Исследовательская работа учащегося «Что вы знаете о Снегурочке?»

3
0
Материал опубликован 15 March 2018

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский эколого-биологический центр «Натуралист» г Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Что вы знаете о Снегурочке?


 

Автор: Иванова Валерия Сергеевна,

обучающаяся МБУ ДОД ДЭБЦ

« Натуралист»,

ученица 3 «А» класса МОУ НОШ №7

Руководитель: Шкуркина Анна Андреевна,

педагог дополнительного образования

ДЭБЦ «Натуралист»

 

 

г. Амурск,

2016 г.


 

Аннотация

В данной работе отражены результаты исследования по выявлению уровня знаний у школьников о новогоднем персонаже Снегурочке. Так же в работе собран материал об основных версиях происхождения образа данного персонажа, так как гипотеза исследования непосредственно связанна с данной информацией.

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...……..6

Теоретическая часть……………………………………………………………………………………....7

Практическая часть………………………………………………………………….….10

Выводы и рекомендации……………………………………………………………….17

  1. Возникновение Снегурочки как литературного персонажа……………………...7

    Возникновение русской Снегурочки как богини………………………………....8

    Образ Снегурочки как трансформация древних верований и обычаев……………………………………………………………………………....9

    Методы и материалы……………………………………………………………....10

    Полученные результаты……………………………………………………….…..10

Заключение…………………………………………………………………………………..….18

Список используемой литературы……………………………………………………………………………………....19

Приложение № 1 :Терем Снегурочки. Костромская область

Приложение № 2: Метод анкетирования, типы вопросов анкет, требования к составлению анкет

Приложение № 3: Анкета

Приложение № 4: Образ Снегурочки

Тезисы по тексту работы

-Образ Снегурочки уникален и существует только в русской истории. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года.

-Мы решили посмотреть уровень знаний школьников о новогоднем персонаже- Снегурочке.

- Цель нашей работы : выявить, какой вопрос о Новогоднем персонаже Снегурочке вызвал наибольшее затруднение у учащиеся младшего и старшего школьного звена. Для достижения поставленной нами цели мы решали следующие

-Для достижения поставленной нами цели мы поставили задачи

- Нами была выдвинута гипотеза нашей работы: мы предположили, что вопрос о происхождении образа Снегурочки вызовет у учащихся затруднение.

-Определенны объект исследования, предмет исследования и актуальность.

-Мы выделили основные версии о происхождении снегурочки:

1)Образ Снегурочки был создан поэтами и художниками нашей страны

2)Представление о том, что Снегурочка-дочь славянских богов Деда Мороза и Весны – Красны - богиня, возникло из мифологии славян.

3)Предполагают что образ Снегурочки, которая погибает при наступлении весны, возник в связи с образом Костромы, от которого славяне избавлялись зимой.

-Для выявлений знаний у школьников по данному вопросу мы использовали метод анкетирования и составили вопросы

-В исследовании принимали участие младшее звено МОУ НОШ № 7 (3 «А» и 3«Б» классы) старшее звено МОУ СОШ № 9 (10 «А» и 11 «А» классы).

-Выводы по каждому вопросу анкеты:

Вопрос №1:Все респонденты отмечают Новый год

Вопрос № 2: В младшем звене все дети симпатизируют Снегурочке, в старшем звене наблюдается спад уровня симпатии к ней. (отрицательный ответ дали в основном девочки)

Вопрос № 3:Подавляющее большинство респондентов ответили на данный вопрос правильно. Затруднялось ответить на вопрос только 2% учащихся

Вопрос № 4: Большинство учащихся имеют полное представление о том, как одета Снегурочка.

Вопрос № 5: Респонденты в своем большинстве знают, что традиционными цветами в костюме Снегурочки являются белый и голубой. Данный вопрос не вызвал у них затруднения.

Вопрос № 6: В данном вопросе мнения респондентов разделились, но все ответы правильны. Всего 4 % учащихся не смогли ответить на этот вопрос.

Вопрос № 7 Данный вопрос также не вызвал у учащихся затруднения. Лишь 10% испытуемых не справились с вопросом.


 

Вопрос № 8: Вопрос о происхождении образа Снегурочки вызвал у школьников наибольшее затруднение, особенно у младшего звена.

Вопрос № 9: Не смотря на то, что старшее звено изложило свои версии происхождения Снегурочки, они оказались поверхностными, и основывались на сказках. Других, близких к истине версий, не было.

-Мы видим, что большинство учащихся среднего и младшего школьного возраста не знают версий о происхождении образа Снегурочки, а те учащиеся, которые знают, излагают одну версию: Снегурочку вылепили из снега одинокие, бездетные старики.

- Наша гипотеза подтвердилась: вопрос о происхождении образа Снегурочки вызвал у подавляющегося большинства учащихся затруднение.

-В работе мы предлагаем рекомендации как увеличить уровень знаний учащихся об истории возникновения образа Снегурочки и других новогодних персонажей

-Представлен список используемой литературы и приложения

Введение

Новый год- самый любимый и долгожданный праздник россиян. Ежегодно мы покупаем и дарим друзьям и близким подарки, наряжаем елку, готовим праздничный ужин и с нетерпением ждем бой курантов, чтобы загадать желание и пожелать всем счастья в Новом году. И, конечно же, Новый год не может обойтись без Снегурочки.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой необычной девушки на новогодних торжествах и каждый раз мы ее зовем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже представить трудно, что на наш зов может никто не откликнуться. Но откуда взялась эта постоянная спутница Деда Мороза? Образ Снегурочки уникален и существует только в русской истории. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причине большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет женских персонажей, с такими же чертами характера, как и у Снегурочки, да еще имеющего спутника, такого как Дедушка Мороз. Персонажей такого плана в мире насчитывается немного, это только Маланка, участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе, св. Катерина и св. Люция, выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц и итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки.

В преддверии Нового года мы решили подробно изучить все истории о происхождения Снегурочки, так как наши знания по данному вопросу были незначительны. Сбор данной информации позволил нам узнать, благодаря каким людям, событиям и традициям появился ее образ. Мы решили посмотреть уровень знаний школьников о новогоднем персонаже- Снегурочке.

Поэтому мы поставили следующую цель: выявить, какой вопрос о Новогоднем персонаже Снегурочке вызвал наибольшее затруднение у учащиеся младшего и старшего школьного звена. Для достижения поставленной нами цели мы решали следующие задачи:

Исследовать литературу по данной теме.

Подобрать методы исследования.

С помощью подобранных нами методов выявить, какой вопрос о Снегурочке вызвал наибольшие затруднения у учащихся.

Из полученных нами результатов сделать выводы.

Гипотеза нашей исследовательской работы: мы предположили, что вопрос о происхождении образа Снегурочки вызовет у учащихся затруднение.

Объект исследования: Снегурочка

Предмет исследования: знания учащихся о Снегурочке

Актуальность: Данная проблема актуальна, так как Новый год-это один из ярких, светлых и любимых праздников, отмечаемых ежегодно. В связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса и течением времени забываются источники возникновения праздников, отмечаемых в современном обществе. Нам необходимо знать традиции и обычаи нашего народа, которые легли в основу этого праздника, знать уникальные особенности истории и культуры России, которые позволили сделать празднование Нового года в нашей стране долгожданным событием.


 

1 Теоретическая часть.

1.1 Возникновение Снегурочки как литературного персонажа

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка».Здесь Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны - Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (22 марта) .

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку. Лирическая, история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для « Снегурочки» выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все популярней и хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Снегурочка еще не была ведущей праздника.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка уже начинает выступать наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник, постоянная спутница и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Интересно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.


В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на зарубежной рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам.

В подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

1.2 Возникновение русской Снегурочки как богини.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, до тех пор, пока наш русский народ не прекратит свое существование. С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими.

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение — оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", — сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

3.1 Образ Снегурочки как трансформация древних верований и обычаев

Бесспорно, образ Снегурочки является мутацией и трансформацией многих дохристианских верований, мифов и обычаев. Прежде всего, это касается таких праздников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали весну, Ярилино гульбище, похороны Костромы. Все названные праздники объединяет традиция предания огню (земле, воде) некоего импровизированного соломенного чучела-истукана. Возможно, Снегурочка как-то связана с февральской Кумахой: костромские поселяне верили, что в дремучем лесу живет девушка Кумаха, которая в конце зимы насылает своих сестер «людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить».Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы . Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Таким образом, существуют несколько версий происхождения образа Снегурочки. Некоторые из них спорные, но точной версии нет.


 


 


 


 

2.Практическая часть:

2.1 Методы и материалы.

Для выявлений знаний у школьников по данному вопросу мы использовали метод анкетирования. Анкеты были сконструированы с учетом возрастных особенностей респондентов. Для составления анкеты мы использовали метод Ядова В. А.(См. приложение 2). Анкетирование проводилось по месту учебы респондентов и носило аудиторный характер.

В исследовании принимали участие младшее звено МОУ НОШ № 7 (3 «А» и 3«Б» классы) старшее звено МОУ СОШ № 9 (10 «А» и 11 «А» классы). Всего в исследовании приняло участие 100 человек (48 человек- учащиеся младшего школьного звена, 52-старшего школьного звена). Анкетирование проходило с 19 по 24 декабря. Анкета ( См. приложение 2)заполнялась опрашиваемыми самостоятельно. Анкетирование было очным, то есть анкетер выступал в качестве инструктора по заполнению анкет.

2.2 Полученные результаты

Мы определили, какая информация нам необходима для исследования.

Мы составили вопросы, с помощью которых мы смогли получить необходимую информацию от респондентов, используя метод составления анкет Ядова В. А.

После составления анкеты проводилось анкетирование 18 и 20 января – школа № 7, 21 и 23 января – школа № 9

Затем происходил анализ ответов учащихся. По каждому вопросу подсчитывалось количество тех или иных одинаковых ответов в баллах.

После подсчета количества ответов баллы переводились в процентное соотношение.

Далее, получив определенные данные, мы построили график выявления уровня знаний учащихся по каждому вопросу в отдельности

Проанализировав график, мы вычислили, какой вопрос у учащихся вызвал наибольшее затруднение.

В процессе исследования нами были получены определенные результаты, которые мы занесли в таблицу.

Вопрос № 1: Празднуете ли вы Новый год?

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

кол-во

чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

да

48

100

52

100

100

100

нет

0

0

0

0

0

0

итого:

48

100

52

100

100

100

Вывод: Все респонденты отмечают Новый год

Вопрос № 2: Нравится ли вам Снегурочка?

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

да

48

100

32

62

80

80

нет

0

0

20

38

20

20

итого:

48

100

52

100

100

100

Вывод: В младшем звене все дети симпатизируют Снегурочке, в старшем звене наблюдается спад уровня симпатии к ней. (отрицательный ответ дали в основном девочки)

Вопрос № 3: Кем приходиться Снегурочка Деду Морозу?

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

 

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

внучка

30

62

47

90

77

77

дочка

10

21

3

6

13

13

другое

6

13

2

4

8

8

не знаю

2

4

0

0

2

2

итого:

48

100

52

100

100

100


 

Вывод: Подавляющее большинство респондентов ответили на данный вопрос правильно. Затруднялось ответить на вопрос только 2% учащихся


 

Вопрос № 4: Выберите из предложенных наименований одежды те, которые носит Снегурочка ( См. приложение 4):

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

 

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

4 правильных ответа

23

48

37

71

40

40

3 правильных ответа

17

36

10

19

27

27

2 правильных ответа

5

10

5

10

10

10

1 правильный ответ

1

2

0

0

1

1

0 правильных ответов

2

4

0

0

2

2

итого:

48

100

52

100

100

100

Вывод: Большинство учащихся имеют полное представление о том, как одета Снегурочка.

Вопрос № 5: Какие цвета преобладают в костюме Снегурочки?( См. приложение 4)

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

голубой (синий)+ белый

34

71

45

86

79

79

голубой (синий)

8

17

5

10

13

13

другие цвета

4

8

2

4

6

6

не знаю

2

4

0

0

2

2

итого:

48

100

52

100

100

100


 

Вывод: Респонденты в своем большинстве знают, что традиционными цветами в костюме Снегурочки являются белый и голубой. Данный вопрос не вызвал у них затруднения.

Вопрос № 6: Чего боится Снегурочка?

 

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

кол-во чел.

%

тепло

8

17

25

48

33

33

огонь

16

33

3

6

19

19

солнце

11

23

8

15

19

19

лето

5

11

6

12

11

11

другие варианты

4

8

10

19

14

14

не знаю

4

8

0

0

4

4

итого:

48

100

52

100

100

100

Вывод: В данном вопросе мнения респондентов разделились, но все ответы правильны. Всего 4 % учащихся не смогли ответить на этот вопрос.

Вопрос № 7: Что произошло со Снегурочкой в русской народной сказке?

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

кол-во чел.

%

кол-во чел.

 

кол-во чел.

%

растаяла

26

54

34

65

60

60

превратилась

в облако (испарилась)

12

25

18

35

30

30

не знаю

10

21

0

0

10

10

итого:

48

100

52

100

100

100

Вывод: Данный вопрос также не вызвал у учащихся затруднения. Лишь 10% испытуемых не справились с вопросом.

Вопрос № 8: Знаете ли вы какие-нибудь версии о происхождении образа Снегурочки?

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

кол-во чел.

%

кол-во чел.

 

кол-во чел.

%

да( знаю)

8

17

35

67

43

43

нет( не знаю)

40

83

17

33

57

57

итого:

48

100

52

100

100

100

Вывод: Вопрос о происхождении образа Снегурочки вызвал у школьников наибольшее затруднение, особенно у младшего звена.

 

Вопрос № 9: Если да, то какие:

варианты ответов

младшее звено

старшее звено

все учащиеся

кол-во чел.

%

кол-во чел.

 

кол-во чел.

%

слепили из снега

8

100

30

75

38

88

другие версии

0

0

5

25

5

22

итого:

8

100

40

100

43

100

Вывод: Не смотря на то, что старшее звено изложило свои версии происхождения Снегурочки, они оказались поверхностными, и основывались на сказках. Других, близких к истине версий, не было.

Таким образом, мы видим, что большинство учащихся среднего и младшего школьного возраста не знают версий о происхождении образа Снегурочки, а те учащиеся, которые знают, излагают одну версию: Снегурочку вылепили из снега одинокие, бездетные старики.


 


 


 


 

Выводы и рекомендации.

Выводы:

1.Мы изучили литературу по данной теме.

2.Подобрали метод для исследования.

3. С помощью подобранного нами метода анкетирования выявили, какой вопрос вызвал у учащихся наибольшие затруднения.

4. Наша гипотеза подтвердилась: вопрос о происхождении образа Снегурочки вызвал у подавляющегося большинства учащихся затруднение.

Вот наши рекомендации как увеличить уровень знаний учащихся об истории возникновения образа Снегурочки и других новогодних персонажей:

Проводить внутришкольные новогодние викторины об истории возникновения Снегурочки как новогоднего персонажа.

Создавать интерактивные игры и проводить соревнования между классами на знание истории возникновения новогодних традиций.

Создавать проекты

Примерные темы проектов:

«Какой я вижу Снегурочку ХХI-ого века»

«Снегурочка: откуда она к нам пришла?»

«Новогодний костюм для Снегурки»

« Метаморфозы Снегурочки»

« Символика в образе Снегурочки»

Проводить новогодние акции

«Новогодняя открытка»: Поздравление + интересный факт из истории возникновения новогодних персонажей.

«Задай вопрос Снегурочке» -Для проведения акции можно использовать внутришкольную почту. Снегурочка выбирает самые интересные вопросы о ней, отвечает на эти вопросы и награждает победителей.

Классные часы

Выпуск новогодней стенгазеты. Темы стенгазеты:

1.« Анкетные данные Снегурочки»

Анкета

Имя (откуда произошло)

Возраст

Дата рождения

Место рождения

Адрес проживания

Род занятий

Предпочтения в одежде

Любимый цвет

Любимые зимние игры

2. « Новогодняя карусель»- в стенгазете можно отобразить в виде графиков результат соцопроса учащихся школы, разместить сами вопросы, и конечно же фотографии всего процесса.

Примерные вопросы

Вам нравиться отмечать Новый год?

Где вы планируете его отмечать?

С кем вы чаще всего наряжаете елку?

Вам больше нравиться получать подарки или дарить?

Вы помогаете родителям готовить праздничный стол?

Что вам больше всего нравиться делать при подготовке к Новому году?

Заключение: Праздники являются неотъемлемой частью нашей жизни, и мы должны быть заинтересованы в том, в чем принимаем непосредственное участие. Мы должны знать историю своих русских традиций и обрядов, историю своих праздников, чтобы мы ,отмечая их, делали это осознанно, а не бездумно. Зная о источниках происхождения тех или иных явлений, традиций, персонажей, мы будим осознавать, где и в какое время они родились, а самое главное, зачем. Снегурочка- это один из самых волшебных, сказочно- добрых и любимых персонажей нашего детства. Она приходит к нам в дом каждый год, но как мало мы знаем о ней. Откуда она к нам пришла и для чего, где живет и что делает летом? О Снегурочке еще много чего не известно, но точно понятно одно- во всем мире народ только нашей страны придумал такую прекрасную и добрую богиню


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список используемой литературы:

1. Душичкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка//Отечественные записки, М.: 2003, № 1

2. Душичкина Е.В. Три века русской елки // Наука и жизнь, М.: 2008, №1

3. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Изд-во ЛГУ, 1989.

4.А.Н. Островский, Снегурочка. Изд-во «Советский писатель», М.:1989

5. Тощенко Ж. Т. Социология (общие курс). Москва, Прометей»/«Юрайт»,

1999.

6. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа,

методы. Самара, 1995.

Список использованных источников информации

1. www.vokrugsveta.ru, Артефакт, Снегурочка по - русски

Приложение №1 :Терем Снегурочки. Костромская область

Приложение № 2

Метод анкетирования. Типы вопросов анкеты. Требования к составлению анкеты

Анкета – структурированная форма сбора данных, состоящая из серии вопросов, письменных или устных, на которые необходимо отвечать респонденту

Разработка анкеты начинается с определения и понимания, какая информация необходима для исследования и каким образом (с помощью каких вопросов ее можно получить от респондентов, а также какие решения можно принять на основании этой информации?).

Типы вопросов анкеты

Открытые (неструктурированные) вопросы:

Преимущества: разнообразие ответов.

Недостатки: Сложность обработки

Применение: В качестве введения (что вы думаете относительно…)

Когда нужно определить, какие аспекты важны для респондента

В случае, если число ответов (вариантов) слишком велико

Когда желательно получить дословные ответы

В случае, когда аспект исследования, которые необходимо измерить, является деликатным

Закрытые (структурированные)вопросы:

Дихотомические (2 варианта ответа)

Вопросы множественного выбора

Обычно используются категории ответов, заранее разработанных исследователями, количество категорий обычно не превышает 5-7 .

Вопросы о респондентах:

Вопросы о возрасте:

Лучше задавать возрастной интервал, при этом промежуток интервала должен быть сопоставлен с определенным возрастом целевого сегмента исследования.

Требования к составлению анкеты:

1.      информация, которую необходимо собрать, должна быть четко определена и соответствовать определенной ранее проблеме исследования

2.      вид анкеты и метод проведения опроса должны соответствовать целям исследования

3.      количество вопросов не должно утомлять респондентов, а тематика вопросов – не выходить за рамки исследования

4.      информация, затрагивающая чувства респондентов должна находиться в конце анкеты

5.      тактичность в отношении вопросов о возрасте и доходах

6.      вопросы сами по себе не должны подталкивать респондентов на конкретный, один единственный для всех ответ

7.      должна присутствовать логическая структура вопросов

8.      удобное размещение вопросов на странице

9.      проведение предварительного тестирования для выяснения мнения респондентов


 


 


 


 


 

Приложение № 3: Анкета

Уважаемый участник нашей анкеты, мы предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1.Празднуете ли вы Новый год:

А) Да Б) Нет

2. Нравиться ли вам новогодний персонаж - Снегурочка:

А)да Б) Нет

2.Кем приходится Снегурочка Деду Морозу?_________________________________________________________

3.Выберите из предложенных наименований одежды те, которые носит Снегурочка:

а)шарф

б)шубка

в)рукавички

г)кофта

д)кокошник

е)юбка

ж)сапожки

з)пальто

4.Какие цвета преобладают в костюме Снегурочки?____________________________________

5.Чего боится Снегурочка?_____________________________________________________________________

6.Что произошло со Снегурочкой в русской народной сказке?_____________________________________________________________________________________________

7.Знаете ли вы какие-нибудь версии о происхождение Снегурочки:

А)Да

Б)Нет

8.Если да, то какие:_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите ваш возраст__________________________________________________________________

Школа______________ Класс_______________

Благодарим за ответы!

Приложение № 4: Образ Снегурочки


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Рис. 1 Рис. 2

Один из самых распространенных костюмов Снегурочки – пальто с меховой опушкой, высокие сапожки и отороченная мехом шапочка (Рис. 1) или кокошник (Рис. 2)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Одним из классических образов Снегурочки стало изображение красавицы в наряде с элементами народного костюма в цветах зимы – белом, голубом, серебряном и синем.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.