Проектно-исследовательская работа «Полюби эту вечность болот»

4
0
Материал опубликован 17 April 2017 в группе

Департамент образования Кировской области

МОУ ДОД Оричевский Дом детского творчества

Районный заочный конкурс «Подрост»

(«За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»)

МОУ Лугоболотная средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

Экологическая тропа

«Полюби эту вечность болот»

Руководители:

Е.А. Овчинникова, учитель биологии

Е.П. Егорова, зам. директора по воспитательной работе

п. Юбилейный

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3-7

   

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ СМОТРОВЫХ ПЛОЩАДОК

8

1.1.Экологический объект №1. Торфоразрез

8-9

1.2. Экологический объект №2. Росянка

10-12

1.3.Экологический объект №3. Особенности произрастания березы в условиях недостаточного питания

13-15

1.4.Экскурсионный объект №4. Накопление торфа в условиях естественного зарастания болота

16

1.5.Экскурсионный объект №5. Участки растительности в условиях избыточного увлажнения

17-19

1.6.Экскурсионный объект №6. Участки растительности в условиях умеренного увлажнения

19-21

1.7. Экскурсионный объект №7. Искусственный водоем.

22

1.8. Экскурсионный объект №8. Виды рельефа в условиях выработанных торфяников

23

1.9. Экскурсионный объект №9. Антропогенное воздействие

24

1.10. Экскурсионный объект №10. Бобровое жилище

25-29

   

РАЗДЕЛ 2. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

30

2.1. Информационно-аналитический этап

30-31

2.2. Содержательно-практический этап

31-32

2.3. Контрольно-оценочный этап

33

2.4. Календарный план мероприятий общешкольного проекта «Экологическая тропа»

33-36

   

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА

37-38

   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

39

   

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

Информационная карта проекта

Название проекта

Экологическая тропа «Полюби эту вечность болот»

Направление проекта

Привлечение учащихся к исследовательской и природоохранной деятельности

Цели проекта

Формирование экологического образования учащихся через создание экологической тропы, изучение особенностей болотных экосистем на выработанных торфяниках, привлечение учащихся к проблемам охраны природы

Задачи проекта

Внести предложение Администрации Кировской лугоболотной станции о создании экологической тропы

Исследовать территорию и составить маршрут экологической тропы

Наметить экскурсионные объекты

Создать творческие группы их учащихся и учителей школы

Провести планирование работы творческих групп

Утвердить план работы на тропе

Подготовить информацию-описание остановок на тропе

Провести организационный сбор «Полюби эту вечность болот…»

Провести творческие конкурсы рисунков, стихов, названий остановок и т.д.

Провести открытие тропы

Обновление содержания деятельности детского объединения «Республика ЛОТОС»

Написание исследовательских работ по материалам экскурсионных объектов

Принять участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ

Перечень основных результатов проекта

Создание экологической тропы, организация экскурсий, оборудование смотровых площадок, написание исследовательских проектов, участие в районных и областных конференциях и конкурсах

Сроки реализации проекта

Октябрь 2008 – май 2010 года

Постановка проблемы.

Название "учебная тропа природы" можно понимать как "мы изучаем природу" и как "природа нас учит". По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, "каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают».

Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют особую заботу и бережное отношение к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. Иными словами можно сказать, чтобы пробудить у школьников доброе отношение к окружающему миру, необходимо дать определенные знания. Этому и служит создание нашей экологической тропы, которая не только расширяет природоведческие знания учащихся, но и знакомит их с природными объектами, дает возможность оценить деятельность человека в окружающей среде, проявить социальных инициативы, познавательные и творческие способности учащихся.

Цели и задачи проекта.

С целью привлечения учащихся к изучению особенностей природы выработанных торфяников, активизации детских инициатив, обновления содержания деятельности детского объединения «Республика ЛОТОС», воспитания бережного отношения к природе был создан проект «Полюби эту вечность болот».

В его реализации используется природный объект на месте промышленной разработки торфяных болот, где в настоящее время происходит восстановление флоры и фауны. Проект помогает заинтересовать учащихся, формирует осознанное отношение к природе и, в конечном итоге, побуждает желание создать природный уголок для охраны, изучения и восстановления болотных экосистем.

Основными задачами проекта «Полюби эту вечность болот» являются:

Внести предложение Администрации Кировской лугоболотной станции о создании экологической тропы

Исследовать территорию и составить маршрут экологической тропы

Наметить экскурсионные объекты

Создать творческие группы их учащихся и учителей школы

Провести планирование работы творческих групп

Утвердить план работы на тропе

Подготовить информацию-описание остановок на тропе

Провести организационный сбор «Полюби эту вечность болот…»

Провести творческие конкурсы рисунков, стихов, названий остановок и т.д.

Открытие тропы

Написание исследовательских работ по материалам экскурсионных объектов

Принять участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ

Аннотация проекта

Создание экологической тропы осуществлено на участке зарастания и заторфовывания недосушенной части болота. Она представляет собой участок в 30 га. На тропе можно проследить наглядную картина того, как на прежде нарушенных торфяниках восстанавливается фауна и флора, идет формирование и обогащение природного комплекса.

Здесь привлекают внимание яркие краски лесопосадок, своеобразное бобровое жилище, причудливая мозаика травосмесей. Так, на выработанных и некогда по существу бросовых площадях «Гадова» болота возникли условия для создания неповторимого кусочка ноосферы, дающего возможность не только проводить наблюдения и исследования, но и полнокровно жить в гармонии с природой.

Тропа находится на расстоянии 2 км от школы. Ее протяженность около 1км. Наша экологическая тропа проходит через зону естественного зарастания и заторфовывания недосушенной части болота. Причудливый ландшафт, необычные биологические особенности древесной растительности, особенности произрастания сосны обыкновенный в условиях отсутствия питательных веществ (карликовые формы – высота 20-30-летних деревьев достигает 1,5 – 2 метра), результаты деятельности бобров, естественное зарастание болота, возможность увидеть различия в развитии растений на участках с разными уровнями увлажнения (избыточный и умеренный), показательный участок антропогенного воздействия деятельности человека на урожайность и видовое разнообразие трав и уникальный природный объект – нетронутый горизонт торфонакопления, который был сохранен учеными станции со времен промышленной торфоразработки – все это способствует развитию интереса к родной природе и осознанию ценности того места, в котором живем. (Приложение – карта)

Протяженность учебной тропы обусловливается временем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами (до 1,5ч). Для старшеклассников - это два, два с половиной часа - соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Они проходят все объекты тропы.

Стратегия проекта и механизмы достижения целей.

Привлекательность работы по созданию тропы для школьников складывается из следующих компонентов:

- необычность и новизна содержания и формы работы. Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, экскурсии, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения.

- возможность общения с природой, постижения ее красоты, осуществления личных открытий. Тропа не монотонна. Она может заинтересовать сменой природных объектов: водоотводный канал (гидросооружение), перекрытый бобровой плотиной сменяется торфоразрезом, затем участники тропы попадают на участок болота, знакомятся с разнообразием болотной растительности (целая популяция росянки), далее – знакомятся с опытами ученых станции, еще, пройдя немного по тропе, могут увидеть два искусственных водоема правильной формы, созданные 20 лет назад.

- реализация способностей учащихся. Изготовление буклетов, плакатов, подготовка рассказов экскурсовода, привлечение исследований ученых станции дают возможность участникам обогатить свои познания.

Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают исследовательские навыки, развивают коммуникативные способности, ответственность и трудолюбие.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.

- осознание учащимися значимости собственной деятельности.

Территория тропы является площадкой и для научных исследований сотрудников станции. Участие школьников в исследовательской работе вносит вклад в деятельность ученых станции.

Кадровое обеспечение проекта

Директор Кировской лугоболотной опытной станции

Научный руководитель, дает рекомендации по использованию земель для создания экологической тропы, составление топографической карты тропы

Директор МОУ Лугоболотная средняя общеобразовательная школа

Руководит организационными работами по созданию экологической тропы, поиск объектов, определение маршрута тропы. Поощряет и награждает участников проекта

Заместитель директора по учебной работе

Организует общешкольную конференция «Грани познания»

Заместитель директора по воспитательной работе

Руководит работой по созданию групп, определяет содержание их работы, готовит Положения о конкурсах, выставках, фестивалях, конференциях. Координирует работу групп. Проводит диагностику.

Педагог-организатор

Организация и проведение конкурсов, выставок, фестивалей, смотров.

Учитель биологии

Проводит неделю экологии.

Координирует работу групп.

Составляет график экскурсий. Планирование и реализация программы исследований на экологической тропе:

Изучение видового состава на почвах разной степени увлажнения;

Изучение видового состава растений болота;

Изучение водоема «Рекогносцировочное описание водоема», «Определение биотического индекса водоема по методике Вудивисса»;

Изучение рельефа;

Описание почвенного разреза;

Определение чистоты воздуха по хвоинкам сосны обыкновенной;

Лихеноиндикация (определение чистоты воздуха по лишайникам);

Описание «Мое любимое дерево», «Мой любимый кустарник»; «Описание фитоценоза леса»

Учителя литераторы

Руководят работой группы экскурсоводов, организуют конкурсы литературного творчества, связанные с флорой и фауной местности

Учителя рисования

Организуют конкурсы рисунков, плакатов, листовок

Учителя технологии

Организуют работу трудовой группы: стендов, мостиков на смотровых площадках

Учитель музыки

Организует хоровой конкурс «Как прекрасен этот мир»

Классные руководители

Организуют классные часы природоохранной тематики, экскурсии в музей и на тропу

Психолог

Мониторинг степени удовлетворенности учащихся от выполненных работ, от посещения тропы

Социальный педагог

Проведение работы по привлечению учащихся, требующих к себе повышенного вынимания

Описание смотровых площадок

и содержание экскурсий школьной экологической тропы

Экскурсионный объект №1.

Торфоразрез.

Представленный на этой смотровой площадке торфяной срез довольно старый. Нижние слои этих торфяников насчитывают возраст свыше шести тысяч лет, а верхние полторы-две тысячи. Видимая часть этого среза имеет высоту около двух метров, а высота торфосодержащего пласта равняется примерно четырем метрам. Эта высота образована пятью торфяными слоями. Третий и четвертый слои находятся уже под грунтовыми водами (на глубине 1,5м), поэтому их не должно было быть видно, если бы мы сделали раскопку в поле. Здесь же мы можем видеть не только третий, но даже часть четвертого слоя. Именно этим и удобен этот объект для наблюдения, так как грунтовые воды уходят сразу в канал, находящийся рядом с объектом. Этот разрез поражает воображение посетителей и помогает заглянуть в историческое прошлое Земли.

Высоты этих горизонтов разные и не зависят от глубины. Так, первый горизонт имеет высоту около 70см, второй – 30см, третий – 50см, четвертый – 1,5м, пятый – 1м. Но есть и более глубокие горизонты, не торфяные, а образовательные. Шестой слой довольно небольшой – 10см. Он состоит из оглеенной серо-сизой супеси, которая по плотности напоминает пластилин. Ниже идет седьмой слой – от 1м и более. Это в основном среднезернистый серый песок.

Если с высотой слоев никакой закономерности не наблюдалось, то pН горизонтов более или менее закономерна. До четвертого горизонта включительно, кислотность падает (от 5,3 до 4,5), а ниже она опять усиливается (с 4,5 до 5,7). А вот влагоемкость слоев зависит от их ботанического состава. Так, первый слой – древесный, второй – древесно-осоковый, третий – осоковый , четвертый – тростниково-осоковый , пятый – древесно-тростниковый, шестой – супесь оглеенная , седьмой – песок серый . Самые влагоемкие горизонты как раз находятся под грунтовыми водами и в избытке ими пропитаны, ведь осока это не только влаголюбивое растение, но и довольно влагоемкое.

Перспективы, предполагаемые в наших местах довольно логичны и последовательны. Раньше, когда кругом были болота, станция осушала их, велись вырубки лесов. Целью всех мероприятий была добыча торфа. Все это конечно негативным образом сказалось как на окружающей среде, так и на самом плодородии почв. Торф, накапливающийся столько лет, был просто изъят из недр. Торфодобычи велись в неимоверных масштабах. Итогом этого стало сильное торфяное обеднение, которое не могло не сказаться даже на животном мире. В настоящее время все торфоразработки на прилегающих к станции территориях прекращены. Основная цель, стоящая перед станцией – это повторное заболачивание территорий с целью последующего торфо- и видообразования.

 

Экскурсионный объект №2.

Росянка – растение-хищник.

" ... Летел-летел, глядит - среди леса дремучего болото топучее. Никого на болоте нет, только мох кругом, а во мху малая Травинка растет.

Спустился Комар на болото, сел на Травинку.

Спрашивает Травинку:

- Уж не ты ли Росянка - Комариная Смерть?

Отвечает Травинка сладким голоском:

- Погляди, Комар, на мои цветочки.

Поглядел Комар на цветочки. Белые цветочки в зеленых колокольчиках.

Солнце за тучку, - цветочки в колокольчики. Солнце из тучки, - и цветочки

выглянут.

Говорит Комар Травинке:

- Хороши у тебя цветочки! А не видала ты Росянки - Комариной Смерти?

Говорит Травинка сладким-пресладким голоском:

- Погляди, Комар, на мой колосок...

Поглядел Комар на колосок.

Колосок прямой, зеленый, стройненький.

Говорит Комар Травинке:

- Ничего себе колосок. А не слыхала ты про Росянку - Комариную Смерть?

Говорит Травинка приторным голоском:

- Погляди, Комар, на мои листочки!

Поглядел Комар на листочки. Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками.

Как увидел Комар те капельки, - сразу пить захотел. Слетел на листок,

опустил в каплю носок, стал росу медвяную пить.

Летела мимо Стрекоза, увидала Комара на листке и говорит:

- Попался Комар Росянке!

Хотел Комар крыльями взмахнуть, - крылья к листку пристали; хотел

ногами шагнуть, - ноги увязли; хотел нос вытащить, - нос прилип!

Изогнулись гибкие булавочки, вонзились в комариное тело, прижали Комара к листку, - и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью.

Тут Комару и смерть пришла.

А Росянка и по сей день на болоте живет и других комаров к себе ждет."

Почему природа превратила продуценты в консументы?

Что заставило растения приспособиться к ловле насекомых?

Я узнала, что ничего не подозревающая муха садится отдохнуть на широкий лист венериной мухоловки. Насекомое обречено: это растение – хищник, питающийся мелкими животными.

По разным данным, известно около 400-500 видов плотоядных растений. Все они часть питательных веществ получают за счет животных (в основном насекомых), которых они ловят разными хитроумными способами. У наиболее известных "хищников" — росянок, непентесов и саррацений — основную часть добычи составляют насекомые (отсюда другое название этих растений — насекомоядные). Другие — водные пузырчатки и альдрованды — ловят чаще всего планктонных ракообразных. Есть и такие "хищные" растения, которые питаются мальками, головастиками или даже жабами и ящерицами. Существует три группы таких насекомоядных растений — это растения с листьями-ловушками, у которых половинки листьев с зубцами по краю плотно захлопываются; растения с листьями-липучками, у которых волоски на листьях выделяют привлекающую насекомых липкую жидкость, и растения, у которых листья имеют форму кувшинчика с крышечкой, наполненного водой.

Зачем же растениям "хищничество"?

Дело в том, что все хищные растения растут на бедных почвах, как, например, торф или песок. В таких условиях меньше конкуренции среди растений (мало кто способен здесь выжить), а способность ловить живую добычу, расщеплять и усваивать животный белок восполняет дефицит минерального питания. Особенно многочисленны хищные растения на влажных почвах, болотах и топях, где они возмещают за счет пойманных животных нехватку азота. Как правило, они ярко окрашены, и это привлекает насекомых, привыкших ассоциировать яркую окраску с наличием нектара.

У нас на болотах живет хищное растение – росянка, которое питается насекомыми. Что же это за растение?

Во мху рыжеватом, у кочки,

Раскрылась росянка-краса.

На крохотном красном листочке

Прозрачная блещет роса…

РОСЯНКА – болотное насекомоядное животное, род многолетних насекомоядных трав семейства росянковых.

Листья росянки покрыты красными или ярко-оранжевыми волосками, каждый из которых увенчан блестящей капелькой жидкости, на одном листе их может быть до 200, причем по краям они длиннее, а в середине – короче. Привлеченное блеском капелек, красноватой окраской листа и его запахом, насекомое вязнет в липкой поверхности. Отчаянные попытки жертвы освободиться приводят к тому, что к ней склоняется все больше соседних волосков, и в конце концов она оказывается вся покрыта клейкой слизью. Насекомое гибнет. Затем росянка выделяет фермент, растворяющий добычу. Нетронутыми остаются только крылышки, хитиновый покров и другие твердые части. Если на лист садится не одно насекомое, а сразу два, то волоски как бы разделяют свои обязанности и справляются.

Какой же фактор приводит железистые волоски листа в движение? Профессор Н. Г. Xолодный (1948) считает, что такая реакция наблюдается в тех случаях, когда вслед за механическим раздражением листа следует его химическое раздражение, вызываемое веществами, диффундирующими из тела пойманного насекомого. Оказывается, лист росянки не только чувствует груз упавшего на него тела, но даже воспринимает его запахи. Поскольку способность питаться животной пищей выработалась у росянковых как своеобразное приспособление к исключительно обедненному субстрату, растение извлекает из пойманных насекомых прежде всего соли натрия калия, магния, фосфор и азот. Через несколько дней после поимки насекомого лист постепенно раскрывается. На железистых волосках снова выступают прозрачные капли и тогда растение снова приведено в боевую готовность. Если же на лист росянки упадет кусок сухой травинки или еще что-нибудь несъедобное, волоски-щупальца только чуть-чуть дрогнут и снова останутся неподвижными. Ч. Дарвин отмечал, что падение на лист даже крупных тяжелых капель дождя не вызывает движения волосков. Однако капля слабого раствора аминокислот или аммиака является для листа сильным раздражителем.

Листья росянки содержат хлорофилл и способны осуществлять фотосинтез. Однако если ее полностью лишить животной пищи, то она, хотя и не погибает, но хиреет и слабо развивается.

Цветение росянки круглолистной может продолжаться в течение всего лета. Белые мелкие цветки этого энтомофильного растения поднимаются над розеткой листьев на длинном цветоносе. Осенью вызревают плоды-коробочки, заполненные семенами, у которых между эндоспермом и семенной оболочкой имеется воздушная полость; легкие, надутые воздухом семена росянки, не превышающие в поперечнике 0,2 мм, распространяются на большие расстояния в основном с водой, так как способны долго плавать на ее поверхности, не теряя всхожести.

Экскурсионный объект №3.

 Особенности произрастания березы в условиях недостаточного питания.

Рассматривая деревья на тропе, можно увидеть, что все березы имеют ствол, ветви, кору, листву. У них есть мощные корни под землёй, с помощью которых они получают из почвы воду и минеральные вещества для питания. На тоненьких веточках берёз я обнаружила мелкие наросты, похожие на бородавки.

При входе на тропу мы встретили высокие, стройные, величавые берёзы. Спускаясь вниз, на «дно болота», деревья расступаются, становится светлее, берёзки, сосенки и ели растут далеко друг от друга. Но почему-то они совсем не похожи на своих соседей, которых мы видели у входа на тропу. Их вид вызывает жалость: стволики и веточки берёз тоненькие, сами они низенькие, корявые, склоняющиеся к земле. Листья маленькие, невзрачные.

Измерив высоту и обхват стволов берёз, растущих у входа на тропу и на самой тропе, я занесла данные в таблицу:

Местоположение берёзы

Диаметр

Высота

Береза у входа

57 см

Около 20 м

Берёза на тропе

7см

75 см

Берёза – дерево неприхотливое, может расти на любых почвах.

У самой распространённой пушистой или бородавчатой берёзы обширная родня – только в нашей стране проживает более 50 её сестёр. Самая маленькая – северная берёзка, обитательница тундр и сфагновых болот. Она так и называется – карликовая, ростом всего 30-70 см. Есть берёза даурская, жительница Дальнего Востока. Есть берёза жёлтая, у которой кора золотисто-желтого цвета, и круглолистная берёза с красно-бурой корой.

На Камчатке, Сахалине, на берегу Охотского моря растёт каменная берёза, названная так из-за её на редкость твёрдой древесины. Древесина железной берёзы – обитательницы дальневосточной тайги – не только исключительно плотная, но и тяжёлая, тонет в воде. А древесина карельской берёзы прославилась красотой. Она может быть нежно-розовой, молочно-белой, коричневатой, жёлто-мраморной. Её и называют нередко «древесным мрамором».

Внешний вид и измерительные данные берёзок, растущих на тропе, совпадает с описанием карликовой берёзы. Единственное отличие – это бородавки на веточках – признак другого вида берёзы бородавчатой.

Это дерево может достичь до 30 м высоты. Растёт по всей лесной и лесостепной зоне Европейской части России, на Кавказе, в Западной Сибири, на Алтае. Береста, покрывающая её ствол, ярко-белая, крона ажурная, удлиненно-округлая. Молодые тонкие побеги покрыты многочисленными мелкими бородавками. К богатству почвы нетребовательна, светолюбивая, морозоустойчивая и вполне удовлетворительно переносит засуху. Растёт быстро, доживает до 100 лет. Листья берёзы бородавчатой треугольно-ромбические, двояко-зубчатые. Цветки собраны в серёжки. Цветёт в апреле-мае, через 1-2 дня после распускания листьев. Плод – плоский двукрылый орешек созревает в конце лета и серёжки рассыпаются. Сок обладает лекарственными свойствами.

Все берёзы, произрастающие в этой местности, являются бородавчатыми.

Но почему они такие разные, если растут практически рядом друг с другом? В литературе я нашла информацию о том, что на рост и развитие растений влияет много факторов: освещение, воздух, вода, почва. Если эти факторы благоприятны, то есть растению достаточно света, воздуха, воды, а почва плодородна, то оно хорошо растёт и развивается. А если в каком-то факторе есть недостаток или переизбыток, то растению от этого становится плохо, и оно выглядит угнетённым.

Понаблюдав за жизнью растений на экологической тропе, можно обнаружить, что это довольно открытое место и всем растениям здесь достаточно света и воздуха. Берёзы растут на болоте, поэтому воды им хватает. Какова же причина «чахлого» вида растений?

Побеседовав со старшим научным сотрудником КЛОС Х.Х. Шельмёнкиной, я узнала про вид болота, на котором растут эти берёзы:

«Эта болотистая местность разрабатывалась с 1973года. Раньше здесь находилось низинное болото, слой торфа достигал 2 метров, который образовывался в течение 6 тысяч лет. Сейчас почвы в этом месте практически нет. Она характеризуется высокой кислотностью. На жизнь растений на болоте ещё влияет и недостаток воздуха в почве. А толстый слой мхов не даёт ей прогреваться».

Вот поэтому берёзы, которые встретились вам у входа на тропу, растут на верхнем слое торфа. Эта почва плодородная, и 30-летние берёзы выглядят взрослыми крепкими деревьями. А те берёзки, которые растут на дне болота, не получают достаточного питания из почвы, и им уже никогда не стать такими красивыми, как их соседки.

Если не соблюдать определённых правил выработки, то на месте бывшего болота может образоваться пустыня, и прежняя жизнь здесь не восстановится никогда. Поэтому при выработке торфа необходимо оставлять небольшой слой почвы.

На нашей школьной экологической тропе происходит вторичное заболачивание, то есть можно надеяться, что здесь снова будет образовываться торф. Учёные наблюдают за этим процессом и проводят различные исследования.

Подведем итоги:

На школьной экологической тропе произрастают берёзы одного вида - берёза бородавчатая.

Разница во внешнем виде деревьев зависит от разных условий произрастания. Угнетённость берёз вызвана недостатками почвы, а именно кислотностью, отсутствием питательных веществ, нехваткой воздуха в почве.

Необходимо бережно относиться к природе, соблюдать правила поведения и правила пользования природными богатствами.

Экскурсионный объект №4.

Накопление торфа в условиях естественного зарастания болота.

Эта остановка называется «Участок по изучению процессов вторичного заболачивания и торфонакопления». Добыча торфа на этой территории была закончена в 1973-1974 году. После этого никакие работы не производились. Название вторичное заболачивание получила из-за того, что раньше здесь было болото. А когда торф добыли, пошел процесс вторичного заболачивания. В настоящее время здесь присутствуют следующие виды осок: шершавоплодная, заячья, вздутая, сближенная. Также присутствуют хвощи, сабельник, Рагоз широколиственный, вейник тростниковидный. Данный участок заболачивается естественным путем во время дождей. Чтобы торфонакопление максимально ускорить, нужно чтобы вода находилась на глубине 30-40см, для быстрого гниения растений и превращения их в торф.

Экскурсионный объект №5.

Участки растительности в условиях избыточного увлажнения

Ботаническое описание формирования растительного покрова на выработанных торфяниках в определяющей степени зависит от уровня влажности. Естественное зарастание – процесс медленный и даже болотные растения не поселяются после добычи торфа в течение многих лет. Зарастание высшими растениями начинается с появления берёз – слаборазвитых, с корневой системой, располагающейся в двухсантиметровом слое, мелколистных, темноокрашенных. Затем появляются ивы, растения из семейства злаковых и осоковых. Поскольку оставшийся слой торфа практически не обладает плодородием, а водный режим подвержен большим колебаниям, то корневая система растений слаба и часть ежегодно погибает. Это особенно заметно в засушливый период – мятлик болотный отмирает целыми колонами, гибнут маленькие берёзы, мелкие ивы.

За 10 лет (1987-1997) растительность на площадках зарастания изменилась – выросли берёзы, ивы, расширилось видовое разнообразие и обилие каждого вида.

При повышенном увлажнении в первую очередь поселяются влаголюбивые (болотные) растения – мятлик болотный, пушица влагалищная, ситники, вейник Лангсдорфа, лапчатка гусиная – единицы, из семейства мхов – маршанция – единицы. Через 6 лет доля пушицы влагалищной увеличилась до 50%, мятлика болотного – 40%, появились сабельник болотный, кипрей болотный, в небольшом количестве вейник Лангсдорфа и лапчатка гусиная. Много маршанций.

Характер растительности, произрастающий на данной территории, вы можете наблюдать в таблице 2. На ней показаны растения, по характеру приспособленности которых и проводились исследования. Ясно видно, что растения, которые с течением времени стали чувствовать себя комфортно и даже увеличили свое количество, – являются гигрофилами. Мезофиты же не переносят избыточного увлажнения и гибнут.

Видовое разнообразие влаголюбивых растений представлено большим количеством видов, чем мезофитов. Это вполне естественно, ведь основную площадь наших территорий занимают болота и болотистые территории.

Участком территории с умеренным увлажнением называют участок территории, уровень грунтовых вод на котором находится на уровне 35-40см и не поднимается над поверхностью. Если же участок с повышенной степенью увлажнения, то грунтовые воды находятся рядом с поверхностью и с известной периодичностью затапливают территорию. Конечно, если растение не является влаголюбивым, то оно гибнет. Исключение составляют лишь некоторые высшие растения, которые приспособились к жизни в таких условиях – это некоторые виды деревьев и кустарников, для которых погружение нижней части под воду не значительно. В таблице 3 показан упадок произрастания осота болотного в условиях повышенного увлажнения, но ведь осот – влаголюбивое растение. Вот это и есть тот самый антропогенный фактор. Именно эти опыты свидетельствуют о том, что от человеческого вмешательства не застраховано ни одно живое существо.

А есть ли какая-нибудь разница в характере увлажнения для самого торфяника? Конечно, ведь чем интенсивней увлажнение участка, тем быстрее происходит процесс торфонакопления, ведь отмершие частички растений не подвергаются столь интенсивной утилизации как, например, при умеренном увлажнении. Но существует и еще одна территория, характер увлажнения которой не относится ни к умеренному, ни к избыточному типу увлажнения – это территория, которая круглый год затоплена. Конечно характер растительности, который произрастает на ней, во многом схож с тем, который можно наблюдать на участке с избыточным увлажнением. Основной же плюс такой территории заключается именно в том, что торфонакопление здесь происходит намного интенсивней, чем на других.

 

Развитие растительности в зоне естественного зарастания

при повышенной степени увлажнения.

Таблица 1.

Растительность

7.07.1987г.

1.09.1992г.

28.08.1997г.

23.10.2002г.

Береза

0,8м – 2 шт

до 0,2м – 14 шт

0,8-1,0м – 3 шт

до 0,5м – 7 шт

Выше 1м – 2 шт

До 1м – 30 шт

До 0,2м – 26 шт

4м – 1 шт

3м – 4 шт

1-2м – 10 шт

до 1м – 6 шт

Ель

До 0,2м – 2 шт

До 0,5м – 3 шт

Выше 1м – 1шт

0,9-1м – 2 шт

0,6м – 1 шт

0,5м – 1 шт

 

Сосна

   

До 0,2м – 3 шт

0,2-0,4м – 2 шт

Ива

0,2м – 30 шт

До 0,5м – 28 шт

До 0,5м – 42 шт

До 0,5м – 41 шт

Пушница влагалищная

20%ПП

50%ПП

Ед.

 

Мятлик болотный

25%ПП

40%ПП

20%ПП

17%ПП

Осот болотный

42 шт

   

10шт

Вейник Лангсдорфа

38 шт

13 шт

5%ПП

0,5%ПП

Лапчатка гусиная

5 шт

5 шт

26 шт

 

Сабельник болотный

 

16 шт

   

Кипрей болотный

 

5 шт

   

Ситник Жерара

1 шт

 

1 шт

5%ПП

Всходы ивы

 

4%ПП

5%ПП

 

Канареечник тростниковый

   

10 шт

1 шт

Татарник

   

1 шт

1 шт

Белозор болотный

   

12 шт

2 шт

Кипрей болотный

 

5шт

   

Всходы ивы

 

4%ПП

   

Моршанница обыкновенная

Ед.

20%ПП (под покровом отмершего мятлика болотного)

5%ПП

30%ПП

Майник круглолистный

   

5%ПП

10%ПП

Пикульник болотный

   

66%ПП

 

Крушина ложная

   

1 шт

 

Малина

   

9 шт

 

Костяника

   

3 шт

 

Осоки

   

60%ПП

50%ПП

Росянка

   

1шт

 

Череда

     

0,5%ПП

Грибы

     

Ед.

Щитовник мужской

     

1шт

Экскурсионный объект №6.

Участки растительности в условиях умеренного увлажнения

Эта смотровая площадка находится на территории, на которой уровень грунтовых вод находится на глубине 80 см. Участники экскурсии смогут видеть, что при умеренном увлажнении наиболее благоприятно себя чувствуют мезофиты, так как они не реагируют на засуху и заболоченность. Растения, которые в наибольшей степени нуждаются в увлажнении, (гигрофилы), чувствуют себя менее комфортно, так как страдают из-за недостатка влаги и со временем гибнут. Характер увлажнения довольно просто определить по характеру произрастающей на нем (участке) растительности. На этом участке растительность более разнообразна. Растительный покров формируют вейник Лангсдорфа, белозор болотный, кипрей болотный, кульбаба осенняя, много кукушкиного льна, появляется осот болотный, майник круглолистный, крушина ломкая, росянка. Древесная растительность, представленная сосной, березой, елью, ивой, чувствует себя лучше, чем при избыточном увлажнении

Характеристику произрастающей растительности вы можете увидеть в таблице 2, на которой показаны многолетние исследования характера зарастания данной территории. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что при умеренном увлажнении наиболее благоприятно себя чувствуют мезофиты, так как они не реагируют на засуху и заболоченность. Растения, которые в наибольшей степени нуждаются в увлажнении, (гигрофилы), чувствуют себя менее комфортно, так как страдают из-за недостатка влаги и со временем гибнут.

Однако характер растительности, произрастающей на данной территории, довольно разнообразен. Отсюда следует вывод, что данная территория благоприятна для многих видов растений. В этом и заключается уникальность объекта. Обычно требуется много времени для образования каких-либо ценозов, особенно долго это происходит после выработки торфяника. Тем ценней для изучения становится данный объект. Одна из основных целей работников КЛОС состоит именно в том, чтобы после вмешательства в естественную среду и ее истощения, как можно скорее и наиболее эффективней вернуть ей плодородие и растительно обогатить, создав тем самым благоприятную среду для произрастания на данной территории как можно большего числа видов различных растений. Для этого и проводятся опыты с различной степенью увлажнения, а именно для выявления наиболее оптимальной влажности для определенных видов растений.

В таблице 1 как раз показано, как себя чувствуют различные растения при умеренном увлажнении. Ясно видно, что наиболее уютно чувствуют себя растения нетребовательные к особому увлажнению и мезофиты. Они быстро приживаются и продолжают со временем размножаться, и укрепляют свое положение. Наиболее же требовательные к увлажнению растения угнетаются из-за недостатка влаги и гибнут. Таким образом, выживают именно те растения, которым довольно уютно. Они вытесняют менее приспособленные и тем самым образуют свое сообщество, которое прочным образом укрепляется на данной территории и служит показателем того, что на данной территории преобладает именно умеренное, а не какое-либо другое увлажнение. Поэтому характер увлажнения довольно просто определить по характеру произрастающей на нем (участке) растительности.

 

Развитие растительности в зоне естественного зарастания

при умеренной степени увлажнения.

Таблица 2.

Растительность

7.07.1987г.

1.09.1992г.

28.08.1997г.

23.10.2002г.

Береза

Выше 1м

0,4-1,0м –12 шт

до 0,2м – 9 т

Выше 3м – 4 шт

От1 до 2м – 14шт

До 1м – 9 шт

Выше 3м – 3 шт

1-2м – 9 шт

до 1м – 8 шт

Выше 3м – 1 шт

1-3м – 20подрубл и засохших

до 1м – 6 шт

Ель

До 0,2м – 6 шт

До 0,5 – 7 шт

До 0,5 – 6 шт

До 0.6м – 1 шт

До 0.5м – 6 шт

Сосна

0,4-1,0м – 2 шт

до 0,2м – 4 шт

0,5-1,0м – 2 шт

до 0,5м – 1шт

до 1м – 3 шт

до 1м – 2 шт

до 0,5м – 10 шт

Ива

0,1м-0,2м – 62 шт

0,1м – 25 шт

0,1м – 7 шт

0,1м – 5 шт

Пушица

влагалищная

 

2 шт

35-40% проектн.покрытия

40-50%ПП

Мятлик болотный

33 шт

15%в угнетенном состоянии

20%ПП

0,5%ПП

Осот болотный

9 шт

 

16 шт

 

Вейник Лангсдорфа

5%ПП

6 шт

5%ПП

 

Кульбаба осенняя

8шт

50 шт

8 шт

 

Костяника

 

1 шт

3 шт

1 шт

Кипрей болотный

 

3 шт

   

Белозор болотный

 

2 шт

34 шт

Ед.

Очанка

Коротковоло-систая

 

2 шт

68 шт

 

Майник круглолистный

 

2 шт

68 шт

 

Крушина ломкая

   

До 0,3м – 2 шт

До 1м – 1 шт

Рябина

   

До 0,2м – 3 шт

1 шт

Росянка

   

5%ПП

0,5%ПП

Кукушкин лен

 

0,5%ПП

10%ПП

30%ПП

Кладония

Ед.

Ед.

15%ПП

 

Земляника

     

1 шт

Ястребинка

     

1%ПП

Экскурсионный объект №7.

Искусственный водоем.

На этом объекте мы можем познакомиться с гидротехническим сооружением, представленных двумя водоемами почти правильной квадратной формы. Водоемы были созданы в 1974-75 г. Глубина их – 1,5м. Долгое время в этих искусственных озерах не было никакой растительности. Спустя некоторое время, появились кувшинка желтая, рдест, частуха подорожникова, вейник тростниковидный, различные виды осок, Рагоз широколистнвый и другие. По берегам водоемов растут березы, ивы, осины. Здесь мы можем увидеть разнообразную околоводную и водную растительность. Озеро заселяют небольшие караси (10-15см), водятся ондатры, утки, чирки и кряквы, кулики. На берегах водоемов наблюдаются следы деятельности бобров. Во время экскурсий можно провести рекогносцировочное описание водоема и определить биотический индекс по методике Вудивиса.

Экскурсионный объект №8.

Виды рельефа в условиях выработанных торфяников. Остаточный торф создал неровности рельефа. На этой остановке следует обратить внимание участников экскурсии на замысловатость изгибов, приподнятостей микрорельефа, которые имеют искусственное происхождение, что и придает ландшафту своеобразие.

Экскурсионный объект №9.

Антропогенное воздействие («Влияние минеральных удобрений на ботанический состав на территории выработанного торфяника»).

На этой остановке можно увидеть показательный участок антропогенного воздействия деятельности человека на видовое разнообразие. На территории этой остановки находится 48 делянок. В 1982 году здесь было посеяно из злаков – костер безостый и овсяница луговая, из бобовых – клевер луговой и клевер гибридный. В настоящее время эти культуры встречаются в единичном виде. Преобладающее место занимают несеянные злаки: вейник, пырей, мятлик, полевица. Насчитывается более 40 видов разнотравья: мать-и-мачеха, кульбаба осенняя, одуванчик, ястребинка, щавель, кипрей, сушеница болотная, папоротник, лютик, хвощ, вероника, осот и другие. Присутствует древесная поросль. Культурные растения не выдерживают конкуренции, так как в торфяных почвах имеются химические элементы, которые неблагоприятно влияют на культурные растения. Вторая причина их выпадения является затемнение близкорастущими деревьями и их лиственным опадом, которые полностью покрывают осенью землю.

Экскурсионный объект №10.

Бобровое жилище

БОБР

Научная классификация

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Инфракласс: Плацентарные

Отряд: Грызуны

Семейство: Бобровые

Род: Castor

Вид: Евразийский бобр

Латинское название: Castor fiber (Linnaeus, 1758)

Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина его тела достигает 1—1,3 м, высота в плече — до 35,5 см, а масса — до 30—32 кг. Тело у бобра приземистое, с укороченными 5-палыми конечностями; задние значительно сильнее передних. Между пальцами имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Когти на лапах сильные, уплощённые. Коготь II пальца задних конечностей раздвоен — им бобр расчёсывает мех. Хвост веслообразный, сильно уплощённый сверху вниз; его длина — до 30 см, ширина — 10—13 см. Волосы имеются лишь у основания хвоста. Большая его часть покрыта крупными роговыми щитками, между которыми растут редкие, короткие и жёсткие волоски. Наверху по средней линии хвоста тянется роговой киль. Глаза у бобра небольшие; уши широкие и короткие, едва выступающие над уровнем меха. Ушные отверстия и ноздри смыкаются под водой, глаза закрываются мигательными перепонками. Коренные зубы обычно не имеют корней; слабо обособленные корни образуются лишь у отдельных старых особей. Резцы позади изолированы от ротовой полости особыми выростами губ, что позволяет бобру грызть под водой. В кариотипе евразийского бобра 48 хромосом (у американского бобра — 40).

Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха от светло-каштановой до темно-бурой, иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Линька один раз в году, в конце весны, но продолжается почти до зимы. В анальной области находятся парные железы, выделяющие сильно пахнущий секрет — бобровую струю. Этим секретом бобр метит территорию и смазывает мех, защищая его от намокания.

В Европе он обитает в Скандинавских странах, низовьях Роны (Франция), бассейне Эльбы (Германия), бассейне Вислы (Польша). В России — в лесной и отчасти лесостепной зонах Европейской части и в Северном Зауралье. Разрозненные очаги обитания евразийского бобра имеются в верховьях Енисея, Кузбассе, Прибайкалье, в Хабаровском крае, на Камчатке.

Бобры предпочитают селиться по берегам медленно текущих речек, стариц, прудов и озёр, водохранилищ, ирригационных каналов и карьеров. Избегают широких и быстрых рек, а также водоёмов, промерзающих зимой до дна. Для бобров важно наличие по берегам водоёма древесно-кустарниковой растительности из мягких лиственных пород, а также обилие водной и прибрежной травянистой растительности, составляющей их рацион. Бобры превосходно плавают и ныряют. Большие лёгкие и печень обеспечивают им такие запасы воздуха и артериальной крови, что под водой бобры могут оставаться 10—15 минут, проплывая за это время до 750 м. На суше бобры довольно неуклюжи.

Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5—8 особей: семейной пары и молодых бобров — приплода прошлого и текущего годов.

Подобно муравьям и пчёлам среди насекомых, среди млекопитающих бобр обладает строительным способностям. Это - настоящий инженер, искусно приспособляющийся ко всем условиям окружающей обстановки.

Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых берегах; они представляют собой сложный лабиринт с 4—5 входами. Стены и потолок норы старательно разравниваются и утрамбовываются. Жилая камера внутри норы устраивается на глубине не более 1 м. Ширина жилой камеры немногим более метра, высота — 40—50 сантиметров. Пол обязательно находится на 20 сантиметров выше уровня воды. Если вода в реке поднимается, бобр приподнимает и пол, соскребая землю с потолка. Иногда потолок норы разрушается и на его месте устраивается настил из веток и хвороста, превращая нору в переходный тип убежища — полухатку. Весной в паводок бобры строят на вершинах кустов лёжки из веток и сучьев с подстилкой из сухой травы.

На этой остановке вы можете увидеть результаты деятельности бобров, их постройки, погрызы.

Местом своих поселений бобры выбрали наши водоотводные каналы. Здесь вы можете увидеть их плотины.

Я расскажу вам, какие бывают постройки этих интересных животных: норы, хатки, каналы, плотины.

1.Норы — Бобры роют ихв обрывистых берегах, высоких и крепких. Вход — на глубине метра или двух под водой. Поднявшись выше уровня реки, нора ведёт куда-нибудь под корни крепкого дерева. Там мрачноватая «спальня», иногда такая большая, что двое людей вполне могут в ней ночевать.

2.Хатки — Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скрепленного илом и землёй, высотой до 1—3 м и диаметром до 10—12 м. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в настоящую крепость, неприступную для хищников; воздух поступает через потолок. Несмотря на распространённое мнение, бобры наносят глину при помощи передних лап, а не хвоста (хвост им служит исключительно рулём). Внутри хатки имеются лазы в воду и платформа, возвышающаяся над уровнем воды. С первыми заморозками бобры дополнительно изолируют хатки новым слоем глины. Зимой в хатках сохраняется положительная температура, вода в лазах не замерзает, и бобры имеют возможность выходить в подлёдную толщу водоёма. В сильные морозы над хатками стоит пар, что является признаком обитаемости жилья. Иногда в одном поселении бобров встречаются и хатки и норы. Бобры очень чистоплотны, никогда не засоряют своего жилья остатками еды и экскрементами.

3.Каналы — на болотистой местности в разные стороны от «дома» расходятся неширокие и неглубокие полости воды. Это водные пути. Бобры определенно стараются содержать свои каналы в порядке, не любят, когда на них попадает мусор.

4. Бобровая плотина. Плотины — это как раз тот проект, на который давно израсходованы все хвалебные слова об уме и строительном искусстве бобров. В водоёмах с изменяющимся уровнем воды, а также на мелких ручьях и речках, семьи бобров строят свои знаменитые плотины (запруды). Это позволяет им поднимать, поддерживать и регулировать уровень воды в водоёме. Плотины устраиваются ниже бобрового городка из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом, кусками сплавины и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах. Если водоём имеет быстрое течение и на дне есть камни, они тоже используются как строительный материал. Вес камней может достигать 15—18 кг.

Для возведения плотины выбираются места, где деревья растут ближе к кромке берега. Строительство начинается с того, что бобры вертикально втыкают в дно ветви и стволы, укрепляя промежутки ветвями и тростником, заполняя пустоты илом, глиной и камнями. В качестве опорного каркаса они часто используют упавшее в реку дерево, постепенно обкладывая его со всех сторон строительным материалом. Порой ветви в бобровых плотинах пускают корни, придавая им дополнительную прочность. Обычная длина плотины 20—30 м, ширина в основании 4—6 м, у гребня — 1—2 м; высота может достигать 4,8 м, хотя обычно — 2 м. Старая плотина легко выдерживает вес человека. Рекорд в постройке плотин принадлежит, однако, не евразийским, а канадским бобрам — плотина, построенная ими на р. Джефферсон (Монтана), достигала в длину 700 м. Форма плотины зависит от скорости течения — там, где оно медленное, запруда практически прямая; на быстрых речках она выгнута в сторону течения. Если течение очень сильное, выше по реке бобры воздвигают небольшие дополнительные дамбы. В плотине часто устраивается сток, чтобы ее не прорвало паводком. В среднем на постройку 10 м плотины, у бобровой семьи уходит примерно неделя. Бобры тщательно следят за сохранностью плотины и латают её в случае течи. Иногда постройке участвуют несколько семей, работающих «посменно».

Основным стимулом к строительству является шум текущей воды. Обладая прекрасным слухом, бобры безошибочно определяли, где звук изменился, а значит, произошли изменения в структуре плотины. Как бобры распределяют между собой обязанности при коллективной работе, так и осталось не до конца ясным.

Бобры строго растительноядные животные. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником и т. п., до 300 наименований). Обилие деревьев мягких пород составляет необходимое условие их обитания. Лещина, липа, вяз, черемуха и некоторые другие деревья имеют второстепенное значение в их рационе. Ольху и дуб не едят, но используют для построек. Ежедневное количество пищи составляет до 20 % веса бобра. Крупные зубы и мощный прикус позволяют бобрам легко справляться с твёрдыми растительными кормами. Богатая целлюлозой пища переваривается с участием микрофлоры кишечного тракта. Обычно бобр потребляет в пищу лишь несколько пород деревьев; для перехода на новое питание ему требуется адаптационный период, в течение которого микроорганизмы приспосабливаются к новой диете.

Влияние бобров на экологию

Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяется многочисленные моллюски и водяные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил. В то же время бобровые запруды способны причинять вред человеческим постройкам. Известны случаи, когда устроенные бобрами разливы затапливали и размывали улицы и железнодорожное полотно и даже служили причиной крушений.

Интересные факты

В честь бобров названы города Бобруйск в Белоруссии и Кастория в Греции, река и посёлок Бобр в Белоруссии, пограничный переход Бобровники на белорусско-польской границе. Также ряд населённых пунктов в США имеют название Beaver. А неофициальное название штата Орегон — Beaver State.

В городе Бобруйске в 2000-х годах открыт памятник бобру.

1 июля 2008 года Банк России, в серии «Сохраним наш мир», выпустил золотые и серебряные памятные монеты «Речной бобр».

Вторая причина смертности бобров после естественной является то, что их придавливает деревьями.

Вид евразийский бобр на территории России находится на грани исчезновения и занесён в Красную книгу России. Этот вид находится на грани вымирания и занесён в Международную Красную книгу

Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные, тематические и фенологические экскурсии.

Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.

В ходе реализации этого проекта школьники изучают природу родного края, осознают своеобразия природной среды, в которой находиться наш поселок и школа, что способствует развитию экологического мышления. Проект подразумевает организацию разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде. Считаем, что проект «Полюби эту вечность болот» является важнейшим средством активизации социальных, творческих, общественных инициатив детей и подростков.

2. Этапы реализации проекта.

2.1. Информационно-аналитический этап (октябрь 2007 – сентябрь 2008).

Работа начиналась с подготовки небольшой группы. Это объединенные общими интересами члены экологического кружка, учащиеся 11 класса.

На этом этапе перед этой группой школьников поставлена общественно значимая цель, определены задачи и объем работы, раскрыты перспективы и определены места каждого в предстоящем деле.

Именно эта группа стала авангардом, вовлекающим в работу все большее число школьников. Выступления этих ребят на классных собраниях помогли вовлечь как можно больше учеников, желающих принять участие в общем деле. Все желающие разбиваются на группы, исходя из интересов и возможностей учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.

После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, сформированы поисковая, информационная, трудовая, экскурсионная, оформительская группы.

Первая группа - поисковая - в составе 5-6 человек любителей и знатоков природы. Она исследовала местность, проложила маршрут, выявила экскурсионные объекты, смотровые точки и мест исследования. Эту, работу, в том числе прокладку маршрута и составление плана пути, бригада выполняет под руководством учителя и научных работников станции.

Было определено содержание познавательных экскурсий. По каждой теме были написаны рефераты. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы могут использовать в своем рассказе. Приложение (рефераты)

Вторая группа - информационная. Она провела конкурсы на лучшее название экскурсионных объектов, конкурс стихотворений о болоте, конкурс рисунков. Условия конкурсов, разработанные учащимися, были опубликованы в школьной стенной печати и стали программой действий для всего детского коллектива школы. Группа подготовила стендовую информацию о маршруте экологической тропы, об отдельных остановках, о правилах поведения в лесу. Учащимися 11 классов были разработаны рефераты «растительный мир болота», «Водные объекты экологической тропы», «Виды болот» и др.

Для учащихся 1 – 11 классов группа провела организационный сбор «Полюби эту вечность болот…», целью которого было погружение школьников в новый общешкольный проект. С этой же целью руководители проекта познакомили педагогический коллектив с целями и задачами природоохранного дела. Приложение и сценарий сбора, рисвнки, стихи, выставки фото, названия творческие остановок.

Третья группа – трудовая – сделала информационные доски, аншлаги для экскурсий, стенд. В перспективе, в 2009 году, запланирован ремонт мостика через водоотводной канал.

Четвертая группа – оформительская – занималась художественным оформлением этапов, связанных с созданием, «погружением», открытием экологической тропы.

Пятая группа - экскурсоводы. Это основные "действующие лица" экологической тропы с момента ее открытия. Экскурсоводы из числа старшеклассников готовили информацию-описание остановок на тропе. Один их старшеклассников-экскурсоводов принял участие в районном конкурсе «Человек – природа», где познакомил участников конференции с первым этапом создания экологической тропы. Его выступление вызвало заинтересованность школьников и педагогов района.

2.2. Содержательно-практический этап (сентябрь 2008 – апрель 2010)организация разновидовой деятельности школьников, реализация программ исследовательской деятельности, поиск интересных форм работы с учащимися природоохранной, экологической, краеведческой направленности.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, знакомство с явлениями и процессами, происходящими на территории выработанных торфяников в условиях естественного зарастания, изучение характера природопреобразующей деятельности человека.

Дата

Содержание

(на 2008-2009 учебный год)

Участники

Результат

19 сентября 2008

Открытие экологической тропы

1 – 11 классы

(120 учся, 15учителей)

 

26 сентября 2008

Фоторепортаж об открытии тропы

Чулкова Диана

(5 класс)

 

Октябрь 2008

Выбор тем исследовательских работ младшими школьниками по тропе

5 человек

 

16 октября 2008

Конкурс чтецов «Зеленые соседи на нашей планете»

40 учеников начальной школы

Грамоты лучшим чтецам

Октябрь 2008 – январь 2009

Исследовательские работы учащихся 5-11 классов

   

Октябрь 2008 – апрель 2010

Обучение школьников в областной очно-заочной Школе юных исследователей «Стимул».

17 учеников

С 5 по10 классы

 

15 ноября 2008

Районный конкурс «Образы Земли»: фоторепортаж «Тропа в природу», пьеса «Колобок в краях Лугоболотных», экологические сказки Тани Урсу, Данила Бакулина, Казаковой Ксении, рисунок Саши Ложеницыной

6 учеников

Диплом 1 степени за фоторепортаж, I место Лугоболотной школе за участие в конкурсе «Образы земли»

29 ноября 2008

Областной конкурс школьных театральных объединений «Экология и театр».

Спектакль «Колобок в краях Лугоболотных»

12 учеников,

3 педагога

Диплом Iстепени за «Раскрытие эколого-краеведческой темы»

13, 14, 29 ноября,

Выступление школьного театра:

школьные осенние балы,

областной фестиваль «Экология и театр»,

районный семинар учителей начальных классов

(«Колобок в краях Лугоболотных»

120 учеников,

25 учителей

 

В течение года

Консультирование учащихся Т.М. Кисилевой по исследованию болота

5 учеников

 

Декабрь 2008

Неделя математики: решение экологических задач (тексты прилагаются).

20 учеников,

2 педагога

 

Январь 2009

Районный конкурс исследовательских работ младших школьников «Я познаю природу»

8 учеников,

8 исслед.

работ

Все исследовательские работы направлены на областной конкурс «Я познаю природу»

29 марта 2009

Участие в областном фестивале-конкурсе исследовательских работ «Я познаю природу»

8 учащихся

 

Март

Участие в областной научно-практической конференции юных исследователей

1 ученик

 

Апрель

Награждение активных участников проекта на Празднике Чести Школы

   

2.3. Контрольно-оценочный этап – (апрель – май 2010 года) – проведение диагностики

- сформированности у школьников положительного отношения к окружающей природе;

- представлений учащихся о состоянии болотной экосистемы в результате антропогенного воздействия;

- оценки ландшафта экологической тропы (по альтернативным признакам);

- уровня удовлетворенности учащимися собственной деятельностью при реализации проекта.

Контрольно-оценочный этап предполагает подведение итогов проекта, проведение научно-практической конференции «Полюби эту вечность болот», поощрение и награждение активных и инициативных участников проекта на празднике Чести школы, занести из имена в Книгу Успехов.

2.4. Календарный план мероприятий общешкольного проекта «Экологическая тропа»

п/п

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

I. Информационно-аналитический этап (организационный)

 

Изучение литературных источников об организации экологических троп

Октябрь 2007

Овчинникова Е.А.

 

Знакомство с территорией зоны зарастания на выработанных торфяниках

Октябрь 2007

Овчинникова Е.А. Уланов А.Н.

 

Составление (определение) маршрута экологической тропы

Октябрь 2007

Е.А. Овчинникова поисковая группа

 

Проведение социологического опроса о необходимости организации экологической тропы среди учащихся, учителей школы

Октябрь 2007

Уланов, Бовыкин, Смертин

 

Заседание Общественного совета об организации экологической тропы: установление границы зоны тропы, определение обязанностей и прав предприятия и учреждения, ответственных за состояние тропы. Издание постановления (приказа) о создании экологической тропы. Определение ответственных, режима пользования, источников финансирования

Ноябрь 2007

Уланов А.Н., Овчинников В.Я.

 

Создание паспорта экологической тропы

Декабрь 2007

Е.А. Овчинникова

 

Организационный сбор о создании проекта «Экологическая тропа»

Март 2008

Е.П. Егорова

Е.А. Овчинникова

 

Выявление желающих принять участие в создании экологической тропы

Апрель 2008

 

 

Создание рабочих групп

Апрель 2008

 

 

Заказ топографической карты тропы

Апрель 2008

А.Н. Уланов

 

Исследование местности, выявление экскурсионных объектов

Апрель 2008

Поисковая группа (ПГ)

 

Конкурс рефератов по природным объектам тропы

Апрель 2008

ПГ

 

Выступление на общешкольной конференции «Грани познания»

Апрел 2008

И.А. Ральникова

Е.А.

Овчинникова

 

Конкурс на лучшие призывы, лозунги, художественные и научные тексты, связанные с объектами тропы

Апрель 2008

Учителя литературы, рисования, ЗВР

 

Подготовка материала для школьного стационарного стенда «Экологическая тропа»

Апрель 2008

ИГ

 

Конкурс на лучшее творческое название остановок тропы

Май 2008

Педагог-организатор

 

Конкурс стихов и рисунков о флоре и фауне болот, лугов, торфяников

Май 2008

Учителя литературы, нач.кл

 

Конкурс рисунков, плакатов

Май 2008

 

 

Классные часы об истории возникновения Кировской лугоболотной опытной станции и специфики ее деятельности

Апрель – май 2008

Классные руководители

 

Классные часы по правилам поведения на экологической тропе

Апрель – май 2008

Классные руководители, ИГ

 

Беседы о бережном отношении к природе

Апрель – май 2008

ИГ

 

Посещение естественноисторического музея Кировской ЛОС

Апрель- май 2008

Классные руководители

 

Обустройство смотровых и экскурсионных площадок

Август 2008

ТГ

 

Формирование группы экскурсоводов

Июнь 2008

Е.А. Овчинникова

 

Учеба экскурсоводов

Июнь 2008

Е.А. Овчинникова

 

Конкурс экскурсоводов

Сентябрь 2008

ЗВР, педагог-организатор

II. Содержательно-практический этап (2008-2009 учебный год)

 

Открытие экологической тропы

Сентябрь 2008

В.Я. Овчинников

 

Составление графика экскурсий на экологическую тропу

Сентябрь 2008

ЗВР, учитель биологии

 

Проведение экскурсий по маршруту экологической тропы:

  1. Торфоразрез

    Росянка

    Особенности произрастания березы в условиях недостаточного питания.

    Участки растительности в условиях избыточного увлажнения

    Участки растительности в условиях недостаточного увлажнения

    Накопление торфа в условиях естественного зарастания болота

    Виды рельефа в условиях выработанных торфяников

    Искусственный водоем

    Антропогенное воздействие («Влияние внесения минеральных удобрений на урожайность и видовое разнообразие трав»)

    Бобровое жилище

В течение 2008-09 учебногогода

Экскурсоводы и их кураторы

 

Реализация программы «Исследования на экологической тропе»:

«Березы на болоте»;

«Лекарственные растения болота»;

«Кладовая болота»;

«Куда исчезают снегири»;

«Описание почвенного разреза»;

Описание «Мое любимое дерево», «Мой любимый кустарник»

В течение 2008-09 учебногогода

Е.А. Овчинникова

М.С. Целищева, учителя начальных классов, воспитатели дошкольного отделения, учителя-предметники

 

Участие в районном конкурсе «Образы земли», «Зеркало природы», Подрост», «Гимн воде»

Октябрь 2008

Е.А. Овчинникова

Е.П. Егорова

 

Постановка спектакля «Колобок в краях Лугоболотных» кружком «Тропинка в мир театра»

Ноябрь 2008

Т.Н. Смирнова

 

Конкурс исследовательских работ младших школьников «Я познаю мир»

Январь 2009

Учителя нач. классов

 

Проведение недели экологии

Март 2009

Е.А. Овчинникова

 

Проведение хорового конкурса «Как прекрасен этот мир»

Март 2009

Е.П. Егорова

 

Проведение экскурсий по временам года

В течение 2008-09 учебногогода

Педагоги школы

 

Проведение конкурсов, смотров, исследовательской конференции по итогам работы на экологической тропе

Апрель 2009

И.А. Ральникова

Е.А. Овчинникова

В.Я. Овчинников

 

Составление фототеки, гербариев растений и животных экологической тропы

В течение 2008-09 учебного года года

Учителя начальных классов,

Е.А. Овчинникова

 

Конкурс на лучшую рекламу тропы

Март 2009 года

Педагог-организатор

 

Конкурс литературного, художественного, прикладного творчества

Май 2009

Учителя рисования и литературы

 

Выпуск буклетов экологической и природоохранной направленности

Март 2009

Учитель биологии, учащиеся

 

Подведение итогов на Празднике чести школы

Апрель 2009

Е.П. Егорова

III. Контрольно-оценочный этап

 

Проведение общешкольной научно-практической конференции «Полюби эту вечность болот» (путешественники и исследователи)

Апрель - май 2010

Администрация школы

 

Мониторинг экологической культуры учащихся

Апрель 2010

Е.П. Егорова

 

Награждение учащихся за активную работу на тропе: экскурсоводы, исследователи, художники, литераторы,

активные участники, любознательные эрудиты, знатоки флоры и фауны тропы

Май 2009 года

«Солнечный Совет»

3. Результаты, эффективность и перспективы проекта

Планируемые результаты проекта.

Результатом реализации проекта «Экологиченская тропа» можно считать создание маршрута наблюдений и исследований природы. Этот маршрут доступен для посетителей, так как он располагается сравнительно недалеко от населенного пункта и к ее началу ведет хорошая грунтовая дорога. Ее могут посетить учащиеся 1 – 11 классов, старшие дошкольники, родители учащихся, жители поселка.

Активная работа различных групп по созданию экологической тропы, участие в разнообразных конкурсах позволит повысить социальную активность учащихся. Организация экскурсий, наблюдений и исследований поможет развитию интереса школьников к изучению природы родного края, научит бережному отношению к ней, пониманию взаимосвязей, которые происходят в природе, даст возможность ученикам реализовать свои интеллектуальные, технические, художественные и другие способности.

Материал экологической тропы может стать базой для исследований школьников и создания исследовательских проектов.

Кульминационным моментом проекта является публичная зашита рефератов, презентация проектов на общешкольной конференции «Грани познания», районном и областном конкурсах исследовательских работ «Я познаю природу», «Человек – природа», «Подрост», участие в конкурсах «Образы земли», «Гимн воде, «Зеркало природы».

Критерии оценки эффективности проекта.

Качественно эффективность проекта можно оценить в участии ребят в работе групп, написании исследовательских работ, рефератов, участии в школьных, районных и областных конкурсах, конференциях, выставках. Создание тропы может стать профессиональным ориентиром старшеклассников при выборе будущей профессии.

Проект эффективен, если запланированная работа вызывает удовлетворение его участников. В первую очередь, это состояние самой экологической тропы: обустроенность смотровых площадок. Во-вторых, подготовленность группы экскурсоводов, свободное их владение материалом. В-третьих, задачей проекта является расширение у школьников элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, уникальности ландшафта и биосистемы выработанных болот. В-четвертых, посещаемость тропы различными категориями учащихся.

Если дети в школе будут социально активными, то и в жизнь они войдут такими. Они будут видеть проблемы, и находить возможность успешно решать их. Именно в этом мы видим эффективность реализации данного проекта.

Количественным критерием эффективности проекта является численность его участников, количество мероприятий, написанных рефератов, работ, рисунков, стихов, призывов, лозунгов и т.д.

Дальнейшее развитие и перспективы проекта.

В ходе реализации проекта учащиеся среднего и старшего звена приобретут определенные навыки в разнообразных видах деятельности. Приобретенные знания, умения и навыки при создании тропы они могут применить в работе с младшими школьниками и дошкольниками, создавая самостоятельно или под руководством взрослых малые экологические тропы на близлежащих от школы территориях: «Дендропарк», «Аллея выпускников», «Дорога в школу» («Тайны школьной тропинки»).

В дальнейшем маршрут тропы может быть использован как учебная площадка для студентов сельскохозяйственной академии с целью изучения сукцессий, профиля почв и антропогенного воздействия человека на природу.

Консультативная помощь ученых ВГГУ поможет школьникам в геоботаническом описании болот и для комплексного изучения болотных ландшафтов. Обучение в областной очно-заочной школе юных исследователей «Стимул» даст возможность подойти к исследованию природы с научных позиций.

Тропа может стать привлекательной и для учителей биологии школ Оричевского района, а также участников научно-практических конференций, проходящих на базе Кировской лугоболотной опытной станции.

Работа на тропе может стать отправной точкой к созданию природоохранных и экологических проектов, способствующих развитию нового экологического мышления, воспитанию любви к малой родине, формированию активной гражданской позиции.

Библиографический список

Хохлов А.А. Создание школьной учебной экологической тропы и ее функционирование: Киров, 2004

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. «Агар», «Рандеву АМ», 2000

Кондакова Л.В. Региональная экология. Учебное пособие для 9-11 кл. Киров, 2006

Биологическое краеведение. МОУ ДПО ЦПКРО. Киров, 2007

Экологическая азбука школьника. РИО. Уфа, 1992

Детская энциклопедия: Педагогика. Москва, 1973

Жизнь животных, том 7: Просвещение. Москва, 1989

Энциклопедия для детей. Биология: «Аванта+». Москва, 1994

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г. Практикум по экологии. – Москва, 1996

Полянский И.И. Ботанические экскурсии. – Москва, 1968

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – Москва, 1994

Следопыт/Сост. Гуревич Л.М. Серия библиотека туриста. – Москва, 1976

Шернин А.И. Летопись природы Кировской области. – Киров, 1978

Шернин А.И. Программа фенологических наблюдений в Кировской области. – Киров, 1969

Воспитание бережного отношения к природе в экскурсиях: методические указания/ сост. Дьяков Р.А. – Москва, 1976

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.