Исследовательская работа по окружающему миру «Знакомьтесь: бриллиантовый, зелёный»
Научно - практическая конференция обучающихся г.о.г. Кулебаки
«Старт в науку-2017»
Исследовательская работа
«Знакомьтесь: бриллиантовый, зелёный»
Область исследования: «Окружающий мир»
Работу выполнили:
Карпухина Виктория, Середенина Виктория,
обучающиеся 1 класса
МБОУ Гремячевской школы № 1.
Руководитель:
Клопова Ирина Александровна,
учитель начальных классов.
р.п. Гремячево
2017 г.
Аннотация
Карпухина Виктория, Середенина Виктория.
Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки, р. п. Гремячево, МБОУ Гремячевская школа № 1
1 а класс, «Знакомьтесь: бриллиантовый, зелёный».
Руководитель: Клопова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ Гремячевской школы № 1.
Исследовательская работа посвящена изучению раствора бриллиантового зелёного и его свойств. Интересно, почему это вещество так называется? Чем можно удалить следы зелёнки? Ответы на эти вопросы можно найти в данной исследовательской работе.
Цель работы: изучение свойств зелени бриллиантовой.
Методы исследования: информационные, практические.
Гипотеза: зеленка - неустойчивый краситель.
Основные результаты:
При разработке данного исследования были изучены химические свойства зелени бриллиантовой. В работе учеников на практике были исследованы свойства зеленки как красителя.
Исследовательская работа сопровождается компьютерной презентацией.
Оглавление:
1.Введение. Почему мы выбрали эту тему......................................4-5
2.Теоретическая часть.
2.1.Анкетирование.......................................................................5
2.2.Изучение научной литературы.............................................6
2.2.1.История появления зелени бриллиантовой……………..6
2.2.2.Изучение химических свойств…………………………..6-7
2.2.3.Где и как используется……………………………………7
2.3.Советы из Интернета........................................................... .7-8
3.Экспериментальное исследование.
3.1.Подготовительный этап........................................................8-9
3.2.Проведение опыта.................................................................9
4.Заключение......................................................................................11
5.Список литературы.........................................................................12
6.Приложения……………………………………………………….13-16
1.Введение
- Подожди, сыночек, я сейчас приду,
Что-то я в аптечке зелёнку не найду!
Где зелёнка для ребёнка?!
-Я покрасил ей котёнка...
В каждой домашней аптечке найдется зеленка - привычный с раннего детства раствор. Как это часто бывает с привычными вещами, мы не задумываемся об их происхождении и прочих «секретах». А между тем, должно же быть объяснение, почему эта жидкость гордо именуется «бриллиантовой»? Но начнём по порядку.
Однажды, когда я нечаянно порезалась, мама мне обработала ранку. Мои пальцы в один миг стали зелеными от этого средства. Я взяла флакончик и прочла: «Бриллиантовый зеленый. Раствор спиртовой». Мама сказала: «Не волнуйся, это зеленка. Она скоро отмоется».
Глядя на свои руки, у меня возникло много вопросов. Что это за «бриллиантовое» вещество? Почему оно зеленого цвета? И главный вопрос: когда мои руки вновь станут чистыми?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, я предложила своей однокласснице Вике провести исследование, цель которого - изучение свойств зелени бриллиантовой. Для достижения цели исследования были поставлены задачи:
- выяснить, почему вещество называется «Бриллиантовый зеленый»;
-составить анкету для опроса и провести анкетирование среди одноклассников, проанализировать результаты;
- изучить химический состав данного вещества;
- провести опыты по выявлению свойств зеленки как красителя;
- по результатам опытов сделать вывод;
- выпустить буклет с полезными советами.
Гипотеза исследования: мы предположили, что зеленка - неустойчивый краситель.
Предмет исследования: раствор зелёный бриллиантовый.
Методы исследования:
- информационные: беседа, анкетирование, анализ научной информации;
- практические: опыты, наблюдения.
Мы выбрали методы, которые помогут нам проверить гипотезу нашего исследования.
Актуальность работы в том, что данное исследование поможет учащимся расширить свой кругозор, изучить свойства зеленки, заботиться о своём здоровье.
Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках окружающего мира и при проведении познавательных внеклассных мероприятий.
2.Теоретическая часть
2.1.Анкетирование
На первом этапе своей работы мы решили провести опрос по выявлению «популярности» зеленки в нашем классе. Для этого мы составили анкету, состоящую из трех вопросов:
1.Есть ли у вас дома «зеленка»?
Варианты ответов:
Да Нет
2.Пользуетесь ли вы и ваши родители «зеленкой» при ранах, царапинах?
Варианты ответов:
Да Нет
3.Болели ли вы «ветряной оспой»? Если болели, то чем вам обрабатывали «пузырьки»?
Варианты ответов:
Да Нет
А) зеленкой
Б) другим средством
В опросе участвовали 25 человек. На вопрос № 1 «Да» ответили 25 человек. В вопросе № 2 было лишь 3 отрицательных ответа. Из вопроса № 3 выяснилось, что 17 человек болели «ветрянкой» и всем при лечении применяли «зелёнку».
Анкета позволила сделать вывод, что зеленка пользуется спросом. Мы смело продолжили свое исследование.
2.2.Изучение научной литературы
На флаконе, который мама использовала для моего лечения, я прочитала «Раствор бриллиантовый зеленый спиртовой 1%». Почему же эту жидкость называют «бриллиантовой»? Может быть, это вещество имеет отношение к драгоценностям? От надписи на флаконе мы не получили никакой информации. Следующим шагом в нашей исследовательской работе стало изучение научной литературы. Для этого мы обратились за помощью в школьную библиотеку.
В «Толковом словаре» Ожегова мы прочитали следующую запись:
ЗЕЛЕНКА - и, ж. (разг.). Лекарство, обеззараживающая жидкость зеленого цвета на спирту для лечения царапин, порезов, заболеваний кожи. Смазать зеленкой.
Но эта информация не дала ответ на наши вопросы. Тогда по совету школьного библиотекаря мы стала изучать энциклопедию, из которой мы узнала много интересного.
2.2.1.История появления зелени бриллиантовой
Оказывается, бриллиантовый зеленый – это краситель, полученный путем химической реакции. Мир узнал о нем благодаря молодому английскому ученому Уильяму Перкину, сыну небогатого строителя. В поисках средства от малярии, от которой умирали англичане в 19 веке, молодой химик путем эксперимента над разными красящими средствами пытался создать целебный раствор. Отсутствие успехов на этом поприще убивала молодого химика и он отчаялся создать долгожданное лекарство, о чем поделился с отцом. Еще Перкин рассказал, что во время экспериментов некоторые препараты попадая на его одежду, не отмывались и не отстирывались. Отец посоветовал молодому ученому трудиться над этим направлением в науке. Экспериментируя с разными составами, было создано множество красителей. Хорошо известная нам зеленка была одним из них. За достижения в области химии Уильям Перкин был произведен в рыцари.
Медицина заинтересовалась зелёнкой лишь через сто лет. Химики, подкрашивая этим красителем растворы, случайно обнаружили, что зелёнка убивает микробы.
2.2.2.Изучение химических свойств
В русский язык название этого красителя попало из французского языка. При переводе с латинского языка на французский неизвестный химик употребил слово brilliant-«блестящий», а некий русский переводчик решил, что это слово означает «бриллиантовый». В народе это средство называют «зеленка» благодаря зеленому цвету. Вот и оказалось, что ничего драгоценного в нем нет, кроме лечебного свойства.
Зеленка в воде растворяется плохо. Раствор обладает насыщенным цветом. Иногда выпускается в виде карандаша. Хранить флаконы с зеленкой необходимо в темном месте, потому что на свету она разлагается.
2.2.3.Где и как используется
Так же мы узнали, что этот краситель широко применяется во многих отраслях: в промышленности раствор бриллиантовый зеленый используется как краситель, в медицине - как антисептик. Даже во многих бактерицидных пластырях используется зелёнка.
Почему же мама обработала мою рану «зеленкой», а не йодом, например?
По этому поводу нас проконсультировала педиатр Остапенко Татьяна Викторовна, которая всегда приходит на помощь даже в решении таких вопросов. Оказывается, раствор бриллиантовый зеленый не оставляет после себя никаких шрамов в отличие от йода, который сильно сушит кожу. Зеленка более мягкий антисептик. Те, кто болел ветрянкой, знают, что нет лучшего средства, чем зеленка. Кстати, во всем мире этот раствор в медицине совсем не используется! «Боевой» зеленый окрас в других странах заменяют бесцветными препаратами, чтобы не было заметно следов зеленки. Вот и весь секрет.
2.3.Советы Интернета
Конечно, много интересного и полезного мы узнали об этом веществе из научных книг. Нам стало интересно, какая информация о зеленке есть в Интернете. В Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/) мы прочитали следующее:
Бриллиа́нтовый зелёный - синтетический анилиновый краситель, лекарственное средство. Зеленоватые комочки или зеленоватый порошок. Трудно растворим в воде. А это химическая формула зеленки (жаль, что мы еще не изучаем химию):
Но когда руки очистятся от зеленки, было пока не понятно. На помощь пришёл ресурс «Семья и мама» (http://7ya-mama.ru).На этом сайте мы узнали некоторые советы по обесцвечиванию этого красителя. Вот некоторые из них.
Как отмыть зеленку с кожи?
Если вам предстоит отмывать зеленку с чувствительной или детской кожи, то лучше воспользоваться перекисью водорода. Перекись намного бережнее других средств относится к коже и не повредит ее.
Как отмыть зеленку с одежды?
Отмываем зеленку с одежды. Отмыть пятно зеленки с одежды достаточно трудная задача. Необходимо воспользоваться пятновыводителем. Приобретите пятновыводитель, нанесите его на пятно и оставьте на некоторое время (минут 10-15 будет достаточно). После этого постирайте одежду в теплой воде с добавлением отбеливателя.
Как отмыть зеленку с мебели?
Влажные салфетки для бытовой техники прекрасно справляются с пятнами от зеленки на мебели. Секрет их действия заключается в том, что они содержат спирт. Эффективно борется с пятнами обычный ластик. Для этого необходимо смочить поверхность водой, после чего хорошенько потереть.
Как отмыть зеленку с линолеума?
Линолеум хорошо отмывается спиртом, в который добавлен лимонный сок. Достаточно смочить губку в растворе и положить на пятно. При выведении старых пятен с линолеума рекомендуют использовать уксус. На место загрязнения нужно капнуть уксусной кислоты и протереть чистой тряпочкой. Важно помнить, что во время выполнения работ необходимо использовать резиновые перчатки.
Все советы очень полезные. Но какой из них самый эффективный? Мы решил сами с помощью опытов найти это средство и выявить победителя эксперимента.
3.Экспериментальное исследование
Цель эксперимента: выявление свойств зеленки как красителя.
3.1.Подготовительный этап.
Для того, чтобы провести опыт, мы составили план работы:
1.Подготовка оборудования и необходимых средств.
2.Проведение опыта.
3. Подведение итогов исследования.
Для выполнения самой интересной части нашей работы мы обратились к учителю химии Гусевой Наталии Васильевне, т.к. для опыта необходимо лабораторное оборудование.
Нам понадобилось:
1.Бриллиантовый зеленый. Раствор спиртовой-3 мл.
2.Перекись водорода-5 мл.
3.Сок лимона-5мл.
4.Уксусная кислота-3 мл.
5.Вода кипяченая холодная-200 мл.
6.Оборудование.
3.2.Проведение опыта
Опыты проводились в кабинете химии под руководством учителя.
Для начала мы взяли стакан с чистой водой и добавили три капли бриллиантового зеленого, помешали и получили зеленоватый раствор этого красителя. Чтобы продолжить опыт, содержимое стакана мы разлили в пронумерованные пробирки, в каждую из которых добавляли испытуемые вещества. (Рис.1.)
В пробирке под № 1 была добавлена перекись водорода. Ей понадобилось время, чтобы сделать зеленку бесцветной. Мы увидели, что раствор менял свой цвет постепенно. И вот, на наших глазах произошло чудо - содержимое пробирки спустя некоторое время стало прозрачным! (Рис.2.)
Пришло время проверить, как уксусная кислота справится со своей задачей. Зеленый раствор стал почему-то еще ярче. Вещество в пробирке № 2 не прошло проверку.(Рис.3.)
Затем в бой вступил лимонный сок. Кто же победит? И снова зеленка взяла верх. Раствор в пробирке № 3 лишь немного посветлел, зеленый оттенок остался.(Рис.4.)
Теперь мы можем сделать вывод, который мы получили в результате эксперимента: лучше всего с обесцвечиванием бриллиантового зеленого справилась перекись водорода. Задачи выполнены, цель работы достигнута. Осталось результаты опыта представить в виде диаграммы:
4.Заключение
Занимаясь исследованием, мы узнали много интересного о зелени бриллиантовой, опытным путем доказали, что данный раствор неустойчив к перекиси водорода, лимонной и уксусной кислоте.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза подтверждается. Полученные результаты дают возможность утверждать, что предмет исследования является актуальным и востребованным.
Проведя исследование, мы изготовили буклет (Рис.5,6.), в котором разместили полезную информацию по результатам своих экспериментов. На уроке окружающего мира мы поделимся с одноклассниками со своими наблюдениями и новыми знаниями об этом популярном веществе.
В заключении хочется сказать, что мы еще пока не можем дать объяснение нашим опытам, ведь мы еще учимся в первом классе и многого пока не знаем. Проводить опыты нам очень понравилось. Мы уже мечтаем не только «похимичить», но и находить объяснение пока непонятным явлениям.
5.Список литературы:
1.Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М.: «Издательство АСТ»,2001-551с.:В.А. Маркин.
2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»/Российская академия наук.-4-е изд., дополненное. - М;ООО «ИМИ Технология»,2003 г.
3.Плешаков А.А. Мир вокруг нас.1 класс.2 часть.//Учебник для 1 класса начальной школы. М.: Просвещение, 2015 г.
4.Ресурсы Интернет- сайтов:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
6.Приложения
Рис.1. Приготовления к опыту.
Рис.2. Опыт с перекисью водорода.
Рис.3. Опыт с уксусной кислотой.
Рис.4. Опыт с лимонным соком.
Рис.5,6.Буклет.
Бриллиа́нтовый зелёный (тетраэтил-4,4-диаминотрифенилметана оксалат) — синтетический анилиновый краситель трифенилметанового ряда.
Антисептическое средство; применяют в виде водных или спиртовых растворов для смазывания кожи при её заболеваниях и повреждениях.
Показан к применению для обеззараживания свежих послеоперационных и посттравматических рубцов, пуповины новорождённых, ссадин, порезов, иных нарушений целостности кожных покровов, при лечении гнойно-воспалительных процессов кожи — гордеолума («ячмень»), пиодермии, местной стафилококковой инфекции. Применяется наружно, препарат наносят на повреждённую поверхность, захватывая окружающие здоровые ткани.
Бриллиантовый зелёный
Бриллиантовый зелёный(Viridis nitens) |
||
Бис-(п-диэтиламино) трифенилангидрокарбинола оксалат |
||
C₂₇H₃₄N₂O₄S |
||
475,6 г/моль |
||
Классификация |
||
Антисептики и дезинфицирующие средства |
||
Лекарственные формы |
||
раствор для наружного применения (спиртовой) 1 %, 2 % |
||
Торговые названия |
||
Раствор зелени бриллиантовой, Зелень бриллиантовая, Зелёнка, Бриллиантовый зеленый, Раствор бриллиантового зеленого, Бриллиантовая зелень |
||
Чем отмыть зеленку с кожи?
Удалять бриллиантовую зелень с кожи лучше всего с помощью перекиси водорода. Только надо смотреть, чтобы это средство не попало на слизистые поверхности, в нос, глаза, рот. Хорошо в таких случаях помогают коже отпаривающие ванночки с мылом.
Чем отмыть зеленку с одежды?
Если вещь из шерсти, то пятно нужно хорошенько смочить мыльной пеной и промывать под холодной водой, таким же способом удаляем пятна с шерстяных ковров.
Удалить зеленку с белой хлопчатобумажной одежды можно при помощи качественного отбеливателя или пятновыводителя, нанеся его на пятно и оставив на время, затем постирать с порошком.
Авторы:
Карпухина Виктория, Середенина Виктория
Чем отмыть зеленку с мебели или дерева?
С полированного шкафа или стола пятна зеленки можно вывести при помощи обычного ластика, его нужно смочить и хорошо потереть. Помогает так же средство для мытья посуды. Паркет или деревянный пол можно вычистить при помощи обычного ацетона или растворителя. Только надо помнить, что не все деревянные поверхности, можно обрабатывать тем, что есть под рукой. Если вы нанесете растворитель на лакированную глянцевую поверхность с пятном зеленки, то еще больше всё ухудшите.
Чем отмыть зеленку с линолеума?
Линолеум хорошо очищается спиртом пополам с лимонным соком. Для этого нужно смочить губку в растворе и положить на пятно.
Здесь вы прочтете, что такое С29Н33O4N2 и найдете несколько полезных советов, как справиться с пятном бриллиантового зеленого.
Удачи Вам
в борьбе с пятнами!