12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цехановская Ольга Борисовна2539
стаж работы в школе 28 лет.
Россия, Курганская обл., г.Петухово
Материал размещён в группе «Детское творчество»
18

Проектно-исследовательская работа «Волшебный мир куклы. Кукла - оберег»

Исследовательская работа

Тема: «Волшебный мир куклы. Кукла -оберег»


 


 

Автор: Такенова Дана Жакслыковна

Курганская область ,г.Петухово

Муниципальное бюджетное образова-

тельное учреждение Петуховская

средняя общеобразовательная

школа №1, Ученица 6 «а» класса

Руководитель: Цехановская О.Б.


 


 


 

г. Петухово

2017 г.

 

Тема проекта:

«Волшебный мир куклы. Куклы обереги»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Актуальность

.В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Больше всего я люблю мягкие куклы, а также что-то маленькое, привлекательное и трогательное. И однажды в моей голове появился вопрос: почему какие-то вещи мне хочется использовать для игры, а какие-то не вызывают во мне никакого интереса? Я впервые задумалась об истории возникновения игрушек. Прежде всего, меня интересовали, конечно же, куклы.

В отсутствие в древности технологий сохранения больших объемов информации бесценным источником знаний о культуре является фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. Сначала она заинтересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение. У меня появилось желание отвлечь и друзей от импортных игрушек и открыть для них волшебный мир тряпичной куклы.

Проблематика проекта:

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, не все мои сверстники осознают ее важного места в культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Мой проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

Содержание работы:

Определение темы проекта

Постановка целей и задач работы

Изучение специальной литературы, поиск других источников информации

Изучение и изготовление различных видов кукол

Проведение социологического опроса в 3 классе

Подготовка презентации проекта

Проведение мастер-класса и изготовление кукол с учащимися начальных классов и одноклассниками.

Продолжение работы по изготовлению кукол.

Защита проекта на школьном конкурсе

Цель проекта:

Изучить историю появления кукол как важную составляющую культуры народов и развить интерес к теме проекта среди ровесников.

Задачи проекта:

1. Собрать информацию о роли и месте народных кукол.

2. Изготовить различные виды кукол.

3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности кукол, побудить сверстников прочитать представленные в ходе презентации проекта книги, найти другие издания на эту же тему.

1. Путешествие в древнюю Русь .

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

В кукольных забавах дети проигрывали разные деревенские праздничные обряды. Они очень серьезно относились к игре: сохраняли последовательность обряда, повторяли разговоры взрослых и исполняемые ими песни.

Взрослые всегда оценивали умение детей в изготовлении куклы, так как кукла выступала эталоном рукоделия. Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.

Своих кукол дети никогда не оставляли на улице, не разбрасывали в доме. Они берегли их в коробах и ларчиках, брали на посиделки, на жатву, в гости. Этих кукол клали им в приданое.

Куклы на Руси были обычно женского пола. В детских играх, когда нужны были куклы женихи или мужики, брали просто щепочку.

Обрядовые игрушки на Руси часто были свадебными атрибутами, потому что они наделялись магической силой плодородия.

2.Тряпичная кукла

Популярны были также тряпичные куклы. В некоторых домах их накапливалось до ста штук. С пяти лет девочки уже сами могли сделать простую куклу. Они красиво наряжали своих кукол, делали им прическу. Но лица у традиционной тряпичной куклы не было. Это имело особый смысл: так она оставалась недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, была безвредной для ребенка. В то же самое время, таким образом, она могла быть многоликой, то есть и смеяться и плакать в зависимости от игровой ситуации.

Еще одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы. Они собирали их в небольшой мешочек и делали куклу. Таких кукол клали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал.

У каждого младенца в колыбельке была яркая куколка, которая охраняла его от сглаза. Такими куклами не играли, они являлись оберегами. Они хранились в сундуках и передавались, как правило, в день свадьбы.

Но были на Руси и простые игровые куклы, с которыми дети играли. Самой распространенной была кукла «стригушка». Она делалась из травы. Дети игрались ими в поле, пока мать работала.

3.Деревянная кукла. Такую куклу вырезали из дерева

4.Разновидностей кукол превеликое множество. Одни просты в изготовлении, другие требуют опыта и мастерства. Я начала делать куклы с семи лет, а мои далекие предки в крестьянских семьях, не имея других игрушек, брались за лоскутки гораздо раньше - с младенчества. Пока дети были совсем маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Но с пяти лет такую игрушку уже могла сделать любая девочка. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. ( Приложение)

5 Куклы обереги: берегиня

пеленашка

Игровые куклы:

закрутка, седьмая.

Куклы обрядовые:

крупеничка

мартеничка

Куклы других народов - Индийские куклы:

В Индии куклы делились на два вида : детские игрушки и куклы – антроморфные- имеющие магическое и ритуальное значение

Часто чтобы доказать правдивость своего колдовства шаманы использовали кукол и театральное исскуство.

Одно из самых ранних упоминаний о них найдено в записках европейского монаха-иезуита, наблюдавшего в 1655 году за знахарем из племени ирокезов.

Известны также случаи “вызывания” шаманом духа, являвшегося зрителям в виде маленького человечка: он выскакивал из-под земли. Сначала показывалась его голова, потом человечек высовывался до пояса, взмахивал руками и исчезал.

Социологический опрос:

Я решила провести социологический опрос в 3 классе и узнать какими игрушками играют дети, есть ли у них куклы и какие.? Слышали о куклах оберегах.? Были у них самодельные куклы.? Опрос показал ,что у нескольких ребят есть в доме домовята, а вот кукол оберегов нет ни у кого и такие куклы они не видели.

Я предложила провести мастер-класс и сделать куклы обереги из лоскутков. А так как я увлекаюсь вязанием ,я рассказала и показала технологию изготовления разных видов кукол. Ребята с интересом слушали меня, и каждый сделал себе куклу оберег. (приложение)

О своём увлечении я рассказала одноклассницам, девочки тоже заинтересовались этими куклами.

И я могу сделать Вывод:

Проведённый мастер-класс и социологический опрос в 3 классе показал, что многим учащимся не безразлична история создания кукол, особенно их заинтересовали куклы-обереги. Ребята с большим интересом слушали мой рассказ и с удовольствием сами участвовали в изготовлении этих кукол. И одноклассницы тоже отнеслись с интересом к моим работам. Теперь я уверенно могу сказать, что мой проект привлёк внимание других ребят ,а значит куклы наших предков будут не забыты.

А Изготовленные своими руками куклы-обереги я дарю родным и близким ,а так же друзьям.

Я думаю продолжить проект и создать другие виды кукол.

Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 21.03.17 в 18:50 2Ответить Пожаловаться
Как интересно! Спасибо за творческие работы!
Ефимова Алла Ивановна, 21.03.17 в 21:35 2Ответить Пожаловаться
Трогательно и миленько!!!
Пшеничнова Ирина Александровна, 23.03.17 в 00:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за разнообразные куклы-обереги. возьму на заметку. Ольга Борисовна, благодарю за полезный материал.
Цехановская Ольга Борисовна, 23.03.17 в 11:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзывы , очень приятно.
Медведникова Инга Николаевна, 26.03.17 в 20:38 1Ответить Пожаловаться
Интересная тема и классная работа!!!!
Цехановская Ольга Борисовна, 27.03.17 в 13:53 1Ответить Пожаловаться
Спасибо !

Отредактировано 27-03-2017 13:54

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.