12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клементьева Наталья Анатольевна22

МКОУ Кунарская СОШ

«Род и семья –

основы нравственных ценностей»


 


 


 

Исполнитель: Бутаков Иван,

ученик 5 класса

МКОУ Кунарской СОШ

Руководитель: Клементьева Н.А.,

кл. руководитель


 


 


 


 


 

ГО Богданович, 2017 г.


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Моя родословная………………………………………………………….

Происхождение фамилии Бутаков……………………………………

Родословное древо ……………………………………………………

Как хорошо, что есть семья… ………………………………………..

Нравственные ценности моей семьи……………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства.

Страны моей, Моей России».

(Гимн Семьи. Илья Резник)

Введение

В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы людей помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь  в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

В словаре С.И Ожегова говорится, что род – это ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение». Принадлежность к роду частенько определяет его судьбу («на роду написано»), долю, какие-то устойчивые черты характера («он родом таков»).

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.

В словаре С.И Ожегова мы находим понятие: «Семья – это группа живущих вместе родственников». Все остальные, даже отделившиеся дети, будут родней. Семья – главное в жизни каждого человека. Это самые близкие люди, те, кого мы любим больше всех, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Чем древнее народ, тем сложнее система родства – родословная. Она определяет место человека в семье, помогает ему выстроить с близкими людьми особые родственные нравственные отношения.

Цель проекта: узнать, что такое род, родословная, семья, что означает моя фамилия.

Моя родословная.

«…ты, Человек... Ты — память рода и память крови, наконец»

(Сергей Викулов)

Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью,
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.

(Геннадий Кабаев)

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

При подготовке проекта я задался вопросом, а что же означает моя фамилия?

Происхождение фамилии Бутаков.

Обладатели фамилии Бутаков, несомненно, могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Бутаков образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Фамилия Бутаков произошла от прозвища Бутак. Прозвище могло образоваться от одного из двух глаголов: «бутать» или «бутить». Глагол «бутать» в говорах имел разные значения: «шумом, стуком пугать рыбу», «шить» и другие. А глагол «бутить» означал «заваливать яму, ров или воду камнем и землей». Таким образом, прозвище Бутак было дано человеку по роду его занятий. Он в равной степени мог быть как рыбаком, портным, так и каменщиком. Позднее от прозвища Бутак возникла фамилия. В гербовнике она датируется 1845 годом.

Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Бутак, со временем получили фамилию Бутаковы.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Бутаков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Бутаков  представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры1.

 

На Среднем Урале фамилия встречается с первой четверти XVII в.: на посаде Верхотурья жил своим двором стрелец Флор (Фрол) Бутаков, ниже Верхотурья на р.Туре находилась деревня крестьянина Ивана Савельевича Бутакова; за Турой была еще одна деревня крестьянина Ивана Бутакова — возможно, однофамильца или родственника первого (перепись 1624 г.).

География распространения фамилии Бутаков на Урале.

Фамилия была распространена в пределах Белоярской сл.: в д.Мезенской жил крестьянин Евдоким (Овдоким) Васильевич Бутаков (перепись 1710 г.), позднее переселившийся в д.Булатову (перепись 1719 г.); в д.Бутаковой (Будаковой) жили своими дворами Василий Карпович Бутаков и два его сына — Карп и Никифор (перепись 1710 г.), переписью 1719 г. в этой деревне зафиксированы братья Федор и Карп Васильевичи Бутаковы, а также Аввакум Иванович Бутаков, записанный в 1710 г. под другой фамилией (см. БУНЬКОВ).2

От белоярских Бутаковых пошел род моего прапрадеда Бутакова Ивана Петровича.

Родословное дерево моей семьи

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда,

везде хранит меня…»

Для семьи большая ценность –

вера, искренность, любовь.

И для них священна верность.

Не предаст родная кровь.

Чтоб семья такою стала,

вместе, дружно, день за днем,

всей душою, неустанно

стройте ваш счастливый дом.

(Таисия Февронина)

Строятся родственные отношения, чаще всего, на любви, на взаимной любви родителей к детям и внукам. В настоящее время в нашей стране отмечается праздник «Любви, семьи и верности и символом этого праздника является Ромашка. Семейные заповеди существуют очень давно. А по каким же заповедям должны жить в семье?

Почитай отца, мать

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе.

Не огорчай никого.

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Люби свою семью и делай её лучше.

Свято храни честь своей семьи.

Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Издавна на Руси семья занимала главнейшее место, ведь она укрепляла и растила новые поколения русского народа. Семьей принято было гордиться и на нее надеяться. Даже детей готовили к семейной жизни с раннего возраста: девочкам с 5 лет шили приданое, а мальчиков приобщали к какому-либо делу. Они должны были стать зaщитниками своего Рода, своей Родной земли. "…То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством…" (И.А. Ильин).

Поэтому так важна связь поколений в семье; знание традиций своего народа, формирующих вкусы детей, помогающих сделать осознанный выбор между вечными и временными (мнимыми) ценностями.

Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья. Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та, где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.

По глубокому убеждению К.Д.Ушинского истинно воспитанным человек может стать в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Нравственные ценности моей семьи.

«Семья каждого – крылья его Души»

И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется 
Веков связующая нить.

(Г.Кабаев)

моя семья

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. «На чужую кучу нечего глаза пучить», «На то даны руки, чтобы работать». «Своего добивайся, рода не чуждайся», «Краса дома – родные», «Коли в семье лад, так не надобен и клад», «Семейное согласие без родных не живет», «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает» По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями, сестрами, как и с родной стороной, человек беспомощен. Дети должны знать, в каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли.

В нашей семье бережно хранится рассказ моей двоюродной прабабушки Марии о дне своего рождения, когда по нашему селу, отступая, проходила армия Колчака. Рассказ этот был записан со слов Марии её дочерью Ниной.

А моя прабабушка Дуся родилась в тот день, когда в селе случился пожар. И её мама побежала на пожар, а тут и решила появиться на свет прабабушка Дуся.

Также в семьях наших родственников хранятся книги Евгении Долиновой «Девчонки», одной из героинь которой была моя двоюродная бабушка Нина. Во время описываемых событий ей было 13 лет.

Обложка книги Е.Долиновой «Девчонки»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Мне хотелось бы подробнее рассказать о моих прабабушках, на долю которых выпали тяжкие испытания войной.

Мурашёва (Киселева) Галина Федоровна – моя прабабушка со стороны мамы.

В Казахстане в простой обыкновенной семье в 1924 году родилась моя прабабушка Галя. Отец подшивал валенки, а мать была портнихой, обшивала всех в округе, а также и свою дочку Галю. Галя росла, как королева, постоянно ходила в обновках: то платье новое, то пальто. Но началась война, отца сразу призвали на фронт, а мама осталась на хозяйстве. Не осталась в стороне и Галя: в 17 лет ушла на фронт санитаркой. И начала военная судьба бросать её из города в город. Скидок не было, служили девчонки наравне с мужчинами.

В августе 1944 года окончила двухмесячные курсы в учебной команде при инспекции Красноярского ТУГМР, получила звание командира отделения .

В подчинении у нее было три десятка солдат, но Галя была не из робкого десятка. Некоторые подсмеивались над ней, но все относились с уважением. Был страшный голод, и Галя, чтобы накормить раненых и солдат, ночью с группой солдат отправились на картофельное поле, охраняемое немцами. Ползком, с рюкзаками за спиной, пробрались под колючую проволоку и руками выкапывали картошку. А когда включались прожектора, чтобы немцы не заметили, прятались в картофельной ботве.

Всем солдатам выдавали сухие пайки, где были не только тушёнка и сахар, но и табак, который моя бабушка Галя выменивала на хлеб и отдавала его раненым. А когда совсем нечего было есть, варили суп из ботвы или лебеды и картофельных глазков. Такой суп не лез в горло, но чтобы выжить, приходилось его есть, а солдаты приговаривали: «Ешь, Галька, ешь, а то до победы не доживешь…» И Галя глотала ту похлебку, спасала раненых, и дожила до победы.

После войны прабабушка Галя работала сначала грузчиком на базе на Сортировке, а потом её заметили, вернее её отношение к работе, предложили работу в магазине, где она и «выросла» до заведующей продуктовой базой, а потом заведующей в продуктовых магазинах в районе Сортировка в г. Свердловске. Вырастила троих сыновей и дочь. К сожалению, в 2011году прабабушки Гали не стало, а из детей остался в живых только один сын.

Медведева Евдокия Сергеевна – моя прабабушка со стороны папы.

Моя прабабушка, Медведева Евдокия Сергеевна, - труженица тыла, ветеран труда. Она родилась в большой семье, где, кроме неё, было ещё четыре сына и две дочери. Она была самой младшей в семье. Когда бабушке Дусе было пять лет, умерла её мама, и ей пришлось жить с мачехой. Мачеха их обижала, не кормила, заставляла работать. А когда умер отец, мой прадедушка, мачеха их выгнала. Жить стало еще труднее, а тут и война началась. Кушать было нечего. Напротив её дома перед самой войной была построена колхозная ферма. Полураздетая, постоянно голодная, помогала ночному сторожу пилить дрова для фермы, носить воду, ухаживать за скотом, А за это доярки подкармливали её: кто кусок хлеба даст (хоть и с мякиной, но все равно хлеб), картошку варили коровам, украдкой доярки наливали кружку молока. Вот этим она и выжила. Как и все деревенские дети, работала на прополке и уборке на овощных полях, пасла скот, боронила на быках колхозные поля, работала прицепщиком на тракторах. А когда ей исполнилось 18 лет, её стали посылать на лесозаготовительные работы.

Много лет отработала бабушка Дуся на ферме дояркой, а потом телятницей. В то время на фермах не было никакой техники. Доили коров вручную 3 раза в день. Вставать приходилось очень рано, а возвращалась домой поздно вечером. Корм разносили коровам и телятам тоже вручную. И навоз вывозили сами.


 

А на этом фото моя прабабушка с коровой Жданкой. Эта корова замечательна тем, что от нее все доярки отказались, так как это была молодая корова с очень тугим выменем. Бабушка сделала из нее первую по тем временам в колхозе рекордсменку, надаивая по 20 литров молока в день. Это очень тяжелый труд.

Многие её сверстники не успели выучиться в техникумах, институтах, а некоторые, как моя прабабушка, и в школах – время отняла война.

А нам учиться не пришлось –

Тому виной была война,

А на защиту поднялась

Стальной стеной моя страна.

Ушли на фронт отцы и братья,

В селе осталась лишь беда,

И мы, совсем еще девчонки,

Пошли работать кто куда…

(Рукавишникова З. И.)


 

Всю свою жизнь отдала бабушка Дуся колхозу, и почет заслужила, и уважение земляков, и награды Родины. Одна вырастила дочь, мою бабушку. И до сих пор, вспоминая то время, она говорит: «Мы хоть голодовали, да бомбёжек и плена не знали, спали спокойно».

Прабабушка Дуся относится к тем, кому в «сороковые, роковые» было не более 12 лет, теперь называют их детьми войны. Они не брали в руки оружие, не шли в открытый бой, не уничтожали фашистских танков, но кто скажет, что они не знают, что такое война. Они – труженики тыла. Их память о том времени еще жива, они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах: это они, хрупкие девчонки работали зимой на лесозаготовках (валили лес, пилили дрова), порой мороз -30-40 градусов, а они там и спали. Ноги пристывали к немудреной обувке. А летом снова на колхозные поля, сенокос, уборка хлебов, уход за скотом. Да и домашнее хозяйство было все на подростках. Дети, старики, женщины – вот она «тягловая сила» фронтового тыла. Но все выстояли и выдержали. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Так давайте же будем дарить этим людям особую заботу, любовь и внимание. На примере их жизни можно увидеть, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях, выпавших на их долю в годы войны, как проявлялись лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

Вот такие отважные, сильные духом девушки, каждая, как могла, приближали победу.

Заключение

Сохранив историю своей семьи – мы сохраним историю страны.

Тебе сегодня жить досталось.
Не первый ты. Но крайний ты.
В тебе всех пращуров усталость,
всех предков смелые мечты.

И опыт их, и честь, и слава,
и гордость их, и даже стать...
И у тебя такого права
нет — их могилы растоптать
.

(Сергей Викулов)

Прабабушка Дуся сейчас очень больна, но пока она могла, она всегда охотно приходила на встречи со школьниками и детьми детского сада. На этих фото моя прабабушка на встречах с детьми детского сада.

На встрече со школьниками в День пожилых людей.

Встреча со школьниками в музее Боевой славы

Она рассказывала о том, как приходилось работать во время войны и в послевоенное время. Про мою прабабушку Дусю писали в областной газете «На смену», о том, как она делится воспоминаниями со школьниками. Фотография из газеты у нас сохранилась.

Вырезка из газеты «На смену»

Прабабушка Дуся уже не ходит на праздники, проводимые у нас в селе. Но на митинг 9 Мая всегда ходит.

Я всегда ходил с прабабушкой, чтобы возложить цветы к Стене Памяти погибшим в годы войны.

Прабабушка Дуся, бабушка Валя и я 9 мая 2015 года

 

На стенде «Ветераны труда» есть фотография моей прабабушки Медведевой Е.С. Я горжусь своими прабабушками

За время реализации проекта я лучше узнал свои корни, узнал, что такое род, родословная, семья. Мне было интересно узнать, что означает моя фамилия. И моей семье еще надо провести большую работу, чтобы в нашей родословной было как можно меньше белых пятен.

Каждый из нас принадлежит к какому-то роду, даже к двум — роду по отцу и роду по матери. Наше родовое дерево – это наша защита и подпитка, это наша опора, это наша поддержка в трудные времена. Относитесь с уважением к вашему роду, и вы облегчите себе жизнь.


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

1.Викулов С. Память рода. Стихотворение

2.Кабаев Г., стихотворение о семье.

3.Ожегов С.И., Словарь русского языка. М., «Русский язык».1990

4.https://www.analizfamilii.ru/Butakova/proishozhdenie.html

5.http://www.okorneva.ru/proishojdenie--familiy-kamyishlovskogo-uezda-slovar-uralskih-familiy/butakov/

6.http://infourok.ru/nravstvennoe-vospitanie-detey

7.Рукавишникова З.И., А нам учиться не пришлось. Стихотворение.
 

1 Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.) Анализ происхождения фамилии Бутаков подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

2 Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство «Екатеринбург», 2000 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.