Исследовательская работа «Народный женский костюм в России и В Германии»
Муниципальное образовательное учреждение
«Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по немецкому языку
по теме:
«Народный женский костюм в России и Германии»
Автор: Крушевская Фаина,
ученица 10 класса
Руководитель: учитель иностранного языка,
Боровикова Елена Алексеевна
Оглавление
I. Введение ………………………………………………………………………..............................................… 3
II. Основная часть
1. История немецкого костюма от древности, до наших дней…………………........................….4
1.1.Традиционная национальная одежда и костюмы в некоторых Землях Германии в XV-XVIII вв. …………………………………………………………………...................................................…….5-6
2. Немецкий народный костюм и его значение в современном мире……...................……. 6-7
2.1. Блузка………………………………………………………………………...............................................…… 8
2.2 Передник и фартук……………………………………………..........................................………………… 8
2.3. Юбка………………………………………………………………................................................………………8
2.4. Жакеты, корсеты, корсажи…………………………….....................................…………………………8
2.5. Головные уборы ……………………………………………….........................................………………....9
2.6. Обувь …………………………………………………………………..............................................……….....9
2.7. Ткани, цвет, орнамент …………………………………….......................................……………………...9
3.История русского народного костюма и его значение в современном мире...............10-11
3.1 Рубаха………………………………………………………………………..............................................……. 12
3.2 Передник………………………………………………………….............................................……………… 12
3.3 Головные уборы………………………………………..........................................………………………… 13
3.4 Обувь……………………………………………………………...............................................…………………13
3.5 Ткани, цвет, орнамент………………………………......................................…………………………….13
4. Анализ результатов анкетирования ………………..............................……………………………... 14
III. Заключение…………………………………………………........................................………………….. 15
IV. Список литератур………………………………........................……………………………... 16
V. Приложения ………………………………………........................…………………………. 17-24
I.Введение
История прошлого всегда интересна. Это не только изучение, но и личные впечатления, ощущения, оценка. Я считаю, что нужно ценить старину, не забывать и хранить всё, что связано с ней. Народная одежда является одним из главных источников культуры каждой страны. Национальная одежда немцев и русских говорит нам много о стране и ее культуре. Какой он русский и немецкий народный костюм? Каковы отличия? Что общего? Изучению данного вопроса посвящена моя исследовательская работа.Каждому, кто изучает иностранный язык, необходимо знать о тех стремительных изменениях, которые происходят в национальном костюме, как меняется его внешний вид, какие новые составные части и элементы становятся модными и популярными, каковы изменения в моде. Все сказанное выше обусловило выбор темы исследования, активизировало мой интерес к народному костюму, как к источнику идей для современного дизайнера, и определило актуальность темы.
Гипотеза: действительно ли народная одежда гибко реагирует на историко-экономические условия жизни, отражает стиль каждой эпохи и мировоззрение своего владельца, его жизненный уклад, достаток, эстетические взгляды.
Объект: народный немецкий и русский женский костюм.
Предмет исследования: народный немецкий и русский женский костюм его изменения в историческом аспекте.
Цель: Изучение истории и особенностей народного немецкого и русского женского костюма.
Задачи работы:
1. изучить и анализ специальной литературы по теме исследования, используя различные источники, включая Интернет;
2. выявить и сравнить особенности немецкого и русского женского костюма;
3. создать мультимедийную презентацию, немецкого и русского народного женского костюма в Power Point как учебное пособие по немецкому языку.
Методы исследования:
1. изучение литературы, анализ идей и материалов для выполнения исследования;
2. анкетирование и интервьюирование учащихся;
3. составление сравнительных таблиц; 4. представление результатов работы на НПК.
Практическая ценность данного исследования заключается в том, чтобы обобщить найденную информацию по народному костюму, донести и поделиться изученным материалом со сверстниками. Использовать данный материал в урочной и во внеурочной деятельности, на занятиях кружка или спецкурса.
II. Основная часть
1.История немецкого костюма от древности, до наших дней
Одежда - одна из самых выразительных характеристик развития материальной культуры
народа. Она гибко реагирует на историко-экономические условия жизни, отражает стиль каждой эпохи и мировоззрение своего владельца, его жизненный уклад, достаток, эстетические взгляды. Национальный костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учетом климата, географии и общественно-экономических условий.Современный немецкий костюм, хоть и берет свои истоки в глубине веков, претерпел огромные перемены. Влияние оказывают фабричное производство, мода, новые технологии. Национальная одежда продолжает развиваться в новых формах, к традиционным материалам - полотну, мехам, коже, шерсти - прибавляются новые.
Появление национальной одежды было обусловлено существованием огромного количества небольших государств, чьи жители должны были отличаться друг от друга. У наших предков (любых) национальная одежда была традиционной и говорила о статусе, возрасте и профессии того, кто её носил.Традиционным костюмом немцев и их соседей австрийцев слывет знаменитый женский костюмы, и Dirndl – только женский национальный костюм. Название Trachten пришло из эпохи романтизма, именно в те времена заговорили о национальных традициях, о том, как люди жили, говорили, пели, праздновали и одевались, и что считалось основой культуры нации.В старые времена простые люди могли применять для изготовления одежды только плохое сукно. А вот пёстрые украшения, ленты и даже вышивка им строго запрещались – это были знаки отличия знати. В начале XVIII века наступило небольшое отступление от этого запрета, люди могли использовать в одежде белое и чёрное кружево. Крестьяне предпочтительно брали для пошива одежды коричневый либо же серый лоден. Лоденом называли тёплую ткань, которая известна своей водонепроницаемостью и основой на шерсти.
Первые германцы, по свидетельству Цезаря, носили только шкуры и короткие меховые кафтаны. (Приложение4.) У Тацита уже заметен прогресс. «Национальный костюм германцев, - состоит из плаща, который скалывается спереди пряжкой или, за неимением таковой, обыкновенным шипом. Одежда более зажиточных германцев отличается лишь тем, что она плотнее прилегает к телу. Почти все германцы носят шкуры диких зверей, причем на берегах Рейна эти шкуры поражают простотой, а в глубине страны отличаются уже некоторой изысканностью. Римская одежда позднейших веков была заимствована и германцами. Здесь, как и в Галлии, она привилась не сразу, потому что сначала многие племена отнеслись к ней с предубеждением. Прежде всего она вошла в употребление среди тех германцев, которые селились в завоеванных римских провинциях и сталкивались с римским населением.
1.1.Традиционная национальная одежда и костюмы в некоторых Землях Германии в XV-XVIII вв.
Бавария.
В различных Землях Германии были свои национальные одежды.
Крестьяне из Дахау в носили "нагрудные платки" и суконные куртки.Крестьянские девушки из Дахау надевали нарядные корсажи. Основной одеждой крестьянок из Дахау была короткая тяжелая юбка ("юбка с шариками" - Bollenrock), чепец с тюлевой вуалью, короткий жесткий корсаж, прилегающая шелковая кофточка-спенсер, цветные вязаные чулки. А женщины в Айхах носили большой шелковый головной платок, пестрый "нагрудный платок", высокий жесткий корсаж с золотым краем. Большой кошель - соломенное плетение.(Приложение 5)
Франкония.
В окрестности Нюрнберга (Средняя Франкония) женщины носили меховые шапки поверх колпака, закрывающего уши, платок от защиты от дождя. У мужчин были широкополые фетровые шляпы, красный жилет, длинный сюртук. В Хохсгейм под Вюрцбургом (Нижняя Франкония) в гардеробе каждой женщины имелся "Франский" чепец с лентами, платок для защиты от дождя. А в Гельдерсгейме под Швейнфуртом (Нижняя Франкония) носили в основном большой полотняный головной платок с острыми верхними концами, шерстяную юбку со складками. Крестьяне из Нижней Франконии отличались короткими куртками поверх открытого жилета и меховой шапкой. (Приложение 6)
Гессен.
Крестьяне из окрестностей Марбурга пользовались будничной одеждой-длинной блузкой из сурового полотна, вязанной шапкой с кисточкой. Девушки из окрестностей Марбурга носили толстые шерстяные юбки. На гладко причесаных волосах - высокие плотные шапочки, вышитые цветной шерстью, с черными лентами, завязанными под подбородком. Затылок открыт, видна прическа - веночек из кос. Воскресная одежда крестьяне из Швальма (между Альсфельдом и Терезой) -два жилета, куртка, меховая шапка. Девушки из округа Биденкопф одевались тоже своеобразно. (Приложение.7)
Тюрингия.
Женщины из Гарца носили круглый толстый плащ с рисунком (изогнутые полосы), маленький чепец с лентами. Женщина из окрестностей Штольберга отличали по ситцевым плащам. 3. Женщина из Даннштедта, к северу от Вернмгероде по большим чепецам с лентами, золотым цепочки на шее. 4. Женщины из Эттерсберга под Веймаром украшали свой широкий чепец бантом. Пастух из Гарца одевали суконный сюртук с красной подкладкой и латунными пуговицами. (Приложение 8)
Вестфалия.
Девушки из местности под Оснабрюком наряжались в белые чепцы, передники с бахромой. Женщинам из Мюстера нравились красные юбки, "платки с розами", высокие шелковые шапки, шелковый пояс; 4- одежда для причастия: вышитая плоская шапочка, блуза из ткани, разрисованной цветочками, тюлевые косынки. Девушка из округа Люббеке носили плоский чепец с лентами. (Приложение 9)
Вюртемберг.
В Ротвейль основным нарядом женщин был "Чепец-колесо" с верхом, расшитым металлическими нитями, колесообразным гребнем на проволочном корсаже и четырьмя лентами, падающими на спину. Бархатный жакет со вздутыми рукавами. Крестьяне из Бетцингена в праздничные дни одевались в красные жилетки и шапки с кисточкой. Женщин в Швеннинген(у истоков Неккара) узнавали по круглой черной камковой шапочки с лентами, по черному шелковому корсажу с остроконечным нагрудником, пикейному воротнику с жабо. Каждый Бетцингенский крестьянин имел синий сюртук для выхода в церковь, высокую фетровую шляпу и красный жилет. (Приложение10)
2. Немецкий народный костюм и его значение в современном мире
Народный костюм - это то, что отбиралось веками и создавалось не один день. Немецкий народный костюм складывается где-то к 16 веку. Первоначально крестьянская одежда была сходна в покрое с городской. На изображениях 15 века одежда прислуги едва отличается по покрою от одежды господ. Разве только цветом, дорогими тканями, украшениями, меховой отделкой господского костюма. Дирндль (нем. Dirndl) — женский национальный костюм немецкоговорящих альпийских регионов (Германия, Австрия, Лихтенштейн). Верхняя часть костюма состоит из блузы с корсетом или облегающим лифом, нижняя из широкой юбки с обязательным ярким фартуком; по традиции шьётся из натуральных тканей. Название костюма пошло от нем. Dirne — женская прислуга; именно таким образом одевались альпийские крестьянки. Костюм популярен в регионе до сих пор (главным образом в Баварии и Австрии). Являясь традиционным, в большинстве случаев надевается в национальные праздники.(Приложение11)Толстое сукно использовалось всегда в горах, а лён преобладал в тёплой местности равнин. В областях с более сухим климатом (в предгорьях) бытовала соломенная обувь, плетенная из овса, в районах, где преобладала дождливая погода (на побережье) - носили кожаную или деревянную обувь.Но говорить о немецком костюме, как о чем-то целостном, попросту нельзя. Вплоть до 19 столетия Германия находилась политически в раздробленном состоянии. Поэтому народный костюм различных областей (даже не земель), имея общие черты, столь различен. Жители Альп отличались в костюме от людей, живших на Майне. Фрисландия отличалась от Шлезвига, и швабы от хессенцев. Определённые формы одежды были неизменны на протяжении столетий. Это платки, накидки, сорочки, куртки с мехом, деревянная и соломенная обувь.Эта одежда просуществовала до сегодняшнего дня. Праздничная одежда выглядела достаточно представительно и одновременно была практична и удобна. Интересна традиция, сохранившаяся вплоть до 1920-х годов, делать подвенечное платье чёрным или тёмно-зеленым. При этом надевалась белая фата. Одни исследователи относят эту традицию к 16 веку, влиянию испанской моды на европейский костюм, другие обосновывают чёрное подвенечное платье протестантскими (менонитскими) религиозными традициями. В любом случае сегодня – это скорее экзотика, чем правило.
В Германии (особенно в Баварии) ещё до сих пор носят традиционный национальный костюм. И это сразу бросается в глаза при взгляде на одежду городской толпы. Причем подобные наряды люди носят не только в праздники, но и в повседневной жизни. Более того, носить настоящий национальный костюм считается показателем хорошего вкуса и чем-то очень престижным. В последние годы многие немецкие дизайнеры обращались к теме национального костюма. Сегодня национальный костюм можно увидеть на жителях Баварии во время традиционного праздника Октоберфест. Те костюмы, которые носят жители Баварии, отличаются от вариантов, продаваемых туристам. Баварцы предпочитают натуральные полотна и носят свои отличительные знаки, будь то вышивка, украшения или особые цвета, присущие какому-либо баварскому племени. В повседневной жизни немецкий национальный костюм носят только лишь в Шаумбург-Липпе, Гессене и Шварцвальде.
Национальный стиль не выходит из моды и мощно поддерживается сверху – эту одежду с удовольствием носят представители самых высоких слоев общества Баварии и соседней Австрии. Такой солидной поддержки, к сожалению, не получил ни один другой национальный костюм в Европе, поэтому и исчезла национальная одежда из повседневной жизни. Конечно, в основном это осовремененные вещи, но от них всё равно исходит прекрасное дыхание добрых старых времён. Более того, национальный костюм вчерашнего дня становится модой дня сегодняшнего. Туристы же, которые особо в немецкие традиции не вникают и надевают Dirndl и Tracht раз-два на Volksfest, обходятся более простыми и экономичными вариантами, как правило, из полиэстера, органзы, для них это скорее увлекательная игра, которая, тем не менее, поддерживается немецкой индустрией, предлагающей и "дешевый" вариант для желающих. (Приложение 18)
2.1.Блузка.
Блузку украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние блузки —горничные. Горничные блузки шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти блузки имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Их собирали в складки на руках. Блузки подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на блузке — прямоугольные или клиновидные вставки.Женщины поверх белой или красной блузки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем). (Приложение 12)
2.2 Передники и фартуки.
Передник – один из важнейших атрибутов костюма. Передник шьется так, чтобы его длина была короче, чем юбка сарафана. Обычно это изделие собрано так, чтобы получались крупные складки. Ассортимент фартуков достаточно велик: встречаются однотонные изделия, полосатые, с вышивкой. Для их пошива используют лен, хлопок и шелк. Часто можно увидеть передники с отделкой лентами и кружевом. Если посмотреть на передник, то по тому, как он завязан, можно определить семейное положение женщины: Если фартук завязан на бантик справа, это значит, что женщина замужем или помолвлена. Если бант находится слева – барышня свободна. Если узел посередине – то здесь значение зависит от федеративной земли: в некоторых это обозначает, что девушка целомудренна, в других – что она готова к различным знакомствам. Если передник завязан сзади, то это может иметь два значения: либо женщина вдова, либо она просто работает официанткой. (Приложение 13)
2.3 Юбка.
Богато заложенные складками женские юбки сохраняют формы ренессансных юбок. Ещё сегодня можно видеть 200 складок на юбках жительниц Баварии. Юбки шили из шерсти, реже изо льна или шёлка. (Приложение 14)
2.4 Жакеты, корсеты и корсажи.
Формы жилетов и корсажей неисчислимы. Они изменяются со временем и от местности к местности, число вариантов приближается к сотне. В основном преобладают чёрные жилеты, простёганные на китовом усе с вышивкой золотом и серебром и более или менее пёстро отделанными бортами, шнурованные лентами или серебряной цепью. В юго-западной Германии глубокий вырез жилета прикрывался короткой накидкой напоминающей широкий воротник (Goller) (как и в швейцарском и австрийском народном костюме), рюшами жабо - Нижней Баварии, Шпреевальде, нагрудным платком – как в Хессене, Брауншвейге, Тюрингии. (Приложение15)
2.5 Головные уборы.
Женские головные уборы могли быть различны в разных деревнях находящихся рядом. Конечно, основным головным убором был чепец, многообразно украшенный лентами, кружевом, искусственными цветами. Но как часто он меняет свою форму! От маленького колпачка на темени нисколько не покрывающего голову (как у жительниц Швальма) до золотых круглых чепцов на Бодензее, Пассау и Кэрнтене. В предгорьях Альп женщины носят шляпки с неширокими полями, напоминающие мужские, а головной убор жительниц окрестностей Миндена или Букебурга напоминает до сих пор о средневековом хенене (высокий остроконечный головной убор средневековой знати). К югу от Донау находиться много областей, где меховые шапки из бобра, куницы, выдры заменили чепцы. Часто шапки надевались поверх чепцов, как в Малом Вассертале. Шляпка очень редко может дополнять образ . На сегодняшний день большая редкость встретить даму с головным убором, хотя раньше нельзя было ходить с непокрытой головой. Такое поведение себе могли позволить лишь очень юные девушки. ( Приложение 16)
2.6 Обувь.
В областях с более сухим климатом (в предгорьях) бытовала соломенная обувь, плетенная из овса, в районах, где преобладала дождливая погода (на побережье) - носили кожаную или деревянную обувь.Обувь состояла из низких башмаков, без каблуков (наподобие нынешних чувяк), надетых на вязаные белые или синие чулки. Кое-где полусапожки. Местами до XX века носили деревянные башмаки. Кстати, немецкие сапожники были настоящими кудесниками – туфли делали с пряжками, пряжку украшали кто чем мог, вплоть до золота и бриллиантов. (Приложение 17)
2.7 Ткани, цвет, орнамент.
В старые времена простые люди могли применять для изготовления одежды только плохое сукно. А вот пёстрые украшения, ленты и даже вышивка им строго запрещались – это были знаки отличия знати. В начале 18 века наступило небольшое отступление от этого запрета, люди могли использовать в одежде белое и чёрное кружево. Крестьяне предпочтительно брали для пошива одежды коричневый либо же серый лоден. Лоденом называли тёплую ткань, которая известна своей водонепроницаемостью и основой на шерсти. А вот к платкам и воротничкам принято было добавлять немного красного цвета. Самыми распространёнными материалами для пошива национального убранства считались лен, шерстяная ткань и кожа. Как и в других национальных костюмах, в баварских использовались самые различные цвета, но предпочтение отдавалось синему (способ окраски в этот цвет был самым дешёвым), зелёному и красному, а также национальным цветам Баварии – белому и голубому.
Множество факторов повлияли на сложение комплекса народного костюма. Это и географические особенности местности, и влияние моды. Значительное влияние на костюм оказывал климат.
3.История русского народного костюма и его значение в современном мире
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв. Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды. Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Условия исторического развития, начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный.
В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. (Приложение 19)
Начиная с XVIII в. северная часть России оказалась в стороне от развивающихся промышленных центров, и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга и др.) русский национальный костюм получил заметное развитие. Это особенно проявилось в женском костюме: в северных районах России был широко распространен сарафан, а в южных – понева. Русская народная одежда различалась также по назначению (будничная, праздничная, свадебная или венчальная, траурная), возрасту, семейному положению. Как правило, применялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество, декора (вышитых и вытканных узоров). Основными частями женского народного русского костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.На данный момент традиционный костюм используют как сценическую форму одежды коллективы народного танца, песни и театра. Их костюмы вобрали в себя всю живость и праздничность русской традиционной одежды. Наиболее известный коллектив русской песни, это ансамбль Надежды Бабкиной.Национальная русская одежда также традиционно используется в кино, театре и различных представлениях. Широко использовался народный костюм в экранизациях русских народных сказок и произведений литературных классиков. Однако ее аутентичность зачастую нарушается в счет тех или иных задумок режиссеров и сценаристов
Начиная с 2000-х годов, у интеллектуальной молодежи становится популярной реконструкция исторических тли фантастических событий. В данном случае реконструкция исторических событий, уклада русской жизни того периода является одним из мощнейших инструментов укрепления национального самосознания. В этой среде русский традиционный костюм воссоздается особенно тщательно, так как максимальная аутентичность является ключевым фактором в проведении реконструкции.Мотивы национальной одежды все чаще появляются в работах модельеров, представляющих самые разные нации и континенты. Воскресная одежда крестьян, наслаждавшихся отдыхом после трудовой недели, белье, которое носили наши прабабушки, - вот отправная точка нашей фантазии. Деревенский стиль и поэтическая женственность. Длинные и широкие юбки с акцентированной талией носят с блузами, напоминающими мужские рубашки, с куртками в рабочем стиле. Фольклорные блузы прекрасно уживаются с джинсами. Блузы в бельевом стиле дополняются юбками с нагрудниками. Популярны ткани, стилизованные под домотканые: холст и полотно, лен, а также батист, пике. Палитра живописна, но не пестра. (Приложение 24)
3.1«Рубаха» - ведущий элемент русского народного костюма
Рубаха (сорочка, исподка, подноска) - древнейший, ведущий элемент русского народного костюма. Уже в VI в. в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. А, были ли у рубахи предки? Слово «рубаха», по всей видимости, происходит от слова «руб», которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», т.е. надо было выдержать определенное испытание. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно. По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. (Приложение 20)
3.2 Передник
Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Холщовые белые рубахи и передники, северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Много узорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. (Приложение 21)
3.3 Головные уборы
На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься - значит опозориться). Девушки заплетали волосы в косу или носили их распущенными, подхваченными лентой, тесьмой или обручем из кожи, бересты, обтянутым разноцветной тканью. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки», разнообразные повязки и венцы. (Приложение 22)Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
3.4. Обувь
Самая незамысловатая часть костюма — обувь тоже делалась с выдумкой, но в народном искусстве красота и назначение никогда не расходились. Крестьяне носили легкие и удобные для работы в поле лапти с онучами и оборами, а в праздники надевали обувь кожаную — сапоги, полусапожки, башмаки, коты. (Приложение 23)
3.5 Ткани, цвет, орнамент
Самым распространенным материалом для пошива одежды и по сей день остается льняное полотно. В древнерусском языке существовали два термина для обозначения основного материала: хласт (или холст, тьлстина) - небеленая ткань и платно - выбеленное полотно, шерсть.Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины. Одежда украшалась вышивкой или ткаными узорами. В вышивке применялись различные орнаменты (ромбы, кресты, елочки, стилизованные фигурки людей и животных), выполненные при помощи окрашенных при-родными красителями нитей. Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.У русской национальной одежды – многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
4.Анализ результатов анкетирования
Моё исследование явилось результатом проведенного анкетирования среди учащихся.Всего было опрошено 50 обучающихся «МОУ» Умыганская «СОШ». На первый вопрос Интересовались ли вы когда – либо происхождением и особенностями русского народного костюма? 70% опрошенных ответили – да, 30% - нет.
На второй вопрос Знаете ли вы об особенностях русской народной одежды? 40% опрошенных ответили – да, 30% - нет, 30% затруднились ответить на вопрос. (Приложение 1а)
На третий вопрос Знаете ли вы об особенностях немецкой одежды? Если знаете, объясните; почти 70% затруднились ответить на вопрос,10% дали приблизительное пояснение, и лишь 10% смогли пояснить особенности немецкой женской одежды. (Приложение 1в)
Состоялся интервью с учащимися по некоторым вопросам связанных со знанием основных понятий особенностей немецкого и русского народного костюма. (Приложение 2,3)На вопрос Хотели бы вы узнать особенностях русской и немецкой народной одежды? все 100% опрошенных ответили утвердительно и добавили, что это было бы очень интересно.
Следующим этапом работы стало изучение литературы по теме. Основными источниками стали Интернет – ресурсы и электронные справочники. Основной задачей было изучение истории и особенностей народного немецкого и русского женского костюма.
Третий этап – оказался самым трудоемким и значительным. Исследование особенностей народного немецкого и русского женского костюма и составление сравнительных таблиц.
В результате проведенного исследования составила сравнительную таблицу особенностей русского и немецкого костюмов, а также таблицу различий между русским и немецким народным женским костюмом. (Приложение3а, 3в)
В результате проведенного интервью выяснилось, что многие учащиеся имеют неполное представление о характерных особенностях русского национального костюма. И затрудняются ответить на многие вопросы связанные с особенностями немецкого народного костюма
III.Заключение
Проведённая работа позволила решить поставленные задачи:
1. изучить и проанализировать специальную литературы по теме исследования, используя различные источники, включая Интернет;
2. проанализировать и составить сравнительные таблицы особенностей немецкого и русского народного женского костюма;
3. провести анкетирование и интервьюирование учащихся школы;
4. создать текстовой документ и мультимедийную презентацию немецкого и русского народного женского костюма в Power Point как учебное пособие по немецкому языку.
Я думаю, что исследовательская работа, основанная на исторических фактах, получилась. Есть подбор и обобщение изученного мной материала, собственные выводы, а также множество интересной и познавательной информации связанной с историей народного костюма.
В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:что костюм, который сейчас предстает перед нами, развивался поэтапно. Сначала костюмом германцев являлись шкуры диких животных, после это был уже вполне сформировавшийся костюм. Но лишь в 19 веке костюм создается таким, которым остается и по нынешний день.
Женский костюм отличался от других, символическим расположением разных частей одежды. Также исследование показало, что национальный стиль в Германии не выходит из моды. Множество немцев носят эту одежду с огромным удовольствием! А самое главное то, что национальный костюм в Германии, единственный во всей Европе, к сожалению, который получил такую солидную поддержку и не исчез из повседневной жизни. Более того, ношение национального костюма в Германии считается признаком патриотизма и уважения к своей стране! Поэтому я считаю, что национальный костюм немцев долго ещё не исчезнет из их повседневной жизни и будет только развиваться, включая в себя новые элементы, и также как и сейчас немцы будут гордиться своим национальным костюмом.
Многие подлинные образцы русского костюма хранятся сегодня в музеях страны. И каждый из нас может увидеть подлинники и убедиться в непревзойденном искусстве народных мастериц, их создавших. Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объёмов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета. Бытование этого вида народного декоративно-прикладного искусства определяла традиция историческая преемственность идейно-эстетических и художественных достижений предшествующих поколений.Безусловно, костюмы этих двух народов достаточно отличаются друг от друга. Но, оказывается, у них есть и похожие черты. И мы, и немцы очень бережно храним традиции национального костюма. Мы надеемся, что на протяжении многих лет они не будут забыты потомками.
IV. Список литературы
1.Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
2.Ефимова Л.В., Алешина Т.С. "Сокровища Государственного исторического музея. Русский костюм". М.: Внештогиздат.
3. Исенко С. П. «Русский народный костюм и его сценическое воплощение». 1999. Московский государственный университет культуры.Климова И. Т.
4.«Народный орнамент в композиции художественных изделий». Москва. «Изобразительное искусство» 1993г.
5.Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика-синтез”, М.,2006 г.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/506903/
http://narjad.narod.ru/tips/sarafan.htm
http://his.1september.ru/2004/14/26.htm
http://www.bashedu.ru/konkurs/kirsanova/SDM/club/russian.htm#сарафаны
http://festival.1september.ru/articles/500619/
http://www.top-antropos.com/images/stories/11http://www.c-bechstein.ru/read/kostym-nemeckiy-14-veka/
http://www.siue.edu/COSTUMES/images/PLATE60BX.JPG
http://shuck.ucoz.ru/index/nacionalnye_kostjumy/0-61
http://rusmediabank.ru/uploads/item/preview/preview/rusmediabank_ib1738050.jpg
http://www.celebdirtylaundry.com/wp-content/uploads/MB-Tracht_paar.jpg
Приложение 1.
Результаты анкетирования учащихся
Знаете ли вы об особенностях русской народной одежды?
Знаете ли вы об особенностях немецкой одежды?
Приложение 2а.
Результаты интервьюирования учащихся и учителей
о русском национальном женском костюме
Предлагаемые вопросы |
Знаю |
Частично |
Не знаю |
1.Знаете ли вы, что такое «Панёва»? |
15% |
5% |
80% |
2.Знаете ли вы, что такое «Запон»? |
10% |
20% |
70% |
3.Можете ли вы назвать разновидности сарафанов? |
20% |
10% |
70% |
4.Можете ли вы назвать разновидности головных уборов? |
40% |
10% |
50% |
5.Какими были украшения? |
50% |
25% |
25% |
6. Имеется ли у вас элементы народного костюма? |
20% |
10% |
70% |
Приложение 2в.
Результаты интервьюирования учащихся и учителей
о немецком национальном женском костюме
Предлагаемые вопросы |
Знаю |
Частично |
Не знаю |
1.Знаете ли вы, что такое «Дирндл»? |
5% |
5% |
90% |
2.Знаете ли вы, что такое «Корсаж»? |
60% |
20% |
20% |
3.Можете ли вы назвать, чем украшали туфли? |
60% |
20% |
20% |
4.Знаете ли вы о значение банта в народном платье? |
10% |
5% |
85% |
5. Где сегодня можно увидеть национальный костюм? |
60% |
25% |
15% |
Приложение 3а
Сравнительная таблица русского и немецкого народного костюмов.
Пункты сравнения |
Русский костюм |
Немецкий костюм |
1.Время создания |
XII – XIIIв. |
XIX. |
2.Рубаха |
Обязательно белая |
Допускаются любые цвета |
3. Душегрейка |
Наличие душегрейки – нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей. |
Отсутствие такого элемента одежды. |
4.Внешний вид костюма |
Широкий, длинный сарафан, скрывающий фигуру |
Кожаный корсет на шнуровке, который подчеркивает формы женского тела. |
5.Обувь |
Валенки, сапоги, лапти |
Кожаные сапоги с пряжками различных форм и расцветок. |
6.Головные уборы. |
Косынки, платки, кокошники |
Чепцы и различные шляпы |
7. Ткани и цвета |
Сукно, белое, черное, кружево, лен, кожа. Зеленый, красный, белый, голубой. |
Лен, шерсть Белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. |
8. Вышивка |
Традиция вышивки была более развита. Их узоры всегда принимали символическое значение. Все орнаменты тесно связаны с языческим представлением славян об окружающем мире. |
У немцев же вышивка значила намного меньше. |
9.Нательный крест |
Нательный крест принято прятать под одежду. |
Нательный крест принято носить снаружи. |
10. Украшения |
Стеклянные бусы и ожерелья, составленные порой из сотен бисеринок. |
Металлические украшения в виде подвесок, пряжек и цепочек. |
11.Влияние социального статуса |
Одежда более зажиточных людей от бедных отличалась не только материалом, а также сложностью фасона, и разнообразием вышивки. |
Одежда более зажиточных людей от бедных отличалась только материалом. |
Приложение 3в.
Таблица различий русского и немецкого национального костюмов.
Пункты различия |
1.Русский народный костюм очень необычен, но всё же имеет много общего с национальным костюмом Германии. |
2.Народный костюм России и Германии богат своей историей и красотой. |
3.Как в русском, так и в немецком костюме одним из главных элементов является рубаха. |
4.Одежда более зажиточных людей от бедных в общем отличалась только материалом. |
5.Основными элементами костюма в обеих странах были рубашка, сарафан и передник. |
6.Ношение головного убора в обеих странах для замужней женщины обязательно! |
7.И у русских, и у немцев принято украшать одежду вышивкой. |
8.Более того, национальный костюм вчерашнего дня становится модой дня сегодняшнего. |
9.Большинство девушек и женщин предпочитали яркие цвета. |
Приложение 12. Приложение 13.
Приложение 14. Приложение15.
Приложение 16. Приложение 17.
Приложение 18. Приложение 19.
Приложение 20. Приложение 21.
Приложение 22. Приложение 23
.
Приложение 24.
21
Елена Вениаминовна Чурина
Самойлова Наталья Владимировна
Елена Гаврииловна Гончарова