Исследовательская работа "Экологический патруль"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1547»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Экологический патруль
Выполнила:
Березина Анастасия,
ученица 4 «Л» класса
Руководитель:
Шаранова Наталья Владимировна
Москва 2022 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………… 2
Основная часть………………………………………………………… 3 – 6
Экологические проблемы Братиславской улицы……………………... 3
Последствия выявленных проблем…………………………………….. 3
Проблема №1 «Повреждение зеленых насаждений»…………………. 3 – 5
Проблема №2 «Мусор во дворах»…………………………………….... 5 – 6
Проблема №3 «Проявление вандализма»……………………………… 6
Выводы…………………………………………………………………... 7
Используемые источники информации………………………………… 8
Приложения
Введение
Актуальность и обоснование темы. Человек – часть живой природы. Его жизнь зависит от природы. В настоящее время существует много экологических проблем, которые приводят к сокращению жизни человека, к болезням. Есть глобальные проблемы, на которые обычный человек не может повлиять. Однако, часто можно наблюдать, как человек своими действиями наносят вред природе, а значит – и себе.
Проблема. Ежедневно люди выбрасывают мусор на улицы города и в водоемы, ломают деревья, вытаптывают газоны, портят городское имущество… К чему могут привести подобные действия?
Цель работы. Привлечь внимание людей к проблемам, которые ежедневно создают сами жители города.
Задачи работы.
Провести наблюдение на улице Братиславская с целью выявления экологических проблем; зафиксировать и описать эти проблемы.
Изучить, к чему могут привести зафиксированные проблемы.
Создать рекламные плакаты, призывающие к бережному отношению к природе и городскому имуществу.
Объект. Братиславская улица.
Предмет. Экологические проблемы улицы.
Гипотеза. Если объяснить, к чему приводят необдуманные поступки, люди будут ответственно относиться к нашему общему дому: к нашей планете.
Основная часть
Экологические проблемы Братиславской улицы
Каждый день на своей улице я наблюдаю проблемы, которые жители города создают сами. Я зафиксировала эти проблемы с помощью записей и своего фотоаппарата. Я внимательно просмотрела свои записи и фотографии, которые делала в течение трех недель, сравнила и обобщила наблюдения. В результате, было выделены следующие проблемы улицы Братиславской.
1. Повреждение зеленых насаждений (вытоптанные газоны, сломанные и поврежденные деревья и кустарники).
2. Большое количество мусора во дворах.
3. Проявление вандализма (поломка скамеек, плиток, качелей и т. д.).
Я изучила, к чему могут привести описанные проблемы.
Последствия выявленных проблем
Проблема №1 «Повреждение зеленых насаждений»
Зеленые насаждения очищают городской воздух от пыли и газов. Этот процесс происходит следующим образом. Загрязненный воздушный поток, встречающий на своем пути зеленый массив, замедляет скорость, в результате чего под влиянием силы часть пыли, содержащейся в воздухе, оседает на деревья и кустарники. Некоторое количество пыли выпадает из воздушного потока, наталкиваясь на стволы, ветви, листья. Значительная часть пыли оседает на поверхность листьев, хвои, веток, стволов. Во время дождя эта пыль смывается на землю. Распространению или движению пыли препятствуют не только деревья и кустарники, но и газоны, которые задерживают движение пыли, перегоняемой ветром из разных мест. Среди зеленых насаждений запыленность воздуха в 2—3 раза меньше, чем на открытых городских территориях. Древесные насаждения уменьшают запыленность воздуха даже при отсутствии лиственного покрова.
Зеленые насаждения значительно уменьшают вредную концентрацию находящихся в воздухе газов. Вредные газы поглощаются растениями, а твердые частицы аэрозолей оседают на листьях, стволах и ветках растений.
Таким образом, вредные выбросы разбавляются чистым воздухом, и их концентрация в воздухе уменьшается.
Большинство растений выделяет летучие и нелетучие вещества — фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие. Например, фитонциды дубовой листвы уничтожают возбудителя дизентерии. К числу ярко выраженных фитонцидных деревьев и кустарников относятся береза, дуб, тополь, черемуха.1
Температура воздуха среди зеленых насаждений, особенно в жаркую погоду, значительно меньше, чем на открытых местах. Зеленые насаждения, защищая почву и поверхности стен зданий от прямого солнечного облучения, предохраняют их от сильного перегрева и тем самым от повышения температуры воздуха. Например, температура воздуха в Москве над газоном на 4°С ниже, чем над асфальтовым покрытием тротуара.2
Зеленые насаждения, располагаемые между источниками шума (транспортные магистрали, электропоезда и т. д.) и жилыми домами, участками для отдыха и спортивными площадками, немного снижают уровень шума. Кроны лиственных деревьев поглощают часть падающей на них звуковой энергии.
Мы видим, что первая, выявленная проблема может привести к увеличению уровня шума, вредных бактерий, вредных веществ. Можно сделать вывод, что все это негативно отразится на здоровье людей, живущих на изучаемой мной территории.
Проблема №2 «Мусор во дворах»
Я выяснила, к каким последствиям может привести мусор, которые можно увидеть на территории моей улицы.
- Пищевые отходы: практически не наносят ущерб природе, но зато приносят вред человеку, образуя места размножения вредных микробов; время разложения пищевых отходов составляет 1-2 недели.
- Макулатура: ущерб природе приносит типографская краска, нанесенная на бумагу, которая выделяется в виде яда и приносит вред человеку; время разложения бумажных отходов составляет 2-3 года.
- Металлолом: приносит ущерб природе в виде травм животных; вызывает различные травмы и у человека; разложение металлолома в природе практически невозможно, его время разложения составляет до 1000 лет.
- Стеклотара: ущерб природе наносит в виде ран и порезов животных; битое стекло приносит вред и человеку так же в виде порезов и ран; разлагается в природе стекло несколько лет.
- Пластмасса: препятствует газообмену в природе; выделяет ядовитые вещества, чем наносит вред человеку; время разложения в природе пластмассы составляет более 100 лет.3
Изучив последствия выброса бытовых отходов на прилегающие к жилым домам территории, мы видим, что вред наносится и природе и непосредственно человеку и животным.
Проблема №3 «Проявление вандализма»
Вандали́зм — одна из форм разрушительного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.
Проблема вандализма затрагивает детские и спортивные площадки уже не первый год. В результате вандальных действий повреждаются малые архитектурные формы, ломаются скамейки, переходные площадки на детских игровых комплексах, винтовые горки, ограждения спортивных площадок, сиденья качелей, срываются резиновые покрытия площадок. И это несмотря на то, что подобные действия караются законом.4
Из-за подобных действий жители улицы (чаще всего, дети) могут получить травмы.
Выводы
После изучения литературы я поняла, насколько выявленные мной проблемы опасны для человека.
Зеленые насаждения делают воздух, которым мы дышим, чище. Это особенно важно для городских жителей. Может показаться, что бытовой мусор на улицах города не представляет особой опасности. Но это только на первый взгляд. Оказывается, что бытовые отходы могут выделять вредные вещества. Вандализм может приводить к травмам.
С докладом по данным проблемам я выступила перед учениками 4 «Л» класса. Высказывания одноклассников показали, что рассказ о проблемах, с которыми мы встречаемся каждый день на улицах нашего города, никого не оставили равнодушными. Многие признались, что не знали о серьезности последствий выявленных проблем. Это подтверждает нашу гипотезу. Люди должны больше знать об экологических проблемах города, в котором живут. Я решила сделать листовки и плакаты, призывающие людей к бережному отношению к той местности, где живет человек.
Используемые источники информации
Козленко С. И., Самкова В. А., Л. И. Шурхал. Экология. Живая планета. Учебное пособие. 5 класс. – М., 2010.
Я познаю мир. Детская энциклопедия: экология / Сост. Л. А. Багрова. – М., 2000.
http://www.ecoedu.ru/index.php?id=46&r=12
http://www.mos-musor.ru/intrest/problema-veka-musor.htm
http://www.eco-pravda.ru/page.php?id=5303
1 Козленко С. И., Самкова В. А., Л. И. Шурхал. Экология. Живая планета. Учебное пособие. 5 класс. – М., 2010.
8