая гофрированной бумагой в тон платью. В середину подставки воткнут деревянный штырь, на который насажена кукла.
Успешное изготовление куклы натолкнуло меня на очередную идею. Я решила связать куклу из шерстяных ниток крючком. Для изготовления этой куклы мне понадобились такие инструменты и материалы:
- пряжа разных цветов;
- нитки;
-крючок № 2,5;
-игла швейная;
Приемы работы:
Выполнение куклы выполнялось крючком по схеме, преложенной в книге Аллы Зайцевой «Оригинальные куклы». Когда все детали куклы были связаны, я приступила к набивке всех частей тела ватой, затем соединила детали. В последнюю очередь была пришита голова, к которой предварительно присоединила глазки, ресницы, брови и губы. Пришло время украшать куклу. Из ниток желтого и оранжевого цвета я сплела косички и пришила их к головке. Из ярких разноцветных ниток связала рукава к платью, туфли, шляпку; все пришила к соответствующим частям тела незаметными стежками. Дополнила образ атласными бантиками, которые пришила к шляпке и туфлям. Кукла готова. Я назвала ее Даша.
3.Заключение.
Работа закончена. На выполнение первой куклы у меня ушло 3 часа, на изготовление второй я потратила несколько выходных дней, а сколько удовольствия я получила, это не измерить временем. Себестоимость изделия- 0 рублей, ведь куклы были изготовлены из имеющихся дома материалов: остатков ниток, старых пуговиц, остатков бисера. Каждая кукла – это не только интересный экземпляр в интерьере моей комнаты, но каждая из них может стать еще и отличным подарком родственникам, друзьям.
Принято считать, что авторскую куклу человек, не бравшийся за это, просто не сможет. Но что такое авторская кукла? Это кукла, которую придумал и выполнил автор – то есть вы сами. Начиная с самого простого, доверьтесь своей фантазии и вкусу- и ваш дом наполнится необыкновенными жителями.
Список использованных источников
1. Авторская кукла. http://arttower.ru 30
2.Горичева В. С. Куклы/Художник В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999. — (Серия: «Бабушкин сундучок»).
3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детствопресс, 2011 г.
4.Культура русского народа. http://kulturanarod.blogspot.ru
5.Музей уникальной куклы. http://dollmuseum.ru/
6.Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru 7.Рукодельные фантазии. http://handfantasies.blogspot.dk. rukukla ca. ru
8. Алла Зайцева "Оригинальные куклы".