12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евсеева Оксана Николаевна101
Россия, Воронежская обл., село Шишовка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шишовская средняя общеобразовательная школа

«Кукла в женском русском

народном костюме»

Выполнила: Евсеева Оксана Николаевна

учитель технологии.

Тема : Кукла в женском русском народном костюме.

Пояснительная записка

Теоретическая часть.

У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Игрушки у многих народов, не смотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору.

В древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – 4 тысячи лет! Вырезаны они из деревянных дощечек.

Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивными: свистульки, лошадки, рыбки, птички. Чтобы сделать их более занимательными, их стали ярко и красиво расписывать, заставили издавать звуки и шумы.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. В колыбель к ребёнку клали куклу «оберег».

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.

Информационная часть.

Цели и задачи работы.

Цель: изготовить куклу и попробовать свои силы в творческом конкурсе.

Задачи:

1. Изучить историю появления данного вида творчества – изготовление кукол.

2. Выполнить работу по изготовлению куклы в женском русском народном костюме на пластиковой бутылке, соблюдая все технические этапы.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение в работе.

История женского русского народного костюма.

При словах «русский национальный костюм» сразу же возникает четкая картина. Женский вариант: сарафан и кокошник, мужской – косоворотка и шапка. На самом- то деле, традиционный костюм менялся с течением времени и, разумеется, состоял из гораздо большего числа деталей.

В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна.

Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, синий – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.

Исторически сложились две формы женского костюма – сарафанная и понёвная (широкая юбка из овечий шерсти). Сарафан носили женщины Центральной России и севера, с поневой – южных областях России.

Под сарафан надевали длинную рубаху. Шили ее из отбеленного холста, ворот, рукава, запястья частот вышивались.

Головной убор был обязателен. Девушки могли носить простую ленту, женщины – кокошник, сороку и другие головные уборы, под которые они прятали волосы. Для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестием.

Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений.

Для выполнения работы мне необходимы следующие материалы:

- шелковая ткань белого цвета;

- красная ткань для сарафана;

- нитки для шитья №40;

- тесьма, стразы для отделочных работ;

- нитки для изготовления волос куклы.

Выбор инструментов и приспособлений:

- ручная игла №3 для сметывания деталей кроя;

- ножницы для нарезания нитей и раскроя ткани;

- карандаш, линейка для составления выкроек изделия;

- безопасные булавки;

- бумага для выкроек;

- клей ПВА;

- швейная машина;

- утюг.

Организация рабочего места.

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаза до работы не должно быть меньше 30-40 см., чтобы не развивалась близорукость.

3. По окончании работы все инструменты убрать в рабочую коробку.

4. Отключить от электричества утюг.

5. Убрать швейную машину.

Описание работы.

1. Нам потребуется пластиковая 0, 5 – литровая бутылка. Отрезаем горлышко бутылки и дно приклеиваем к крышке.

2. Из ткани шьём чехол на бутылку, закрепляем его на горлышке нитками. Это будет туловище куклы.

3. Голову и руки куклы делаем из трикотажа (капрона и т. д.), заполняя их ватой или синтепоном.

4. Готовые детали пришиваем к горлышку и плечам бутылки-туловища. Манекен готов.

Манекен куклы из пластиковой бутылки.

5. Следующий этап – это изготовление наряда.

Шьём рубашку из белой ткани, рукава и горловину.

6. Сарафан изготавливаем из красной ткани в форме трапеции. Украшаем сарафан золотой, тесьмой с вышивкой.

7. Головной убор- кокошник делаем из картона и ткани, украшаем его тесьмой, стразами.

8. Оформление головы.

Из ниток пришиваем кукле волосы и заплетаем их в косы.

9. Приклеиваем носик, готовые глазки, рот и щечки из красного картона.

 

Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

При выполнении работы соблюдать правила техники безопасности. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. Проверить исправность утюга и швейной машины.

Быть внимательной к работе. Вкалывать иглы и булавки в игольницу. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Нитку отрезать ножницами. Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Всю работу выполнять на столе. Следить за правильностью посадки во время работы.

Соблюдать все правила при работе со швейной машиной, утюгом.

После окончания работы детали, изделие, инструменты и приспособления складывают в отведенное место.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.