Исследовательская работа «Далёких лет святая память»
Администрация Кожевниковского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Осиновская средняя общеобразовательная школа»
Научно- исследовательская конференция
Тема: «Далеких лет святая память»
Работу выполнила: ученица 8 класса
Брагина Александра
Руководитель: Демидович Лариса Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 3
Исследовательская работа стр. 4-8
Заключение стр. 9
Список литературы стр. 10
Приложение стр. 11-32
ВВЕДЕНИЕ
Школа. Она живет в душе каждого человека, которому посчастливилось учиться. Как вспоминает журналист Иван Алексеев: «В наше время кто-то смог прошагать по ступенькам 10 классов, кто-то только 7 , а кто и того меньше»
А время было трудное. Шла Великая Отечественная война. Эта тема была и остается животрепещущей, но сегодня в связи с происходящими событиями и приближающейся датой, она звучит особенно актуально. Поэтому я решила собрать, изучить материал о моей школе в годы войны.
Цель: изучить историю школы во время войны.
Задачи:
Изучить периодическую печать.
Изучить архивные материалы Кожевниковского района по этой теме
Взять интервью у старожилов с.Осиновка.
Выяснить, кто из учителей работал в годы войны.
Проанализировать документы музейной комнаты «Родник»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Прежде, чем начать свое исследование, я решила узнать, что ученики школы знают об истории школы во время Великой Отечественной войны. Для этого я провела анкетирование среди обучающихся 8-11 классов. Вопросы были следующие:
Что вы знаете об истории школы в селе Осиновка во время войны?
Сколько детей училось в школе?
Как питались, одевались ребята в это время?
Как школа была обеспечена учебными средствами?
Проведя анкетирование, я пришла к выводу, что нужно рассказать ребятам об истории школы во время Великой отечественной войны.
Данное анкетирование положило начало моему исследованию.
Исследуя материалы районного архива я сделала на основе их следующую таблицу
СПИСОК УЧАЩИХСЯ ОСИНОВСКОЙ ШКОЛЫ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
№ |
ФИО |
Год рождения |
класс |
Место жительства |
Образование после войны |
1 |
Колесникова (Набасова) Мария Николаевна |
1931 |
4 |
Осиновка |
Нет |
2 |
Хренова (Дерябина) Екатерина Романовна |
1930 |
3 |
Осиновка |
Нет |
3 |
Королева (Каскова) Анна даниловна |
1932 |
3 |
Начало |
Нет |
4 |
Гончарова Раиса Семеновна |
1932 |
3 |
Осиновка |
Нет |
5 |
Узгорова (Мангайзер) Людмила Кузьминична |
1932 |
1 |
Осиновка |
Нет |
6 |
Синиченко (Чепик) Екатерина Прохоровна |
1932 |
2 |
Осиновка |
Нет |
7 |
Кабашова Мария Дмитриевна |
1932 |
2 |
Осиновка |
Нет |
8 |
Попов Николай Иванович |
1931 |
2 |
Осиновка |
Нет |
9 |
Набасов Николай Андреевич |
1928 |
1 |
Осиновка |
нет |
И так, на основе таблицы и приложению к ней я пришла к следующему выводу, что в деревне Осиновка и Начало во время войны проживало 133 ребенка от 9 до 14 лет. Из них посещало школу 120 человек. Из 98 семей отцы и братья ушли на фронт. Основная часть ребят не продолжала учебу после войны.
Учащиеся Осиновской школы во время войны.
Далее я встретилась со старожилами села Касковой Анной Даниловной. Она вспоминает: «Мне было 9 лет, когда началась война. В классе учились ребятишки разного возраста. Чтобы начать новый учебный день, приходилось ждать рассвета, так как электричества не было. Одежду и сумку шили из холста, а на ноги надевали калоши, их в то время называли «шахтерами».
Жила Анна в д. Начало, а ходила учиться в Осиновку. В весеннее время вода разливалась, а идти нужно было 2 километра до школы. Вода набиралась в калоши и Анна вынуждена была возвращаться домой, поэтому много было пропусков и она по этой причине осталась на второй год. Не хватало школьных принадлежностей, но ребята старались учиться как можно лучше. Кому давалась учеба трудно, подтягивались после уроков.
Тимуровские команды помогали престарелым людям, вдовам, у которых мужчины погибли на фронте.
Вечером ребятам не разрешалось долго жечь лампу, поэтому зажигали бересту или открывали дверцу печки. При таком свете учили уроки.
Воспоминания Набасовой Марии Николаевны.
«Классы были большие, более 20 человек. Не хватало учебников, тетрадей, чернил, перьев. Единственным наглядным пособием была доска и мел. Чернила во время войны делали из сажи, свеклы, а перья из ивовых прутьев, а писали между строчками газетных статей, на бересте.
Школьники ходили на занятия впроголодь, полураздетые, полуразутые. В школе было часто холодно, поэтому занимались одетыми.
На большой перемене бегали покушать домой. Осенью ели морковь, капусту. В войну ели все, что росло в огороде и в лесу. Варили похлебку из лебеды, крапивы, лопухов. Весной в огороде собирали мерзлую картошку, её сушили в печи, затем толкли в ступе, сеяли через сито. Картофельную муку добавляли в тесто. Из муки, воды, молока варили затируху.
В лесу собирали саранки, медунки, ягоды – все, что годилось в пищу. Дети не знали вкуса сахара, конфет, фруктов. Не было ничего вкуснее хлеба, которого катастрофически не хватало.
А в летнее время ребята работали: садили табак, тяпали, срывали цветы, рубили и вешали на полки. Так как табак нужен был фронту.
Анна Каскова помогала разносить почту в Начало. Ведь во время войны люди с нетерпением ждали вести с фронта. Кроме писем мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом, так как мы были и почтой и скорой помощью. В 4 письмах радость, а в 5 похоронка. Это великое горе. Мы пряча глаза глотали слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо».
Воспоминания Хреновой Екатерины Романовны: «Осенью мы дергали лен. За это нам давали 150 граммов хлеба и 1 ложку меда. А хлеб состоял из отходов, жебрея. Дети пухли от этого хлеба. Все время хотелось кушать. Вместе со взрослыми ездили за дровами на корове, так как другого транспорта не было. В хозяйстве держали поросенка, но себе не оставалось мяса. Все приходилось сдавать, продавать, чтобы рассчитаться с налогом.
Во время войны в нашем селе жили блокадные дети без родителей. Жители села по очереди кормили их, школу они не посещали. Школа была двухэтажная, деревянная.
Осиновская школа во время войны.
Учились в две смены. В классе учились дети разного возраста и национальностей: латыши, литовцы, поляки, эстонцы».
Воспоминания Мангайзер Людмилы Кузьминичны:
«Школа во время войны была на месте современной котловины. Топились дровами, печки были железными. Из моей семьи учились пять человек. Учились в две смены, поэтому одежду носили по очереди. Учителя со школьниками писали письма, посылали посылки на фронт. Учителя морально и материально поддерживали ослабленных детей, окружали заботой тех, чью семью пришла беда - похоронка. Белый лист с цветными карандашами был для ребят праздником.
Учителя всячески старались делать жизнь школьников интересней: разучивали с ними игры, песни, устраивали экскурсии в лес, на озеро.
Результат исследования
Количество детей от 9 до 14лет, проживающих в Осиновке в годы войны |
Количество учащихся во время войны |
Ушедшие на фронт |
Не вернулись с фронта |
Продолжали образование после войны |
133 |
120 |
98 |
62 |
5 |
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИНТЕРВЬЮ ПО ТЕЛЕФОНУ
Брагина Александра:
-Кто работал во время войны учителем начальных классов в Осиновской школе?
Трифонова Валентина Васильевна- пенсионерка
- Во время войны в Осиновской школе работала моя мама Барыныч (Солуянова) Полина Федотовна.
Брагина А.
- Какие воспоминания у вас сохранились о её работе в Осиновской школе?
Трифонова В.В.
Барыныч Полина Федотовна
- Моя мама, Полина Федотовна Барыныч, учитель с сорокалетним стажем. Она обожала свою профессию и всё, что связано с ней было для неё очень дорого. Она всегда была наставником молодых педагогов, поддерживала их и советовала как поступить в той или иной ситуации. А как она уважительно говорила о своей первой учительнице, Евгении Степановне Инзель, которая, по-видимому, и сыграла важную роль в том, что моя мама выбрала профессию учителя. Вьетнамская пословица гласит: «Только уважая учителя, можешь сам стать учителем». Удивительно, но они поддерживали добрые отношения до тех пор, пока позволяло им их здоровье.
Это была добрейшей души человек. Всю свою любовь и внимание она передавала детям. Она всячески стремилась облегчить жизнь детей в то тяжелое время. Приходила на работу раньше и готовила кашу. У неё как и у других учителей не было свободного вечера. Так как учитель на селе был первый человек, который нес на своих плечах общественную работу. Она всегда с радостью шла на помощь людям и люди были благодарны ей за это.
Брагина А.
- Какие тяжелые испытания выпали на долю вашей мамы?
Трифонова В.В.
- В 1941 году мой отец Солуянов Василий Павлович учитель начальных классов был призван на фронт. Две весточки он прислал домой. Последняя весть была из «долины смерти». Так называли тогда место величайших сражений в лесах Новгородчины. У поселка Мясной Бор Василий Павлович пропал без вести. И только в 1996 году полковой отряд «Парашютист» нашел медальон Василия Павловича.
Трифонов Игорь – мой сын, внук Василия Павловича побывал на могиле деда, прошел по местам боевых сражений.
Брагина А.
-Кто возглавлял школу в этот период?
Трифонова В.В.
- Директором школы был Любчинко Яков Леонтьевич,
а учителем начальных классов Силина Анна Васильевна.
Брагина А
- Спасибо Вам, что нашли время и ответили на мои вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы пришла к следующему выводу, что школа во время войны объединяла детей, помогала им выжить в трудное время.
В поисково – исследовательской деятельности принимали участие члены музейной комнаты «Родник»: Ручкина Кристина, Демидович Татьяна, Брагина Александра, библиотекарь сельской библиотеки Васина Снежана Васильевна, председатель совета ветеранов Макрицына Н.М. и учитель истории Макарова Л.А.
Данную работу я провела для того чтобы ученики узнали историю свой школы во время войны и постарались понять как было тяжело детям в военное время. Ведь не смотря на все тяготы и лишения, они учились и получали хорошие знания. А сейчас, когда созданы все условия для получения образования, что же нашему поколению мешает учиться и получать великолепные знания? Лень. А ведь в то время ребята и не знали такого слова, они старались делать как можно больше: учиться, работать…это было очень тяжело.
И хочется закончить словами старожилов: «Мы научились читать, писать, считать. Школа нам помогала быть счастливыми. Нас учили качественно. Но главное, что учителя поселили в нашем сердце надежду, что наступит прекрасное мирное будущее, но ради этого нам надо много работать и хорошо учиться».
ЛИТЕРАТУРА
Сборник материалов Томской областной конференции, г.Томск, 24 апреля 2013 года, с.58
Томский областной исторический очерк, ТГУ, 1994, стр 454
«Наград и достоинств не счесть», Знамя труда, 24 ноября 2012 г
4. Интернет-ресурсы; эссе «Люблю, делаю, мечтаю…»
5. Материалы музейной комнаты «Родник».
6. Воспоминания старожилов села
1)Набасова М.Н.
2)Дерябина Е.Р.
3)Каскова А.Д.
4)Мангайзер Л.К.
5)Трифонова В.В.
6)Гергет Л.И.
7)Дубовский С.М.
8)Сухаренко В.С.
9)Бетенекова Г.И.