ПРОЕКТ
КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ
Проектно - исследовательская работа по теме:
«Куклы - обереги».
Тип работы:
Информационно – исследовательский.
Монопредметный.
Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, исследовательские.
Цель:
Изучить историю и процесс создания игрушки.
Изготовить куклу оберег.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучение истории родного края.
Изучение литературных источников о куклах оберегах.
Выполнение куклы оберега.
Теоретическая часть проектно – исследовательской работы
Содержание:
Актуальность проекта
Размышления очевидцев и старожилов.
История возникновения игрушки
Куклы обереги
Материалы и инструменты, используемые при выполнении оберега
Технологическая карта
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Актуальность проекта.
Народная игрушка имеет глубокий смысл. Игрушка – это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека. «С чего начинается становление и развитие человека, в чем прежде всего проглядывается его будущий характер? С игры и в игре. Более того, с выбора игры – в войну или шахматы, в футбол или в театр… Человек пробует себя в игре, находит или не находит – и это определяет в конечном итоге его судьбу…» Жизнь как игра, игра как способ жизни.
Игрушка - это оберег обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других материалов - это очень добрая и полезная игрушка. Вся работа делается вручную. Именно это делает ее неповторимой. Сделать самодельно игрушку совсем не трудно, стоит только захотеть.
Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать.
Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени.
Традиции – это своеобразный способ накопления социального опыта людей, причем лучшего для определенного периода времени, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически из одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффектное средство формирования личности.
Я, например, именно по этой причине заинтересовалась таким древним народным промыслом. Знаю, что различных кукол-оберегов существует больше 90 видов, но я пока освоила только небольшую часть. Сначала просто крутила кукол, а потом, куклы стали "открываться". И стало понятно - почему делали так, а не иначе, почему использовали именно этот цвет или материал.
В народной кукле заинтересовал, в первую очередь, ее духовный мир, общечеловеческие ценности, которые просто и ясно передавались из поколения в поколение.
Объектом исследования является игрушка.
Предметом исследования является процесс создания игрушки.
Цель работы: изучить историю и процесс создания игрушки.
Для детального исследования и изучения народных русских традиций мной был проведен опрос мнений жителей Кипчаковского сельского поселения. Для этого всем задавались одни и те же вопросы:
- Какую игрушку Вы предпочитаете?
А) покупную Б) сделанную своими руками
- Почему?
Целью опроса являлось изучение мнений разных слоев населения о том, какие игрушки жители Кипчаковского сельского поселения предпочитают.
Результаты исследования
Выборочный срез мнений представителей различных возрастных и социальных категорий респондентов показал, что подавляющее большинство предпочитают игрушку, сделанную своими руками 62%. Считают, что такие игрушки не требуют больших материальных затрат, их можно легко и быстро сделать своими руками. Они - неповторимые и второй такой же игрушки нельзя найти. А самое главное они несут в себе тепло души человека. Покупным игрушкам отдают предпочтение 34%.Объясняют это тем, что в продаже имеется огромный выбор игрушек с использованием новых современных технологий. И 4% воздержались в своем выборе. Связано это с финансовыми возможностями.
Таким образом, социологическое исследование определило актуальность темы проекта.
Мне было интересно узнать мнение старожилов и жителей Кипчаковского сельского поселения о традиционной народной игрушке. Размышления старожилов и жителей селаОдна моя знакомая, которая была больна, пришла ко мне и говорит: Я знаю, что ты делаешь куклы-обереги. Слышала, что они хорошо помогают людям. Сделай такую куклу, может быть, мне хоть немножко станет легче…» Я ей сделала куклу-травницу, которая набивается полезными сушеными травами: душицей, мятой, лимонником, крапивой. Когда такую куклу шевелишь, она издает не только успокаивающий звук, но и сильный аромат. Конечно, это полезно для здоровья. И моя знакомая поправилась.
Поможет ли кукла? Представьте, что Вы хотите чего-то достичь, но ничего при этом не делая. Также и с куколкой. Если Вы решили что-то сделать, поручили куколке заняться этим, а сами забыли про все, то потом долго всем можно рассказывать, какая бесполезная у Вас кукла. Кукла не поможет, если на неё переложить всю ответственность, а самим ничего не делать. А если Вы будете работать для осуществления Вашей цели, но и куколку при этом попросите помочь – вот тогда она Вам «поверит» и поможет обязательно. Я считаю, что обязательно нужно надеяться на себя. А кукла – это символ благополучия. И вот у нас дома вот уже много лет сохранилась такая кукла «Хозяюшка – Благополучница»
О кукле-обереге я вспоминала и тогда, когда хотела избавиться от какой-нибудь напасти. Ее три раза поворачивала против часовой стрелки, приговаривая: "Отвернись злом, повернись добром". Именно поэтому раньше почти в каждом доме была кукла оберег «Берегиня». Еще В. Гюго писал: "Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей". А у меня и сейчас сохранилась такая кукла.
В нашей семье на видном месте всегда стояла Кукла Крупеничка. Именно она считалась символом достатка и богатства семьи. Еще моя бабушка рассказывала, что такие куклы были почти в каждой семье. Наполняли ее пшеницей. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая.
Бабушка (притча)
Эту историю рассказала мне моя бабушка, а ей в свою очередь ее бабушка.
У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
- Никакой красавицы у нас нету!- ворчала она.- Вон у соседей- у тех правда красавицы дочери. А у нас - девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые , бедные и богатые, свои и чужие- все любили Крупеничку за ее доброе сердце.
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.
- Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.- Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий - коричневый, как сосновый ствол.
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.
А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой - спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.
Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
-Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок - низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами- и говорит Варварушке:
- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
- А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
- А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
-Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах- помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа- он кусты раздвигает, где собаки злы- он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам - нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
-Ну, теперь, мамушка, не зевай!,-говорит ей старичок, -Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.
-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели басурманы- велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:
- Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.
- Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:
- Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников. И всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой вправую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом - вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный - и перед ним опять стоит мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена - не оторвешь.
Спросил ее старичок:
- Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?
- А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, - поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!
Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:
Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!
История возникновения ИГРУШКИ
Игрушка имеет очень древние корни. Она сопровождала человека на протяжении всей жизни. «Потешка» (так называли игрушку) была не только игрушкой, но и оберегом, защищающим от злых сил. С самого рождения детскую колыбель обвешивали пёстрыми лоскутиками, колокольчиками, звенящими кусочками металла. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свёрнутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки пеленали и завёртывали. Куклы-игрушки были в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни, ведь дети начинали их вертеть с пяти лет.
Кукла - это
1. детская игрушка в виде фигурки человека.
2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-н. руках (перен.).
3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.
В словаре В.И.Даля сказано: КУКЛА ж. куколка, кукляшка, -шечка ж. кукленок, -ночек м. умалит. сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая илн повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения. | У валялыциков и др. мастеровых: болван, форма. | Пск. около 20 фунтов чистого льна, в связке. | калужск. орл. завертка, закрутка, закрута в хлебе, завой колосьев знахарем, колдуном, на порчу и гибель того, кто снимет куклу. | В конном вороте, куклы, брусья, на коих висит беседка погонщика. Выпускная кукла, механическая, что сама бегает, живая; | *щеголеватая, но глупая или бездушная женщина. Одеться куклою, шегольски. Ворочается солдат направо, и делает кукла лесная все браво! приговаривает поводильщик медвелю. Куколка умалит. Ты моя куколка досужая! ласка, похвала. | Насекомое, в предпоследней степени развития своего, в состоянии замирания: первая степень яичко, вторая гусеница, третья личинка, или куколка, четвертая мотылек, муха и пр. Кукла сл. переводное, сбивчивое и лишнее: гусеница (Rauре; сhenillе) и личинка (Lavrе, Рuрре; nутрhа, сhrysalidе). Чtртова кукла! бранное Хорош: перед чертом - куколка! Куклин, кукле прнадлежщ., как бы принимая ее за уечто живое. Кукольный, к куклам относящ. Кукольный театр? представление посредством кукол. Кукольная комедия, то же: говор. о какой либо притворной и пошлой человеческой проделке. Кукольник м. -ница ж. кто делает куклы, игрушки. Кукольначать, заниматься куклами, играть ими.
Куклы-обереги
Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.
Лоскутные куклы-обереги. Это небольшие куколки, которые могут быть везде - в карманах, во всех уголках дома, в машине, и везде где вы придумаете. Делать их можно по-разному.
Роль цвета:
1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.)
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь.
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.
Куклы-обереги, встречающиеся в Кипчаковском сельском поселении:
Десятиручка
Это многорукая кукла "Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.
Крупеничка
Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
Кубышка-Травница
Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница
Коляда
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
День и Ночь
Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.
Колокольчик
Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Девка-Баба
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
Веснянка
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной
Кувадки
Куклы вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов.. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.
Пеленашка
В русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы защитить ребенка, куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.
Подорожница
Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница - верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.
Свадебная кукла
Неразлучники
Кукла Неразлучники символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась.
Метлушка
Когда хозяйка дома решала, что дом "засорился" негативом (ссоры, сглазы, порчи, болезни, дурные поступки и мысли жильцов и гостей, то брала куклу-Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краев к центру, сметала "мусор"-негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После чего тряпица или бумажка собиралась в комок и выбрасывалась или сжигалась. Обычно обряд очищения проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Перед обрядом в доме необходимо было убраться. После обряда очищения дома - сразу чувствуется разряженная атмосфера, становится легче дышать и отношения между членами семьи становятся гармоничными. Обряд можно проводить каждый месяц - тогда в доме не будет накапливаться негативная энергетика.
Кукла-скрутка на пуговице
Столбушка
Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.
Хозяюшка - Благополучница
На Счастье
В кукле Счастье главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно. Кукла на счастье имеет своеобразные лапоточки, которые помогают ей на пути поиска вашего счастья, потому что путь бывает долгим.
Она умиляет и трогает всех, кто ее видит впервые. В нее можно и играть не боясь, что она раскрутиться, как в варианте народных кукол закруток, которые должны только стоять на почетном месте. Можно носить такую куклу на счастье как талисман в качестве брелков на сумках и мобильных телефонах. Ее можно поставить на рабочий стол или тумбочку.
Кукла на счастье является и забавной милой куколкой, и талисманом, и вашей помощницей на пути к достижению цели, и надеждой на самое прекрасное будущее.
Материалы и инструменты, используемые при выполнении куклы
Материалы |
Инструменты |
Ткань |
Ножницы |
Нитки |
Игла |
Лента |
|
Шнурок |
|
Крупа |
Технологическая карта изготовления куклы Крупеничка.
Крупеничка (Зерновушка, Горошинка) — кукла, набитая крупой. Это образ хранительницы достатка в доме. В основе куклы — маленькая киса (кожаный или холщовый мешочек с круглым дном, горловина которого затягивался веревочной петлей). В наши дни кукла Крупеничка переживает второе рождение как тактильная игрушка — развитие пальцев рук ребенка влияет на активность и беглость его речи.
Берем прямоугольный лоскут отбеленного льняного или хлопкового полотна размером, складываем пополам и сшиваем сметочным швом.
Заполняем мешочек зерном, горловину затягиваем, свободные концы шнурка завязываем и маскируем — основа куклы готова.
Отступаем от горловины вниз примерно на треть высоты основы и обматываем суровой нитью — выделяем голову.
Из лоскута сворачиваем плотную скатку — руки, сверху накручиваем другую ткань — рукава рубашки — так, чтобы выступали ладошки; накладываем по 2—3 плотных витка нити и крепим узлом, края отгибаем в виде оборок. Руки прикрепляем к туловищу (обмотка по туловищу спереди и сзади крест-накрест).
Подбираем лоскут яркой ткани, складываем пополам и в середине делаем разрез - пройму, натягиваем сарафан на куклу, оглаживаем вдоль основы и фиксируем витками прочной нити, или ленты. Костюм можно дополнить лентами.
Готовим головной убор: повязываем платок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития куклы берет свое начало с давних времен. Возникновение куклы связано с появлением человека.
Игрушка – это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека.
Куклы, в старину, играли огромную роль:
они были участницами многих праздников;
были оберегами;
являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода;
ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа.
тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.
Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми. При изготовлении кукол человек передает кусочек души и добрых пожеланий
Литература:
Жадаева А.В.Технология «Творческие проекты: организация работы». Волгоград: Учитель 2011г.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, 2010г.
Уханова И.Н. «Игрушки», СПб: Изд-во Гос Эрмитажа, 2011г.
Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В.«Организация проектной деятельности в школе; система работы, Волгоград, 2010г.