12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орехова Наталья Сергеевна906
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 28 лет. Люблю организаторскую деятельность.
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
Материал размещён в группе «Научное общество в начальной школе»
5

Исследовательская работа «Ценность тетрадного листа»




Краевое Государственное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Краевой центр образования»

 

Зона свободных открытий

 

Исследовательская работа

Тема: Ценность тетрадного листа

Автор работы:

Десятова Арина Ивановна, 4.10 класс.

Руководитель:

Орехова Наталья Сергеевна, учитель КГА ОУ «КЦО»


 


 


 

Хабаровск, 2017


 

Содержание


 

Введение………………………………………………………...........…..……….….3

Что такое бумага, из чего её производят..............................................................5

  1. История создания бумаги………………….............……...............................5

2. Развитие производства бумаги..............................................................................6

2.1. Современное производство бумаги ...............................................................6

3. Экологические проблемы и способы их решения...............................................8

4. Потребление бумаги................................................................................................9

4.1. Потребление бумаги в мире............................................................................9

4.2. Потребление бумаги в классе........................................................................10

5. Способы бережного отношения к бумаге...........................................................12

Заключение ………………………………………………………….......……….…14

Используемая литература ……………………………………............………........15
/data/files/s1525670558.pptx (Презентация к НПК)

Введение

2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Я живу на Дальнем Востоке, где одним из "богатств природы" считается лес. Только в одном Хабаровском крае насчитывается шесть государственных природных заповедников, самые большие из них «Большехехцирский», «Комсомольский», «Буреинский». Один национальный парк "Анюйский", пять государственных природных заказников.

В Дальневосточной тайге произрастает множество  видов деревьев - различные виды берез, кленов, лип, ильмов, елей, черемух, амурский бархат, маньчжурский орех, монгольский дуб, кедр, ясень. Каждое дерево по - своему уникально и красиво. Такую красоту хочется сохранить на века. Но что для этого нужно сделать? Какой вклад в охрану окружающей среды могу внести я?


 

Цель: Изучить историю создания и развитие производства бумаги. Как можно больше узнать об экологических проблемах связанных с производством бумажной продукции. Что бы представлять себе реальную цену тетрадного листа. Привлечь внимание окружающих меня людей к этим проблемам. Научить бережному отношению к бумаге.

Задачи:

1.Изучить историю создания и развитие производства бумаги;

2. Изучить экологические проблемы, связанные с производством бумаги;

3.Проанализировать потребление бумаги ;

4. Исследовать технологию изготовления бумаги;

5. Узнать о способах переработки бумаги;

6. Обобщить полученные данные и сделать выводы.

Гипотеза: Предполагаю, что если каждый ученик в моем классе, каждый окружающий меня человек, задумается о бережном отношении к бумаге, научится это делать постоянно, то вместе мы сможем "спасти" не одно дерево!

Объект: Использованная бумажная продукция (тетради, альбомы, газеты, журналы и т.д.)

Методы работы: В своем исследовании я использовалатакие методы как: сбор информации, анкетирование, анализ, оповещение (изготовление буклетов).

Свои исследования я начну с того, что изучу историю создания и производства бумаги. Прочитаю об экологических проблемах, которые связанны с этим производством.

Соберу информацию о потреблении бумаги в мире, что бы узнать какое количество древесины уходит на ее производство. А что бы узнать какое количество древесины уходит на тетради и альбомы учеников нашего класса, понять все ли дети знают как можно экономно расходовать бумагу, я проведу анкетирование .

Также, постараюсь узнать, что можно делать с использованной бумагой, где её можно применить.

Собрав полученные данные, проведу анализ, сделаю практическую работу, что бы понять какие действия и поступки позволят бороться с экологическими проблемами или хотя бы уменьшить их влияние на окружающую среду.

Всю информацию обобщу и оформлю в виде буклетов, которые раздам ученикам в школе и окружающим людям.

1. Что такое бумага и из чего её производят


 

Ученые предполагают, что современное слово бумага произошло от итальянского слова bambagia-хлопок.

Тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в   основном  из целлюлозных волокон, вот одно из определений словабумага.  В современной энциклопедии понятие слово бумага отражено так – это материал из растительных волокон, обработанных и беспорядочно соединенных в тонкий лист. На мой взгляд самое точное определение бумаге дает интернет сайт wikipedia, а именно бумага — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозырастений, а также вторсырья.

Из всех этих определений можно сделать вывод, что бумага изготавливается из растительных волокон - целлюлозы.

1.1. История создания бумаги

За много веков до изобретения бумаги, люди для рисунков и письменности использовали камень, глину, дерево, бересту, кость, воск, металл, кожу. Но все эти предметы были или недолговечны, или дороги, либо сложны в использовании.

Бумага была изобретена в 105 году новой эры, в Китае. По приказу императора, китайский чиновник Цай Лунь (Рисунок 1, интернет сайт-wikipedia) должен был найти способ изготовления такого материала для письма, который бы заменил шёлк и бамбук, был более дешёвый и доступный в изготовлении.

Рисунок 1

 

За основу своего изобретения Цай Лунь взял осиные гнёзда. Тонкий, но прочный материал, из которого они были сделаны, наиболее отвечал требованиям императора. Спустя несколько месяцев наблюдения за осами Цай Лунь выяснил, что материалом для строительства гнезд служат омертвелая древесина и растительные волокна, которые насекомые тщательно пережевывают и смачивают клейкой слюной. Размягченная волокнистая масса, высыхая, превращается в светлый, твердый и прочный материал1.

Данное открытие в дальнейшем легло в основу производства бумаги.

2. Развитие производства бумаги

Китаю принадлежит не только изобретение бумаги, но и выдающаяся роль в её дальнейшем развитии и производстве. Долгое время свое изобретение китайцы держали в секрете, и лишь в начале шестого века оно было вывезено в Японию, а затем в страны Азии, Африки. Впоследствии этот способ был завезен арабами в Италию, и ряд других стран Европы. И только в четырнадцатом веке появился в России. Бумага стала вытеснять применявшийся до этого папирус и другие материалы для письма.

В средневековой Италии производственники бумаги заменили используемую в Китае ступу для размола сырья - жерновами, приводимыми в движение водой, начали проклеивать бумагу животным клеем, благодаря чему она перестала пропускать чернила и типографскую краску. В семнадцатом веке в Голландии, был изобретен ролл - аппарат для быстрого и равномерного размола сырья. И только спустя столетия появилась Бумагоделательная машина. А еще через сто лет, в Англии был применен Машинный отлив бумаги 2.

Развитие Машинного производства привело изготовление бумаги в крупную отрасль промышленности в мире.

2.1. Современное производство и переработка бумаги

За многие столетия развития бумажного производства, технология изготовления бумаги претерпела значительные изменения, хотя принцип формирования бумажного полотна не изменился.

Современные целлюлозно-бумажные комбинаты варят целлюлозу в котлах непрерывного действия. Станки работают круглосуточно, без остановок. С конвейеров выходит бумажное полотно, ширина которого достигает девяти метров. Скорость выработки бумаги возросла в десятки раз.

Каждому лесопромышленному комплексу, целлюлозно-бумажному комбинату выделены определенные лесные массивы, так называемые сырьевые базы. Эти лесные кладовые и обеспечивают предприятия древесным сырьем на многие годы.

Так же сырьем для изготовления бумаги является и сама бумага! Ведь бумага – это нечто иное как спрессованная и высушенная масса древесной целлюлозы и клея. Для вторичной переработки бумаги, использованную бумажную продукцию (макулатуру) необходимо отсортировать в зависимости от типа бумаги, очистить от примесей, клея, грязи. Измельчить и снова превратить в целлюлозную массу (рисунок 2, электронная версия журнала nature-time). Такой цикл переработки может повторятся до семи раз.

Рисунок 2

Схема вторичной переработки бумаги

Современное производство и переработка бумаги требует большого запаса сырья, энергетических и водных ресурсов.

3. Экологические проблемы и способы их решения

Промышленное производство бумаги, на всех своих этапах, начиная от заготовки древесины, заканчивая окраской и упаковкой бумажных товаров, оказывает значительное воздействие на окружающую среду.

За последние сорок лет мировое потребление бумаги выросло на 400%. При производстве бумаги в воздух и воду попадают высокотоксичные химические вещества.

Ежегодно в мире потребляется около трёхсот миллионов тон бумаги, на производство которой уходит четыре миллиарда деревьев.3 Природа не может за один год восстановить такой объем вырубленных деревьев, в результате лесные запасы неумолимо уменьшаются на планете земля. Лес-как известно является "легкими планеты",так как только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород. Поэтому экологи во всем мире придают большое значение охране лесов от вырубки и уничтожения ради растущих потребностей людей.

По оценке Агентства США по охране окружающей среды, при переработке макулатуры на производство новой бумаги загрязнение воды снижается на 35%, а загрязнение воздуха уменьшается на 74%, экономия энергии благодаря переработке вторсырья по сравнению с производством бумаги из непереработанной целлюлозы снижает затраты энергии на 40%. Переработка одной тонны газетной бумаги экономит около одной тонны деревьев.4

Несмотря на преимущества переработки макулатуры для окружающей среды, она все же ресурсозатратна. Ученые считают, что замена постоянного цикла переработки может стать использование многоразовой бумаги.

4. Потребление бумаги


 

4.1. Потребление бумаги в мире

Мировое потребление бумаги и картона за последние пятнадцать лет неизбежно растет. Согласно статистическим данным с 2000 года по 2015 рост бумажной продукции составил 80 мил.тон (с 320мил. тон до 400 мил. тон).

В основном для производства бумаги используется первичная целлюлоза-55%, на переработанную макулатуру приходится всего 38% , на недревесные волокна из растений приходится 7%5 (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Вид целлюлозы используемой для производства бумаги


 

Один человек в мире в среднем потребляет более 50 килограмм бумаги в год (диаграмма 2). Так на одного жителя Финляндии (70 % территории страны покрыто лесом) приходится около 250 килограмм бумаги в год. На одного Американца - 200 килограмм, на одного Китайца - около 80 килограмм, Россиянин расходует более 55 килограмм в год, меньше всего бумаги на человека приходится в Индии - около 10 килограмм.6

Диаграмма 2

Потребление бумажной продукции в год на одного человека

Стоит задуматься:

- Сколько понадобиться деревьев, если для изготовления одного листа бумаги формата А- 4 требуется от 13 до 21 грамма качественной древесины. Вес одного взрослого дерева составляет 200-250 кг.;

- Сколько можно сэкономить древесины, увеличив переработку вторичного сырья, если одна тонна макулатуры заменяет около четырех кубических метров древесины или 80-100 кг макулатуры спасают одно дерево.7

4.2. Потребление бумаги в классе

Самые распространенные ученические принадлежности, сделанные из бумаги это учебники, тетради, альбомы для рисования. Учебниками мы бережно пользуемся в течении года, затем сдаем в библиотеку, что бы по ним смогли учиться другие дети, а вот тетрадей и альбомов в течении года исписываем и меняем на новые не один раз.

Для тогочто бы узнать,какое количество древесины необходимо для изготовления тетрадей и альбомов для учеников нашего класса. Я разработала анкету(приложение 1) и предложила её заполнить детям в классе.

В опросе приняло участие 23 ученика, их ответы я обобщила в таблицу (таблица 1). Из которой видно, что за год один ученик исписывает в среднем 54 тетради, что составляет 1кг 620 гр. бумаги, изрисовывает 12 альбомов весом 2кг 400гр.. Вес всех тетрадей и альбомов составил более 92 килограмм.

Таблица 1

Количество тетрадей и альбомов, используемых в классе 4.10 за год

Наименование

Количество опрошенных учеников (чел.)

Потребление одним учеником (шт.)

Вес одной единицы (гр.)

Вес на одного ученика (кг.)

Вес всего (кг.)

Тетрадь ученическая (12 л.)

23

54

30

1,62

37,26

Альбом для рисования (20 л.)

23

12

200

2,4

55,2

Итого:

46

66

 

4,02

92,46


 

На изготовление 1тонны бумаги необходимо 6 м3 древесины (одно дерево это 0,33 м3 сырья) или 18 взрослых деревьев. Получается, что на изготовление 92 кг. альбомов и тетрадей необходимо 0,55 м3 древесины , что составит1,67 деревьев. А если сдать эти тетради и альбомы на переработку, то мы "спасем " одно взрослое дерево.

= = =


 

(первичная целлюлоза из 1,6 дерева) (92 кг. бумаги) (92кг. макулатуры) (одно спасенное дерево)

 

Из проведенного опроса, видно, что большинство детей, знают правила бережного и экономного отношения к бумаге, но применяют их в жизни редко. Из 23 человек -20 знают, как правильно расположить на листе фигуру звезды, чтобы при вырезании было израсходовано как можно меньше бумаги. Исписанные тетради и альбомы практически все дети выбрасывают, только трое человек, указали, что иногда сдают тетради в макулатуру, и один человек никогда не выбрасывает тетради и альбомы с чистыми листами, а старается использовать их на черновики.

5. Способы бережного отношении к бумаге


 

Лес называют- "легкими планеты", так как только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород, так необходимый всему живому на земле. В мире ежегодно потребляется более трёхсот миллионов тон бумаги, на производство которой уходит четыре миллиарда деревьев.

В наших силах уменьшить количество вырубаемых деревьев, если научить окружающих людей бережному и экономному отношению к бумаге, которое в дальнейшем приведет к сокращению объема потребления изделий из бумаги как в отдельно взятой семье, так и во всем мире.

Так сократить избыточное потребление бумаги на бытовом уровне можно, если:

- заменить бумажные полотенца и платки-на текстильные;

- печатать только необходимые документы при этом использовать обе стороны листа;

- по возможности использовать бумагу, изготовленную из вторичного сырья;

- сдать ненужную бумагу в макулатуру;

-бумага - прекрасный материал для творчества. Сделайте из использованной бумаги что-то полезное и красивое.

Обращайте внимание на упаковку товаров, у многих из них встречаются знаки экологической маркировки,она подтверждает соответствие товара определенным нормам безопасности для окружающей среды и потребителя.

Знак "Зеленая точка" в черно-белом, зелено-белом цвете обозначает, что упаковочный материал подлежит вторичной переработке;

Знак в виде треугольника из трех стрелок, означающих замкнутый цикл (создание - применение - утилизация), указывает, что данная упаковка пригодна для последующей переработки;

Такой знак ставят на упаковке, изготовленной из переработанного материала Производителям рекомендуется рядом со знаком уточнять процент "вторичности", например: "Изготовлено на 95% из переработанного картона". На немецких картонных упаковках иногда можно встретить такую фразу:"Плоско сложенная, я становлюсь макулатурой. Спасибо".8

Данные рекомендации я решила оформить в виде памятки (приложение 2) и раздать окружающим меня людям, родственникам, одноклассникам соседям.Все рекомендации легко применимы в жизни, как для одного человека, так и для группы людей. Некоторые из них я взяла себе за правило: листы исписываю с двух сторон, в кармане у меня хлопчатобумажный платок. Мама купила мне акварельную бумагу сделанной из переработанной макулатуры.

Из набора для проведения опытов «Эко-Переработка» я узнала, как в домашних условиях, из использованных тетрадей сделать чистый лист бумаги или картона. Также мной были изготовлены ряд поделок в технике «Папье-маше» и сплетена из бумажной соломки корзинка в виде лисы. Все этапы практической работы отражены в фотографиях (приложение 3).

В классе была организована акция "Собери макулатуру- спаси дерево", на мой призыв откликнулись не только одноклассники, но и дети из параллельных классов нашей школы. В течении недели нам удалось собрать __________ килограмм использованной бумаги. В дальнейшем она была сдана на переработку, из вырученных денег (___________руб.) мы приобрели в класс новые тетради в количестве ___________ штук. Фото-отчет проведения акции с описанием всех действий, оформлен в виде приложения (приложение 4).

Надо отметить, не смотря на то что время акции было ограничено, по её окончанию дети все равно приносили использованные тетради, журналы. По этому, с руководителем проекта, было принято решение, сделать акцию постоянной. Короб для сбора макулатуры оставить в классе, что бы все желающие складывали в него использованную бумагу. По мере наполнения короба, бумага будет сдаваться в пункт приема макулатуры.

Заключение

Изучив историю создания и производства бумаги, я узнала, что бумага изготавливается из растительных волокон - целлюлозы. Изобрел её китайский чиновник Цай Лунь.

Современное производство и переработка бумаги требует большого запаса сырья, энергетических и водных ресурсов, это влечет за собой экологические проблемы, такие как: вырубка лесов, загрязнение воды и воздуха высокотоксичными химическими веществами.

Бороться с данными проблемами можно если постараться уменьшить производство бумаги из первичной целлюлозы. Так как при переработке макулатуры загрязнение воды и воздуха снижается в разы, уменьшается заготовка древесины.

Проведя опрос среди своих одноклассников, я узнала, что за год мы расходуем в среднем 92 кг. тетрадей и альбомов, на изготовление которых уходит чуть больше одного дерева, а если эти тетради сдать на переработку, то мы сможем "спасти" одно дерево! Также результаты опроса показали, что не все дети знают и применяют в жизни правила экономного расходования бумаги.

Изучив способы вторичной переработки бумаги, применила их на практике. Сделала поделки и сувениры, в технике "Папье-маше" и "Плетение бумажной соломкой". В классе был организован сбор использованных тетрадей, альбомов, журналов, газет. В дальнейшем вся макулатура была сдана в пункт приема.

Все это дало возможность понять какие действия и поступки позволят экономить бумагу, тем самым сократить заготовку древесины.

Полученные данные я обобщила и оформила в виде буклетов, которые раздала ученикам в школе и разложила по почтовым ящикам в подъезде.

Если эти буклеты прочитает, а тем более воспользуется моими советами хоть один человек, то можно считать, что поставленная цель исследования: Привлечь внимание людей к проблемам связанных с производством бумажной продукции, научить бережному отношению к бумаге -достигнута.

Список литературы

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2010. - 736 с.;

Ушакова Д. Н. Большой энциклопедический словарь. Россия: DicView : Наука,2000-1000с.;

Журнал «Наука и жизнь» №3 за 2007 г, Статья «Некоторые знаки экологической маркировки»;

Интернет-сайт Википедия https://ru.wikipedia;

Интернет-сайт Мир знаний http://mirznanii.com;

Интернет-сайт Бумажная промышленность http://sbo-paper.ru;

Электронная версия журнала nature-time http://nature-time.ru/2014/04/.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

(Исследовательская работа" Ценность тетрадного листа")

Анкета

Дорогой друг! Спасибо, что согласился ответить на мои вопросы, тем самым ты поможешь мне разобраться в моем исследовании по теме: "Ценность тетрадного листа"

1.                Сколько ученических тетрадей ты используешь за учебный год?

 

 

от 0-50 тетрадей

 

 

 

от 50-100 тетрадей

 

 

 

от 100-150 тетрадей

 


 

2.          Сколько альбомов для рисования ты используешь за учебный год?

 

 

от 0-10 альбомов

 

 

 

от 10-20 альбомов

 

 

 

от 20-50 альбомов

 


 

3. Что ты делаешь с исписанными тетрадями и изрисованными альбомами?

 

 

Выкидываю

 

 

 

Сдаю в макулатуру

 

Другой ответ, напиши. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.     Выбрасываешь ли ты тетради, альбомы с чистыми неисписанными листами?

Да, приходится. Один чистый листик ни как не используешь.

Нет. Чистые листы можно использовать как черновики.


 

5. Тебе необходимо, на листе бумаге, вырезать фигуру звезды.

Какой способ будет правильным? Почему?

 
 

 


 


 


 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 

Спасибо за проделанную работу!

Анкету подготовила Десятова Арина, класс 4. 10


 


 


 


 


 


 


 

Обращайте внимание на упаковку товаров, у многих из них встречаются знаки экологической маркировки!

Знак "Зеленая точка" обозначает, что упаковочный материал подлежит вторичной переработке;


 

Знак в виде треугольника из трех стрелок, означающих замкнутый цикл (создание - применение - утилизация), указывает, что данная упаковка пригодна для последующей переработки;


 

Такой знак ставят на упаковке, изготовленной из переработанного материала Производителям рекомендуется рядом со знаком уточнять процент "вторичности", например: "Изготовлено на 95% из переработанного картона".

Приложение 2

(Исследовательская работа" Ценность тетрадного листа")

Краевое Государственное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Краевой центр образования»

Памятка о бережном отношении к бумаге

Выпущена к исследовательской работе

"Ценность тетрадного листа"

Подготовила:

Десятова Арина Ивановна, 4.10 класс.

Руководитель:

Орехова Наталья Сергеевна,

учитель КГА ОУ «КЦО»

Хабаровск, 2017

Любите родную природу Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней относится добрей!


 

Помните !!!

Это может каждый человек:

- Сократить избыточное потребление бумаги. Например, отказаться от покупки бумажных полотенец и платков, заменив их текстильными;

- Сдать ненужную бумагу в макулатуру;

-    Печатать только необходимые документы и использовать обе стороны листа;

- По возможности использовать бумагу, изготовленную из вторичного сырья;

- Бумага - прекрасный материал для творчества. Сделайте из использованной бумаги что-то очень красивое.

Ежегодно в мире потребляется около трёхсот миллионов тон бумаги, на производство которой уходит четыре миллиарда деревьев.

В наших силах уменьшить количество вырубаемых деревьев, если соблюдать ряд правил

Лес называют- "легкими планеты", так как только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород, так необходимый всему живому на земле.

Приложение 3

(Исследовательская работа" Ценность тетрадного листа")

Практическая работа:" Способы применения использованной бумаги"



 


 

Приложение 4

(Исследовательская работа" Ценность тетрадного листа")

Проведение акции : "Собери макулатуру- спаси дерево"


 


 

1https://ru.wikipedia.org/wiki/Определение,понятие слова Бумага

2http://mirznanii.com/a/195225/istoriya-sozdaniya-bumagi

3https://ru.wikipedia.org/wiki/Бумага#Технология_производства

4http://nature-time.ru/2014/04/pererabotka-makulaturyi (электронная версия журнала nature-time)

5http://nature-time.ru/2014/04/pererabotka-makulaturyi (электронная версия журнала nature-time)

6http://sbo-paper.ru/upload/pdf/2.2._Bumprom

7 https://ru.wikipedia.org/wiki/Бумага#Технология_производства

8«Наука и жизнь» №3 за 2007 г, Статья «Некоторые знаки экологической маркировки»

Опубликовано в группе «Научное общество в начальной школе»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Омарова Альмира Шигаповна, 20.05.18 в 11:36 2Ответить Пожаловаться
Большая и интересная работа. Много полезной информации. Понравились вопросы анкеты.
Орехова Наталья Сергеевна, 21.05.18 в 04:28 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Альмира Шигаповна, за внимание к нашей работе)
Орехова Наталья Сергеевна, 22.05.18 в 07:59 1Ответить Пожаловаться
В школе мы заняли 1 место, а в городе - 3)))
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.08.18 в 09:21 1Ответить Пожаловаться
Какие умнички! Отличная работа,Наталья Сергеевна!
Орехова Наталья Сергеевна, 22.08.18 в 07:41 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна)))
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.08.18 в 07:49 1Ответить Пожаловаться
День добрый, Наталья Сергеевна!
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.

Отредактировано 22-08-2018 07:50

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.