12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Павкина Галина Геннадьевна1302
Работаю в МБОУ Школе №42 уже 24 года, до этого работала инженером-технологом на предприятии легкой промышленности. Люблю заниматься творчеством, создаю эксклюзивные вещи для себя и членов своей семьи.
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
 

Городской тур XVI межшкольной конференции

«Первые шаги в науку»

Секция «Экология»

Что я увидел в капле воды…

Выполнил:

Байдер Ефим

ученик 1 «Н» класса

МБОУ школы №42

Железнодорожного района

г.о. Самара

Руководитель:

Павкина Галина Геннадьевна,

учитель технологии высшей категории

Самара, 2015г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

 
 

Цель работы, задачи исследования, анализ информационных источников.

3

 

Почему мне интересно узнать больше о воде?

3

Основная часть

 

1.

Зачем вода так необходима человеку?

4 - 6

2.

Почему вода находится в пище в большом количестве?

7

3.

Какие состояния воды мы чаще встречаем и почему?

8 – 9

4.

Почему хрустит снег?

10

5.

Наблюдения воды и снега под микроскопом.

11 – 12

6.

Простые опыты с водой

13 - 14

Заключение

15 - 16

Список литературы

17

Приложения


Что я увидел в капле воды
PPTX / 6.12 Мб

Приложения

18 – 21

Введение

Проблемная ситуация:

Я знаю, что вода источник жизни на земле, но мне многое не известно. Хотелось бы узнать о «воде» больше, и рассказать о новом изученном своим одноклассникам.

Цель:

Провести исследование воды, узнать как можно больше об этом знакомом всем с детства веществе и рассказать своим одноклассникам о том, что я узнал.

Задачи:

Узнать, зачем вода так необходима любому человеку.

Найти и изучить информацию о различных свойствах и состояниях воды.

Узнать, почему хрустит снег, а вода льется.

Провести наблюдения воды под микроскопом и опыты с водой.

Анализ информационных источников:

Конечно, я еще не очень хорошо владею техникой чтения и большие объемы информации мне помогала освоить мама, но детские стихи и рассказы я прочитал сам. Мне очень понравилось отношение авторов к воде. Они призывают нас любить воду, относиться к ней бережно и смотреть на неё по-другому, не так, как мы привыкли это делать.

Зачем вода так необходима человеку?

Мы редко задумываемся над вопросом, зачем вода так необходима человеку. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одноклеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Постепенно, на протяжении миллионов лет они видоизменялись, совершенствовались. Они дали начало растительным организмам, затем возникли формы, стоящие на грани между растениями и животными. И наконец, появились простейшие животные. Прошло еще много миллионов лет, прежде чем, борясь за существование, часть растений и животных «вышла» на сушу и продолжила там свое развитие.

Что же такое вода?

Вода – минерал, самый подлинный и удивительный. Вода – оборотень, единый в трёх лицах. То она, живая, течёт в реках и океанах, то паром стремится в облака, то льдами застывает в стужу. Вода – поразительная жидкость. Для воды, будто законы не писаны! Но благодаря её капризам в ней могла развиваться и существовать жизнь.

Вода совершает в природе два круговорота:

Большой круг – из океанов, морей, рек и водоёмов вода испаряется в атмосферу, конденсируется в облака и дождём выпадает на землю и с реками – опять в океан.

Вот так круговорот осуществляется:

Солнце воду греет – старается,

Вода от этого испаряется,

Паром к небу поднимается,

Там в тучи собирается,

Они ветром перемещаются,

И вода осадками снова

На Землю опускается.

Так что,

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода! [4]

И малый круг – растения всасывают воду из земли, с зеленью и фруктами вода попадает в тело человека и животных, оттуда снова возвращаются с выделениями и дыханием в воздух и в землю. Благодаря такому круговороту животные, растения и человек могут обитать на суше и всё же оставаться водными существами, так как вода составляет основную среду всякого живого организма.

Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Она и в нас самих: мы на две трети «сделаны» из воды.

Вода вылепила лицо нашей планеты. Вся земная жизнь рождена водой и не может существовать без неё. Мы дети воды. Недаром в сказках «живая вода» воскрешает даже мёртвых.

Вода одно из самых распространённых и наиболее важных соединений на Земле. Почти три четверти земли покрыто водой. В природе вода льдов покрывает хребты и вершины гор, образует арктическую и антарктическую шапки планеты. Материки изрезаны густой сетью рек, ручьёв, озёр, водоёмов и прудов. Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах, второе место по объёму водных масс занимают подземные воды, третье – лёд и снег.

Поверхностные воды суши, атмосферные и биологически связанные воды составляют доли процента от общего объёма воды гидросферы. [8]

Заглянув в каплю воды однажды, я увидел, что она имеет форму шара или приближается к ней. Если посмотреть вокруг, то можно заметить, что эту форму имеют многие предметы. А самое главное, это то, что маленькая капля воды похожа на планету Земля, Луну и другие объекты во Вселенной.

Человек не может обходиться без воды. Почему? Без еды человек может прожить целый месяц, а без воды не проживет и недели.

Вода расходуется для растворения питательных веществ и перенос их по всему организму с кровью, а также используется для регулирования температуры тела. Вода составляет до 80% массы клеток и выполняет в ней чрезвычайно важные функции: определяет объём и упругость клеток, транспортирует в клетку и из неё растворённые вещества, предохраняют клетку от резких колебаний температур. Высокое содержание воды в клетке – самое необходимое условие её жизнедеятельности и зависит от интенсивности процессов обмена веществ. Так, в быстрорастущих клетках человека и животных содержится около 95% воды, в клетках молодого организма 70- 80%, к старости значительно снижается (у очень старых людей – около 60%, ниже смерть). При потере 10 – 12% влаги человеку грозит гибель. Высохшая мумия человека весит только8 кг. В сутки человек выделяет 3 л воды. Столько же её нужно и вводить в организм. В это количество входит и вода, поглощаемая человеком с пищей. Большая потребность в воде не только у человека, а у всех живых организмов. Так, подсолнух высотой с человека нуждается в 1 л воды в сутки, тридцатилетняя берёза – в 60 л. [6]

Почему вода находится в пище в большом количестве

Нет ни одного продукта питания, в котором не было бы воды.

«Вода с водой – не гора с горой: сольются» – гласит русская пословица.[4]

Так и вода растворяет многие вещества, в том числе витамины, и содержится в большом количестве в овощах и фруктах. Когда мама варит суп, она использует питьевую воду, когда варит кашу, использует молоко, а молоко – жидкое и течет как вода. Мы очень любим сок из фруктов и овощей, оказывается, его делают на заводе при помощи фруктового концентрата и воды, это я видел в передаче, которая называется Галилео.

Человек с самого рождения питается материнским молоком, а ведь оно тоже жидкое. А значит, такой вид пищи является быстро усваиваемым и более полезным, чем твердая пища. Поэтому нужно слушать родителей, которые говорят, что во время обеда суп есть необходимо.

Все дети очень любят мороженое, а оно превращено в твердый продукт путем замораживания при низких температурах. Если заморозить сок, то получится фруктовый лед, как приятно в жаркий день полакомиться таким соком.

Полезную диетическую пищу готовят на пару. Моя мама очень часто готовит в пароварке, в ней вода находится в виде пара.

Какие состояния воды мы чаще встречаем и почему?

Отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман. Я река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

(Вода) [5]

Чаще всего мы пользуемся водой в жидком состоянии и это состояние воды нам более знакомо. Весной, летом и осенью выпадают осадки в виде дождя. Дождь это капли воды. Вот что про дождь написал поэт А.Тараскин [1]:

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром, дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Мы все очень любим гулять по нашей красивой набережной и загорать летом на пляжу. Вот какие строки написал Борис Заходер про реку [2]:

 

Течёт река… Издалека…

Течёт река… Течёт река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!...

Поздней осенью, когда температура опускается ниже нуля, мы можем наблюдать корочки льда на лужах, снежинки, падающие на одежду, и вода находится в твердом состоянии.

Зинаида Кокорина загадала нам загадку в виде стихотворения [3]:

Мухи белые хотят

Замести тропинки;

Эти мухи не жужжат,

Ведь они… Снежинки.

Когда мы кипятим воду в чайнике, чтобы заварить чай, то из носика чайника вырывается пар – это вода в газообразном состоянии. В таком же состоянии находится вода, которая испарилась с поверхности земли и превратилась в облака.

На небе удивительных

Фигур царит парад.

Подушки в небе ватные

Волшебные парят.

Ответ, ребята, знаете

Вы все наверняка…

Подушки в небе ватные,

Конечно… Облака.[5]

Почему хрустит снег?

Мой день рождения в ноябре. Обычно в конце ноября уже лежит достаточно толстый слой снега и можно бегать по нему, играть в снежки. Когда наступаешь на снег, он издает хрустящий звук. Мне нравится этот звук, я люблю ходить или бегать по снегу. Но я и не догадывался, почему он хрустит. Оказывается, это под человеческим весом ломаются снежинки. Ведь они такие маленькие красивые и хрупкие.

Наблюдения воды и снега под микроскопом

Чтобы увидеть, как выглядит вода в приближении, я воспользовался электронным микроскопом Intel QX3. Это устройство, подключенное к компьютеру, может нам показать изображения в 10, 60 и 200 кратном увеличении. Конечно, рассмотреть снежинки под микроскопом нельзя, потому, что они быстро тают в теплом помещении, а вот воду в жидком состоянии можно изучить, сфотографировать и показать это изображение.

Сначала я рассмотрел каплю воды под микроскопом, с увеличением в 10 раз и у меня получилось такое изображение:

Потом я рассмотрел каплю

воды под микроскопом, с увеличением в 60 раз и у меня получилось такое изображение:

И, наконец, я рассмотрел каплю воды под микроскопом, с увеличением в 200 раз и у меня получилось такое изображение:

 

Потом я решил, что мне нужно посмотреть под микроскопом снег. Вот что я увидел в микроскоп при увеличении в 10 раз:

В ходе эксперимента я увидел в микроскоп при увеличении в 60 раз рисунки, похожие на веточки:

При самом большом увеличении получилось, что веточки стали еще более видны и похожи на снежинки.

Простые опыты с водой

Я провел некоторые опыты, чтобы понять какими свойствами обладает вода.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой,

стаканчик с молоком,

палочки или чайные ложки,

соломинки для коктейля,

песок,

сахарный песок,

кусочки льда,

комочки снега,

термос с горячей водой,

стекло или зеркальце,

акварельные краски.

Вода прозрачная.

Возьмем два стакана: один с водой, а другой с молоком. В оба стакана положим палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

У воды нет вкуса.

Попробуем через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать для сравнения попробовать молоко или сок.

У воды нет запаха.

Понюхаем воду. Чем она пахнет? Запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Лёд – твёрдая вода.

Возьмем кубики льда. Поместим их в стаканчик, наблюдаем за кусочком льда. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Пар – это тоже вода.

Возьмем термос с кипятком. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды.

Вода жидкая, может течь.

Возьмем два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью

В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

Возьмем два стаканчика с водой. В один из них положим обычный песок и попробуем размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

Размешаем акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Вода бывает теплой, холодной и горячей.

Возьмем стаканчики с водой разной температуры. С помощью термометра определим, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая.

Вода не имеет формы.

Рассмотрим кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода.

Налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Заключение

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на Землю в виде дождя или снега. Но чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения — все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти. Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и поселков. Но проблема охраны вод по-прежнему остра. Воду нужно беречь, и хотя наша страна богата пресными водами, как никакая другая (только в озере Байкал содержится 20 % мировых запасов пресной воды), однако люди бездумно и бездушно относится к охране пресной воды.

При огромном количестве пресной воды в мире ощущается её большой недостаток. Основная причина нехватки пресной воды – её загрязнение, самые опасные загрязнители источников пресной воды – заводы, выбрасывающие в окружающую среду различные вредные вещества; минеральные удобрения и ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве и попадающие в водоёмы с дождевой или талой водой; канализационные бытовые стоки и др. много воды теряется из-за неэкономного использования: очень много пресной воды мы расходуем бездумно и напрасно. Что стоит, например, постоянно текущие бочки в туалетах, забытый нами открытый водопроводный кран и т.д. [7]

Работая над темой, я узнал много нового и ранее мне неизвестного. Самое главное, что все, что я узнал, очень интересно. Мне хочется продолжить работу на эту тему. Она очень большая, и есть еще много, что мне еще хотелось бы узнать.

Надеюсь, что мне еще не раз представится возможность выступать перед одноклассниками и учениками школы с различными темами, которые мне интересны.

Список литературы

А. Тараскин. Веселые дожди. Стихи для младших школьного возраста – Минск.: Мастц Лит, 1979. – 24с.

Б. Заходер. Стихи и сказки – М.: Проф – Пресс, 2012. – 128с.

З. Кокорина. Сундучок загадок. Времена года. М.: Линг, 2009. – 10с.

Вошебный короб – М.: Школьная библиотека, 2013, 63с.

http://zagadochki.ru/zagadka.html (Загадки о природе)

http://www.water.ru

http://otherreferats.allbest.ru

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.