Проектная работа на тему: «История возникновения и значение куклы. Кукла-оберег»

5
1
Материал опубликован 29 October 2017

Проектная работа на тему:

«История возникновения и значение куклы. Кукла-оберег.»

Исследовательская работа

ученицы 2 «Г» класса Волобоевой Арины

Научный руководитель: Гурьянова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

Саратов

2017 года

Содержание

Введение. ………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть.

  1. Что такое кукла?....................................................…………………4

    История возникновения куклы…………………………………....4

    Типы тряпичных кукол…………………………………………….5

Глава 2. Практическая часть.

  1. Музей этнографии – «дверь» в мир традиционных кукол……...7

    Технология изготовления куклы-оберега «Куян»……………….8

    Значение куклы «Куян» для человека…………………………...10

    Практическое значение исследовательского проекта…………...11

Заключение………………………………………………………………..11

Список используемой литературы……………………………………… 12

Введение.

Выбранная тема особенно интересна потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Игрушки окружают нас с самого раннего детства. И моей любимой игрушкой стала кукла. Особенно привлекает внимание и зачаровывает кукла, сделанная своими руками. Это в основном народные куклы, в которых отражена культура и самобытность разных народностей. В наше время интерес к народной кукле возрастает.

Цель работы: изучить технологию изготовления куклы и понять ее значимость для человека. Для выполнения поставленной цели нужно было решить такие задачи:

воссоздать историю возникновения куклы

определить типы кукол

сделать своими руками куклу-оберег

Использовала методы:

-поисковый. Прочитала литературу, журналы, изучила историю кукол из энциклопедий и интернета.

- практический. Сделала куклу-оберег своими руками.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.Что такое кукла?

В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла дает выход эмоциям человека и носит в себе тайные свойства, например, оберегает.

1.2.Истории возникновения куклы:

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Славянской кукле около тысячи лет. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал из которого они были сделана недолговечен. Кукла была непростой игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла отгоняет злые духи и оберегает ребенка. Часто куклу делали безликой, чтобы в ней не могла поселится нечистая сила. Нет лица – нет души.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме.

Кукла чучело-оберег

Обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали свои черты тряпичной кукле. Вот несколько видов тряпичных кукол:

1.3. Типы тряпичных кукол

Куклы-обереги – самые охранные куклы. Они выполнялись без иглы и ножниц, а ткань рвали. Их называли «рванки».

Куклы-берегини – сберегали людей. Такую куклу дарила мать дочери перед свадьбой, или сыну перед походом в армию.

Обрядовая кукла

Еще одной тряпичной куклой, образ которой дошел до наших дней - кукла «Масленица». Ее мы сжигаем на проводах зимы. Этот праздник уходит корнями далеко в историю и воспроизводит языческие традиции, которые долгое время существовали на Руси.

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Глава 1. Практическая часть.

1.1.Музей этнографии – «дверь» в мир традиционных кукол

В нашем городе есть музей этнографии, в котором можно не только увидеть куклы в народном стиле, а самим сделать такую куклу.

Мы с мамой посетили этот прекрасный музей, в котором отражена культура и традиции народов саратовской области. Нам посчастливилось попасть на мастер-класс по изготовлению куклы.

И я на практике поняла и ощутила всю значимость и духовность куклы-оберега в нашей жизни. Мы с мамой делали куклу-оберег «Куян» или его еще называют «Куянчик».

2.2. Технология изготовления куклы-оберега «Куян»

Куянчик делается очень просто: лоскутки ткани, веревочки(нить) и зерно или леденец, чтобы положить в мешочек куклы. Теперь мы с мамой, когда нас что-то расстроит или рассердит, будем сжимать эту куколку в кулачок и сливать всю отрицательную энергию на нее.

Кукла-оберег «Куянчик» - это кукла «рванка». На первом этапе создания такой куклы я взяла длинный лоскут ткани (это может быль любая натуральная ткань) и скрутила ее по всей длине. Получилась скрутка толщиной 2 см. Высота такой куклы должна быть с ладонь.

Можно либо сразу использовать для скрутки лоскут ткани красного цвета, либо обмотаться скрутку тканью красного цвета и перевязать красной нитью. Материалы для изготовления любой куклы оберега обязательно включали в себя красный цвет, обережный цвет. Красный цвет мы можем видеть на любой старинной кукле.

Из треугольной формы лоскута ткани делаю платок моей кукле. Платок делается такого размера, чтобы он свободно завязывался сзади. И так же перевязываем красной крепкой нитью.

Мой «Куянчик» одет в клетчатую юбку. Она делается из лоскута ткани шириной 2/3 высоты куклы и шириной, чтобы запахивалась сзади внахлест примерно на один см.

Передник должен выделяться на фоне юбки, поэтому я выбрала ткань пестрых цветов. Также я сделала моему «Куянчику» мешочек, в который положила крупу и леденец. Этот мешочек делался для того, чтобы кукле не было плохо, когда она накопит в себе плохие эмоции и болезни и человек выбросит ее. То есть проводит в путь дорогу.

Вот такая кукла-оберег «Куян» у меня получилась. Этих кукол делали в чистый четверг и хранили в доме. Люди сбрасывали на нее плохие эмоции и болезни.

 

1.3. Значение куклы «Куян» для человека

«Куянчик» – целительская удмуртская кукла, название ее происходит от слова "сбрасывать". В нее «сбрасывали» болезни и плохие эмоции. Кукла их накапливала в себе, а потом ее выбрасывали в овраг или сжигали.

Это мой «Куянчик»

Это мой и мамин «Куян»


 


 

1.4.Практическое значение исследовательской работы


 

1. В результате моего исследования можно сделать вывод, что кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и особенности того народа, где она создавалась веками.

Традиционная тряпичная кукла в современной России получила свое новое возрождение. Интерес к ней возрастает, а значит укрепляет связь современных людей со своей историей, культурой и историческим наследием народа.

2. Результаты моего исследования и его практическая часть (изготовление куклы) могут быть использованы на уроках технологии и окружающего мира в школе. Это позволит детям не только интересно провести время, но и своими руками прикоснутся к нашей истории и самобытной культуре.

Заключение.

Куклы неотъемлемая часть человечества. На протяжении многих веков, она сопровождает нас по жизни.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.


 

А самое главное куклы и их история это сохранение традиций.


 


 

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов


 

1.“Краеведческие записки’’ –№ 2, 2000 г.

2. Журнал “Дошкольный очаг’’ – №1, 2002 г.

3. Журнал “Народное творчество’’- №4, 2000 г.

4. Журнал “Народное творчество”- №2, 2001г.

5. Журнал “Народное творчество”- №2, 2002 г.

6. Журнал “Народное творчество”- №6 ,2002 г.

7. Голдовский Б.П./ Ред Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстративная энциклопедия «Художественные куклы». -М.: Дизайн Хаус, 2009

8.Зимина З.И. – Текстильные обрядовые куклы. М.: Ладога – 100, 2007.

9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Интернет- ресурсы

http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm

http://www.kukolnihdelmaster.ru/istoriya_kukol

http://www.razumniki.ru

http://yandex.ru


 

13

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная работа! Молодцы!

29 October 2017