12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44515
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Исследовательская работа в области литературы


Для учителя, занимающегося исследовательской работой в школе, одним из сложных вопросов является определение области и формулировка темы исследования. Исследовательская работа в области литературы может охватывать широкий спектр тематик, это зависит от интересов учащихся и учителя. Поделюсь возможными направлениями исследований в литературе и прокомментирую их.

1) Анализ литературных произведений разных эпох и культур.

Анализ литературных произведений разных эпох и культур может быть увлекательным и познавательным занятием, которое помогает понять различия и сходства между разными культурами и эпохами, а также увидеть, как литература отражает социокультурные изменения и идеологические тенденции. В качестве исследования очень интересно изучать исторические обстоятельства, в которых было создано произведение, анализировать те события, политические перемены, социальные движения или культурные течения, которые оказали влияние на автора и его произведение. Например, революции, войны, экономические кризисы, научные открытия или культурные движения.

Не менее интересным может оказать и культурный контекст, поиск ответов на такие вопросы, как:

-какие ценности, обычаи, религиозные убеждения или мировоззрение описаны в произведении?

- Какие культурные особенности влияют на язык, стиль и образы в произведении?

2) Анализ стиля и литературных приемов, что предусматривает изучение структуры, языка и стиля произведения. Здесь можно изучать те литературные приемы, которые использует автор для выражения своих идей, отмечать какие-то особенности стиля, которые характерны для определенной эпохи или культуры.

Не менее интересным может оказаться сравнение с другими произведениями. В основу исследования можно положить поиск сходства и различия между произведением и другими литературными произведениями, созданными в разное время или в разных культурах, отметить те темы или мотивы, которые являются универсальными или уникальными для конкретной эпохи или культуры.

2) Исследование структуры и стиля произведений и стиля литературных произведений.

Исследовать можно введение одного или нескольких произведений одного автора (анализ начала произведения, включая его заголовок, предисловие или первый параграф, поиск ответа на вопрос «Как автор вводит читателя в круг событий и определяет тему или проблему»)

Интересным для исследования может быть и развитие сюжета, кульминация и развязка: анализ основных событий, действий и поворотов сюжета, разрешения конфликта, изучение того, как автор организует сюжетные линии и передает развитие сюжета, как завершает произведение и закрывает его сюжетные линии.

Безусловно, увлечет юных исследователей и сравнение произведений одного или разных жанров, определение общих черт и черт различия.

3) Исследование исторического контекста создания литературных произведений.

Здесь интересным аспектом может оказаться изучение мировоззрения автора и его окружения, определение того, какие события могли повлиять на его творчество, какие интеллектуальные, культурные и образовательные контакты оказали на него наибольшее влияние и отразились в творчестве.

Отдельной интересной работой может стать изучение идеологических и философских тенденций, характерных для времени создания произведения, изучение тех жизненных идей и ценностей, которые были распространены в обществе, отношения автора к этим идеям.

Можно изучать влияние того или иного произведения на литературную традицию, оценить влияние произведения на дальнейшее развитие литературы и культуры, указать, какие темы, стилистические приемы или идеи, впервые представленные в произведении, стали важными для литературной традиции.

4) Анализ эволюции языка и литературы в различные исторические периоды.

Анализ эволюции языка и литературы в различные исторические периоды позволяет нам понять, как менялись языковые структуры, стили и жанры в соответствии с изменениями в обществе, культуре и технологиях. Так, в древние времена устная передача была основным способом сохранения и передачи знаний и историй, примеры литературы включали эпические поэмы, мифы, легенды и религиозные тексты, часто создававшиеся в форме стихов и песен, язык был более ораторским и формальным, с использованием архаических слов и фраз. Эти темы могут быть раскрыты на материале фольклорных текстов.

В Средние века письменность становится более распространенной благодаря монастырям и церковным институтам, литература включает рыцарские романы, религиозные тексты, баллады и народные сказания, язык становится более стандартизированным, но во многом зависит от региональных диалектов.

В эпоху классицизма возрастает интереса к науке, рационализму и образованию, что приводит к изменению в литературном стиле. Развиваются жанры прозы, в том числе реалистический роман и эссе, язык становится более лаконичным и точным, отказываясь от барочных украшений. Литературные произведения этого времени дают богатый материал для самостоятельных исследований.

Романтизм отличается увлечением фантазией, эмоциями и природой, возникают новые жанры, такие как готический роман и лирическая поэзия, язык становится более экспрессивным и эмоциональным, с акцентом на индивидуальность и субъективность. Интересно изучать не только русский романтизм, но и то, какое влияние оказал на него романтизм европейский.

Интересным для учащихся, особенно для читающих старшеклассников, будет изучение произведений модернизма и постмодернизма, ведь эти направления характеризуются экспериментами с формой, языком и структурой текста. Появляются различные литературные течения и направления, такие как сюрреализм, экспрессионизм и минимализм. Язык становится более разнообразным и многослойным, с использованием различных стилей и техник.

Эти периоды представляют лишь общие черты эволюции языка и литературы. Каждый исторический период имеет свои уникальные особенности и влияния, которые формировали литературную традицию и стиль того времени.

5) Исследовательские работы о героях современной литературы.

Такие работы могут затрагивать различные аспекты характеров героев функций, символики и влияния на развитие сюжета и тематики произведений. Например, психологический анализ героев (исследование психологических аспектов героев, включая их мотивации, внутренние конфликты, эмоциональное состояние и развитие в течение произведения), социологический анализ героев (анализ героев в контексте их социальной среды и общественных отношений). Это может включать исследование статуса, роли и влияния героев в обществе, а также отражение социокультурных и политических реалий в их характерах и действиях. Сравнительный анализ героев - сопоставление героев разных произведений или авторов с целью выявления общих черт, сходств и различий в их характерах, мотивациях и функциях. Анализ эволюции героев -исследование изменений в характерах героев в современной литературе по времени и контексту. Исследователи могут анализировать, какие типы героев становятся более популярными или изменяются под воздействием социокультурных изменений.

Эти направления исследований представляют лишь небольшую часть того, что может быть исследовано в области современного литературоведения. Каждое исследование может быть ориентировано на конкретные аспекты и варьироваться в методологии и подходах в зависимости от целей и интересов юного исследователя.


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 20.03.24 в 02:35 0Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.