Проектно-исследовательская работа «Секреты русского орнамента в женском костюме» (7 класс)

4
3
Материал опубликован 21 February 2019 в группе

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

«Шаг в науку - 2019» группа Юниор

Секция: наука, техника, искусство: взгляд в будущее

Направление: культурология

Тема: Секреты русского орнамента в женском костюме

Апалькова Алина, МОУ «СОШ №2 п.Карымское»

7 «А» класс, п. Карымское

Научный руководитель: Волкова Галина

Юрьевна, учитель технологии

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №2 п. Карымское»

п. Карымское, 2019

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

«Шаг в науку» группа Юниор

Тема: Секреты русского орнамента в женском костюме

Апалькова Алина

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-А класс

Краткая аннотация

Данная работа исследует орнамент, как один из элементов русского народного костюма.

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

«Шаг в науку» группа Юниор

Тема: Секреты русского орнамента в женском костюме

Апалькова Алина

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-А класс

Аннотация

Цель: исследовать виды, элементы и символическое значение орнамента в русском женском костюме.

Задачи:

- изучить научную, историческую литературу;

-отобрать необходимый материал, проанализировать его;

- выяснить значимость орнамента для русского народа;

-провести анкетирование среди обучающихся с целью выяснения их знаний о народных традициях (орнаменте), представить результаты в диаграмме;

- создание вариантов орнамента в русских народных костюмов.

Объект исследования: орнамент - женского народного костюма.

Предметом исследования: назначение орнамента, как одного из элементов русского народного костюма.

Методы исследования: теоретический (анализ исторической, научной литературы); эмпирический (анкетирование обучающихся 5-7 классов МОУ «СОШ №2 п. Карымское»); практический метод (изготовления вариантов орнамента в женском народном костюме).

Выводы: проанализировав информацию, нужно отметить, что в последние годы стали уделять внимание возрождению национальных традиций, которые становятся исторической памятью. Орнамент имел очень большую роль для русского народа - это не аксессуар, который может быть, а может, нет, это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. При выполнении эскизов мы изучили способы его изготовления и использовали один из этих способов. Также проанализировали результаты анкетирования.

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

«Шаг в науку» группа Юниор

Тема: Секреты русского орнамента в женском костюме

Апалькова Алина

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-А класс

Научная статья

Русский народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, целостное мировосприятия и ослепительная красота. Это не только изучение, но и личные впечатления, ощущения, оценка. Мы считаем, что нужно ценить старину, не забывать и хранить всё, что связано с ней. Народная одежда является одним из главных источников культуры каждой страны. Национальная одежда русских говорит нам много о стране и ее культуре. Какой он русский народный костюм? Каковы отличия? В чём секрет? Изучению данного вопроса посвящена моя исследовательская работа.

Глава 1. Русский народный костюм – традиционная одежда русского костюма

1.1.Особенности национального русского костюма

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

1.2. Составные части женского народного костюма

Слово - костюм, пришедшие из французского языка, означает «Обычаи». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи.

Головной убор - мир верхний.

Одежда от плеч до пола - мир земной, в котором обитает человек.

Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать его от воздействия недобрых сил внешнего мира. Поэтому народный костюм был наполнен охранительными заклинательными знаками, которые выполняли роль многочисленных оберегов. Одежду обязательно украшали узорами, особенно те ее части, которые соприкасались со внешним миром, - ворот, низки рукавов и подол. В этих узорах - символических оберегах - преобладали солярные знаки.

Рубаха

Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка. (Приложение I)

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка. Кстати, об этимологии слова «рубаха». Оно происходит вовсе не от глагола «рубить» (хотя колоть дрова в такой одежде, безусловно, удобно), а от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное облачение князей с длинными откидными рукавами, сшитое из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. (Приложение II)

Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии - знаки воды, образы матери - земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающих детей. (Приложение III)

Понёва - домотканая клетчатая юбка из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. (Приложение IV)

По праздникам поверх поневы надевали богатую одежду - навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой и статной. (Приложение V)

Женский головной убор

    У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

    Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой

У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. (Приложение VI) Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Орнамент в то время выступал не только в качестве украшения, но и в качестве оберега. Так, элементы народного костюма обогащали хранительной вышивкой и узорным ткачеством. Подобного рода обереги вышивались на краях одежды, а именно на подоле, манжетах и вороте. Это были расшитые письмена-идеограммы, защищающие человека от беды. Орнаменты выполнялись в определенных цветах, которые также имеют особое значение. Самым популярным цветом считается красный, который символизирует огонь, жизнь и кровь. Основным элементом русского народного костюма была рубаха с обильно украшенным вышивкой воротом. Рукава рубахи обязательно должны были быть широкими и длинными, но у запястья обхваченные тесьмой. Поверх рубахи женщины носили сарафан.

Не стоит забывать и о переднике. Женщины носили его поверх рубахи или сарафана. Передник, как элемент русского костюма, также оснащался богатым символическим орнаментом, олицетворяющим русские древние традиции и обереги, связанные с природой.

Завершающим элементом русского национального костюма был головной убор, который по тем временам был некой визитной карточкой. По нему можно было определить возраст и место, откуда прибыла женщина, и ее социальное положение. Девичьи головные уборы имели открытую макушку. Чаще всего использовались повязки и ленты. А вот замужние полностью закрывали волосы. Уборы украшались бусами, лентами и вышивкой.[2]

Выводы: Национальный костюм служил людям не только защитой от холода, жары, но

и был оберегом. У каждого народа имеется свой национальный костюм.

1.3. История орнамента

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор [1].

1.4. Значение орнамента

В народе говорят: "своя рубаха ближе к телу". Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления.

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, в своей книге «Народный костюм» отмечает тот факт, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития и, что они должны были быть понятными не только ее владельцу, но и соплеменникам. Двигаясь во времени, на разном возрастном и социальном этапах, костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...[3]

Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая "праздная" линия - каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает - обучение толкованию символов.

Таким образом орнамент чаще всего вышивался на одежде. "Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, много открытий таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений

1.5 Места расположения и цвета орнамента

Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол - первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромбо-точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д.

Также деление на расположение орнамента в костюме на традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол); нетрадиционные - то есть любые, выполняющие разные защитные функции:

защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;

защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше - сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;

голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности

Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу.

1.6 Значение цвета

Белый - цвет Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь - над царями царь и т.п.); в то же время - цвет Смерти, траура. 2) Красный - Огонь, (и Солнце - как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зелёный - Растительность, Жизнь. 4) Чёрный - Земля. 5) Золотой - Солнце. 6) Синий - Небо, Воды. 7) Фиолетовый - мудрость, редко встречается в русской вышивке.

Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный.

Вывод:  Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. 
Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Цвет может нести защитную функцию, например белый цвет Света, чистоты и священности.

Глава 2. Практическая часть «Разработка и изготовление эскизов русского народного костюма»

В процессе написания исследовательской работы, было интересно рассмотреть разные варианты и идеи изготовления эскизов русского костюма (разработка собственных моделей (роспись орнамента) матрёшки).

Рис 1.

Для того чтобы разработать эскизы русского костюма, нужно чётко представить

элементы (орнамент) декорирования.

Виды орнамента

Орнамент делится на несколько видов: Связь с мифологией, Изображение богов в вышивке, Изображение живых существ, Знаки, Геометрический орнамент, Растительный орнамент, Мифологическая составляющая вышивки в русском народном костюме, Антропоморфные мотивы.

Зооморфные мотивы

Изображения птиц и водоплавающих, которых вышивали мастерицы, носили не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберегов. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, трудолюбивой хозяйки.

Вышитые сюжеты с мотивом коня многообразны. Например, кони-птицы или кони, расположенные по сторонам женской фигуры или цветущего дерева и несущие на себе всадника. Часто встречаются двуликие кони и даже четырёхкратное изображение коней, символизирующее четыре стороны света. (Приложение VII)

Колокрес - крест в круге. Знак Солнца. Преграда и отвращение зла, знак закрытости. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть катилось по небу, как огненное колесо. ( Приложение VIII)

Богиня - предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. (Приложение IX)

Растительный орнамент - растительный орнамент самый распространенный в народной вышивке после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. (Приложение X)



 

Список источников

1.ТибенькоТ.Т., Кашенова Н.С. История возникновения орнамента // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 13-15. URL: http://yun.moluch.ru/archive/5/328/ (дата обращения: 09.01.2019)

2 АндрееваА.Ю. «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг»: - СПб.: “Паритет”, 2004.

3.КалашниковаН.М., «Народный костюм» издательство: Сварог и К - 2002 г.

4.Пармон Ф.П. "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества": - М.: «Легпромбытиздат», 1994., «Русский народный костюм»: - М.: “ Мозаика - синтез”, 2006.

5.Соснина Н., Шангина И. "Русский традиционный костюм": - СПб. : "Искусство", 1998.

Шангина И. "Русский традиционный быт": - СПб.: "Азбука-классика", 2003.

Интернет - ресурсы

 https://womanadvice.ru/ornament-russkogo-narodnogo-kostyuma

http://skachat-besplatno-pc-chloe.ga

http://ivanka.club/blogs/ivanka-sarafan-kosovorotka/istoriya-russkogo-sarafana

http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo/2013/01/15/proekt-russkiy-narodnyy-kostyum

http://infourok.ru

http://www.myshared.ru

http://ftp.mylitta.ru/1693-russian-beauty.html

http://pineappleehucodecom.tumblr.com/post/134674312478/сарафаны-lthtdtycrbt-vjnbds

http://ruskrasa.su/russkiy-narodnyy-sarafan/sarafan-zhenskiy-atlasny-zeleny/

http://www.alla-denissova.com/


 

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ

«Шаг в науку» группа Юниор

Тема: Секреты русского орнамента в женском костюме

Апалькова Алина

Забайкальский край, п. Карымское

МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 7-А класс

План исследования

Гипотеза исследования: если изучим русский национальную костюм, его особенности, виды, историю развития, декор и орнамент как украшение, то сможем иметь точное представление о специфике русского женского костюма.

Методы исследования: теоретический (анализ исторической, научной литературы); эмпирический (анкетирование обучающихся 5-7 классов МОУ «СОШ №2 п.)

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Исследуя тему «Секреты русского орнамента в женском костюме», наиболее содержательными и важными считается изучение следующих вопросов:

- значение цвета в костюме русских, их отношение к природе, значение символов. В процессе данной темы встретились некоторые проблемы: поиск подробной информации по данной теме, отдалённость краеведческого музея в городе Чита. С целью изучения вопроса исследовательской работы достаточно важно проанализировать Т.И. Тибенько, Н.С. Кашенова «История возникновения орнамента». В данной литературе подробно описывается значение, символы русского орнамента в костюме.

Андреева А.Ю. «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг, Калашникова Н.М. , «Народный костюм» уделено особое внимание народному костюму. Пармон Ф.М.» Русский народный костюм» как художественно - конструкторский источник творчества. В данной работе костюм рассматривается в качестве историко-этнографического источника. Костюм - часть материальной культуры, в бытовом, производственном, социальном, обрядовом и эстетическом значении, прослеживаются его изменения во времени. При этом автор не ставит задачи раскрыть мифологическую основу орнамента одежды, не изучает влияние религии на семантику цвета, что, на наш взгляд, требует специального исследования. Такой анализ, на наш взгляд, является необходимым условием исследования историко-культурологической проблемы.

На основе проведенного исследования раскрыты специфические особенности орнамента национального русского костюма.

Национальный костюм является и в настоящее время актуальным. Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

При работе над исследованием, был использован метод анкетирования, в котором приняло 27 обучающихся МОУ «СОШ №2 п. Карымское», результаты основных вопросов анкеты представлены в диаграммах (Приложение XI).

Также в исследовательской работе использовался практический метод: были изготовлены варианты орнамента на матрёшках, которые представлены в приложениях XII).

Исходя из задач следовательской работы:

проанализирована информация по источникам литературы и Интернет-ресурсам о женском народном костюме;

- введены определения в научную статью, значение орнамента в костюме;

- систематизированы специфические особенности женского национального

костюма;

- обобщена информация о значении каждого элемента орнамента в костюме;

- на основе исследовательской работы разработаны и изготовлены варианты орнаментов в русском женском костюме (в уменьшенном виде, роспись на матрёшках).

Вывод:  В результате проведенного анкетирования выяснилось, что многие обучающиеся имеют неполное представление о характерных особенностях русского национального костюма. Для выполнения вариантов орнамента нами были изучены виды, так же проанализированы исторические данные по теме. Найденные и проанализированные нами примеры, практическая работа подтвердила нашу гипотезу: если изучим русский национальную костюм, его особенности, виды, историю развития, декор и орнамент как украшение, то сможем иметь точное представление о специфике русского женского костюма.

Чем дальше вперёд уходит современное общество к новейшим технологиям и необычайным открытиям, тем порой острее появляется желание вернуться назад, к исконным традициям, окунуться в мир, в котором жили наши предки. Традиционный костюм вновь становится актуален в повседневной жизни.


 

Приложение I

Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния

Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния


 

 

Приложение II

Приложение III


 

Приложение IV

Приложение V


 

Приложение VI

ТКАНИ, применявшиеся для покроя и пошива народного костюма

АТЛАС — шелковая или шелковая с введением шерстяного, льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI—XVII веках поступали в Россию из Ирана. В XVIII — начале XX века производились на русских мануфактурах и фаб­риках. В крестьянском костюме XVIII — первой четверти XX века не получили большого распро­странения.

КАМКА — тонкая шелковая, льняная, шерстяная одно­ цветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с ма­товым узором (фоном)

КАМЛОТ — шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлени­ем шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов.

КАШЕМИР — тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русской деревне ка­шемир очень ценился, использовался для изго­товления праздничной одежды и как отделочный материал.

КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная.

ПАРЧА —- ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначен­ ной для праздничных костюмовВ XIX веке русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной специально для шитья крестьянского костюма.

ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.

САРЖА — шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась так­ же полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления ис­пользовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов.

СИТЕЦ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Осо­бенной популярностью пользовался так называе­мый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором.

СУКНО — шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти.

ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколь­ко жесткой поверхностью. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.

ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.

ТЮЛЬ — хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды.

ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. ЮФТЬ — тонкая цветная кожа.

Приложение VII

Приложение VIII

Приложение IX

Приложение X


 

Приложение XI

Анкета

1. Знаете ли Вы, какую одежду могли носить Ваши прапрабабушка? 
а) да-20; б) нет- 7
2. Можно ли считать русский национальный костюм национальным достоянием нашей страны?

а) да-26; б) нет-1

3. Что относится к женскому народному костюму?

а) джинсы- 1; б) косоворотка- 1; в) сарафан - 25

4. Из какой ткани шилась русская народная одежда?

а) льна- 18; в) шелка- 8

5. Вышивка на сарафане расположена

а) на пояс- 6е; б) по низу- 19; в) на плечах- 3

6. Орнамент - это

а)  узор- 27; б) предмет-0; цвет- 0

Диаграмма №1

Можно ли считать русский национальный костюм национальным достоянием нашей страны? А) да - 20; б) нет 7.

Из диаграммы видно, что опрошенные считают, что костюм является народным достоянием страны.

Диаграмма №2

Орнамент - это

а)  узор- 27; б) предмет-0; цвет- 0

В диаграмме №2 все обучающиеся ответили, что узор, является орнаментом.

Диаграмма №3

Вышивка на сарафане расположена

а) на пояс- 6е; б) по низу- 19; в) на плечах- 3

Большинство обучающихся считают, что вышивка на сарафане расположена в низу платья.

Диаграмма»4

Что относится к женскому народному костюму?

а) джинсы- 1; б) косоворотка- 1; в) сарафан – 25

Из диаграммы видно, что большая часть опрошенных знают, составные части народного женского костюма.

Диаграмма №5

Из какой ткани шилась русская народная одежда?

а) льна- 20; в) шелка- 8

В диаграмме №5 были предложены несколько вариантов ткани, большинство ребят выбрали лён, в действительности лён использовался для изготовления одежды, так как был прочнее и дешевле, чем шёлк.



 

Приложение XII

Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, трудолюбивой хозяйки.

Конь олицетворял природные явления (бурю, ветер, облака), так же считался оберегом ребёнка от злых сил.

Символ света, вечности и жизни. Преграда и отвращение зла, знак закрытости.

 Обычаи -  унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. https://ru.wikipedia

 Навершник - русском костюме домонгольского периода, в 10-13 вв., парадная женская одежда, имевшая вид туники, длинная, довольно широкая, с короткими рукавами.    Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997

   Мировое Древо -  (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней. https://ru.wikipedia.

 Исстари -  С давних пор. Так ведется и. Толковый словарь С.И. Ожегова

 Исстари -  С давних пор. Так ведется и. Толковый словарь С.И. Ожегова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Интересная исследовательская работа! Молодец Алина!!!

21 February 2019

Спасибо, Светлана А., за отзыв.

1 March 2019

Добавила в избранное. Спасибо за материал.

26 March 2020